Атакуют черные береты

АТАКУЮТ ЧЕРНЫЕ БЕРЕТЫ

Морская пехота всегда была и остается элитой армии. Уровень боевой выучки в этих войсках традиционно высок. «Черные береты», высоко подняв планку профессионализма, умеют ее и удержать. Можно долго рассуждать на эту тему, вспомнить лихие девяностые, когда на общем неприглядном фоне части морской пехоты оставались в числе наиболее боеспособных сил. И в пекле первой чеченской кампании, когда в заледеневшей январской грязи и крови федеральные войска штурмовали Грозный, во время боев за дворец Дудаева и здание Совмина морские пехотинцы проявили высочайшие доблесть и силу духа. Несмотря на то что подразделения морской пехоты, формируемые для отправки в Чечню, тоже собирали «с миру по нитке», их в кратчайшее время сумели подготовить, сплотить, сделать единым боевым ядром. И в дальнейшем, в течение обоих чеченских кампаний, подразделения морской пехоты достойно проявляли себя на самых трудных участках.

[nggallery id=4 template=caption]

Понятно, что не черные береты и тельняшки делают молодых людей мужественными и умелыми солдатами ­ эти атрибуты формы лишь отличают их… И сегодня, как повелось с давних пор, служить именно в морской пехоте хотят многие призывники. Хотя далеко не все подходят по здоровью, слишком уж высоки здесь физические и морально­психологические нагрузки.

Все это говорится ни в коей мере не в обиду другим родам войск, тем же мотострелковым. Пехота­матушка как была, так и остается царицей полей, ее никто не заменит, и это факт. Но что поделаешь, при всем этом в военкоматах редко услышишь «Хочу в мотострелки», зато очень часто ­ «Желаю служить в морской пехоте»! Может быть, юношеский максимализм сказывается? Желание быть круче, сильнее, выносливее, наконец, мужественнее? Вряд ли кто­нибудь сможет однозначно ответить на этот непростой вопрос. Но служба в морской пехоте все­таки отличается от какой­либо другой. Все, кому выпала честь носить черный берет, знают это, и не зря говорят, что бывших морпехов не бывает. Действительно, у них особая атмосфера и особый настрой. Только осознаешь это по­настоящему лишь со временем, пролив литры пота на занятиях, хлебнув морской водицы при высадке на побережье, пройдя через не могу, на пределе сил не один марш­бросок с полной выкладкой. Так, постепенно приходит осознание того, что морской десантник действительно должен обладать особыми качествами, к этому обязывает его предназначение. Высадиться с моря и с воздуха прямо на врага, ведущего по тебе бешеный огонь из всех огневых средств, захватить плацдарм и держаться до подхода главных сил.

В том­то и состоит особенность подготовки морпехов, что упор делается на комплексное развитие всех боевых качеств. Концепция ясна: при высадке на вражеское побережье боец должен не только уверенно владеть своей основной специальностью, но и уметь стрелять из разных видов оружия, быть выносливым, в отличной физической форме, способным вести не только огневой бой, но и драться врукопашную, словом, добиваться победы любой ценой. Таковы реалии действий в десанте. И самое главное, что, несмотря на разведданные, никогда точно не известно, что ждет впереди, на неприятельском побережье. А морские десантники высаживаются первыми. Потому так важно готовить их к действиям на незнакомой местности, на необорудованном побережье.

В боевой подготовке морской пехоты Тихоокеанского флота доминирует именно такой подход. Причем в последнее время традиционными становятся совместные занятия и учения подразделений морской пехоты, расположенных в разных районах Дальнего Востока. Раньше такое бывало нечасто, но в последние годы многие мероприятия боевой учебы отрабатываются именно по такому принципу.

Например, год назад морские пехотинцы из соединения, дислоцированного в Южном Приморье, совершили переход морем на Камчатку. Там они совместно с «черными беретами» из расположенного на Камчатке полка морской пехоты провели ряд занятий по боевой подготовке, которые закончились совместными учениями по высадке на необорудованное побережье, занятое условным противником.

А потом морпехи из Приморья и Камчатки совместно действовали в ходе практического этапа командно­штабных учений Тихоокеанского флота по высадке морского десанта на необорудованное Сахалинское побережье. Всего тогда к учениям было привлечено более 50 единиц боевой техники и около 500 военнослужащих морской пехоты, а операцию по десантированию поддерживало до пятнадцати боевых кораблей.

Что дают такие совместные мероприятия? Они эффективны во всех отношениях. Совершаются переходы морем, отрабатываются действия в незнакомых районах, что максимально приближает условия учений к реальным боевым. Морские десантники действуют на неизученном ранее побережье.

Здесь сделаем небольшое, но весьма важное отступление. Дело в том, что проведение учений на незнакомых полигонах только на первый взгляд может показаться дополнительным штрихом, усложняющим действия, и не более того. На самом деле для подразделений, которым выпадает действовать на еще неизученном полигоне, кардинально меняется вся картина, и это может подтвердить любой опытный командир. Ведь в буднях, как известно, приходится обучаться на полигонах, расположенных рядом с частями и соединениями. Это вполне понятно, в том числе по экономическим соображениям. Но ситуацию, близкую к реальному бою, в стократно «изъезженном и истоптанном» месте, как ни старайся, не создашь. Если всем заранее известно, где появятся мишени, в какую сторону они будут двигаться, на каких рубежах и дальностях ждать появления следующих целей, а механик­водитель, ведя боевую машину, наперед знает, где объехать препятствие, где притормозить, то о какой внезапности можно говорить? Разумеется, все это имеет важнейшее значение для освоения боевых специальностей, навыков огневой подготовки, вождения, тактики и т.д. Но по­настоящему оценить боеспособность подразделения, проверить все, на что способен личный состав, можно лишь в условиях, когда существует элемент внезапности, неожиданности. То есть при действиях именно на незнакомой местности.

Обстановка действительно приближается к условиям реального боя, когда морскому десанту приходится высаживаться на необорудованное и незнакомое побережье. Кроме того, основные «сюрпризы» приходится ожидать и от условного противника. Тем более когда в его роли реально действуют подразделения мотострелков, как это было при высадке на Сахалине. В такой ситуации приходится незамедлительно реагировать на ситуацию, быстро принимать решения, импровизировать, действовать решительно, стараться переиграть условного противника.

В целом сценарий на тех совместных учениях развивался по классической схеме. Корабельная ударная группа подавила наиболее опасные огневые точки условного противника, закрепившегося на побережье. Затем в тыл обороняющимся был высажен воздушный десант морской пехоты, одновременно начали действовать группы разграждения на боевых вертолетах и специальные подразделения разведчиков на быстроходных лодках.

И уже потом, на кульминационном этапе высадки, в бой вступила главная ударная сила ­ десантно­штурмовые роты на бронетехнике. Несколько рот, преодолев по воде около километра, с ходу вступили в бой с неприятелем, в роли которого выступали воины отдельной мотострелковой бригады Восточного военного округа. Надо сказать, они умело подыгрывали за противника и тактически грамотно держали маневренную оборону. Но и «черные береты» не оплошали. Штурм побережья одновременно велся с двух направлений, чего противник явно не ожидал. Морской десант действовал молниеносно. Морпехи были в своем репертуаре: напор, шквальный огонь, синхронный удар в разных местах, чтобы заставить противника рассеять свои силы. Оборона была проломлена в течение часа. Далее по игре должны были высадиться главные силы, а морские пехотинцы продолжали развивать стремительное наступление вглубь побережья.

В тот же день, через некоторое время после действий по захвату побережья, военнослужащие морской пехоты из Приморья и Камчатки, а также мотострелки совместно провели на полигоне в районе поселка Таранай боевые стрельбы из вооружения бронетехники и всех видов стрелкового оружия.

Вот такие получились учения. Действительно впечатляющие. И самое главное, что совместные действия морских пехотинцев Приморья и Камчатки на разных полигонах теперь стали в порядке вещей. То они в едином боевом строю штурмуют суровое скалистое побережье Камчатки, то высаживаются уже на юге Японского моря, на Сахалине, то опять же все вместе собираются выбивать условного противника с холодных и неприветливых берегов Чукотки… Морские пехотинцы Тихоокеанского флота сегодня учатся действовать на всех региональных направлениях, без исключения. В результате они уверенно чувствуют себя в любом месте, где приходится выполнять учебно­боевые задачи.

Мы побывали на занятиях «черных беретов» во время подготовки к очередным совместным учениям по классическому сценарию, приведенному выше. На этот раз морпехи из дислоцированного на Камчатке полка под командованием полковника Вадима Клименко прибыли, совершив морской переход, в Южное Приморье, на морской десантный полигон «Клерк». Здесь им предстояло совместно с приморскими морскими пехотинцами из отдельной бригады морской пехоты отработать действия по морской десантной подготовке (МДП), а затем провести учения с боевой стрельбой.

В течение двух месяцев на полигоне «Клерк» шла напряженная боевая работа, направленная на комплексную подготовку морских пехотинцев. Было разбито несколько ротных палаточных лагерей, в которых жили «черные береты». На разнообразных учебных местах были организованы занятия по тактической и огневой подготовке, в акватории бухты проходили учебные погружения бойцов разведывательно­водолазного взвода. Кроме погрузки на десантные корабли с воды и высадки личного состава и бронетехники на необорудованное морское побережье отрабатывалось множество упражнений, как было раньше, когда морская пехота из Владивостока с ходу высадилась на побережье Камчатки.

Десантники очень эффективно провели совместные стрельбы. Все старались выложиться по максимуму, ведь камчатские и приморские морпехи непроизвольно начали соревноваться между собой в меткости и быстроте действий. Победила, как говорится, дружба. Выучка морских пехотинцев вышестоящим командованием была оценена высоко.

Было много интересных занятий, но особенно впечатляла картина отработки высадки десанта с моря. Вождение бронетранспортера на воде ­ важнейшая часть десантной подготовки морских пехотинцев. Здесь главное ­ научить водителей преодолевать страх перед глубиной. Специально для этого к побережью полигона морской пехоты подогнали большой десантный корабль «Пересвет». Преодолеть 700 метров от берега до корабля, разместиться внутри и снова плыть обратно ­ этот маршрут «черные береты» проходили десятки раз за день.

Надо сказать, трудностей при высадке с борта хватает даже опытным механикам­водителям БТР. Условия в корне отличаются от пресных водоемов: здесь, в море, ветер, волна, значительное расстояние до берега, недостаток ориентиров. Вождение на плаву имеет свои характерные особенности, которые нужно предварительно отработать до автоматизма, а при движении нельзя выбиваться из «пеленга», как называют боевое построение на плаву морские пехотинцы. Сначала водителей БТР тщательно обучают на суше, лишь потом они постепенно начинают осваивать вождение на плаву. Система подготовки годами отработана, в полной мере на подготовку водителя БТР уходит порядка восьми месяцев. С одной стороны, не так уж много. С другой ­ подготовишь хорошего специалиста, а ему через пару месяцев увольняться в запас. Таковы реалии. Так что набирать на должности механиков­водителей и других основных специалистов (командиры боевых машин, наводчики­операторы и т.д.) предпочтительнее военнослужащих по контракту. Процесс этот идет, но пока не так результативно, как хотелось бы. Ведь под контрактников нужно создавать серьезную базу, прежде всего в плане социального обеспечения (иначе люди просто не пойдут добровольцами). Поэтому контрактников, заключающих второй­третий контракт, пока немного. А нужно, чтобы они составляли основу «черных беретов», тогда боеспособность вырастет на порядок.

Зато офицеры здесь один к одному, истинные профессионалы, большинство с боевым опытом. Такие, как, например, кавалер ордена Мужества старший лейтенант Сергей Ирхин, который служит в десантно­штурмовой роте бригады морской пехоты ТОФ. Ему довелось воевать не только в «горячих точках», но и участвовать в известной операции по освобождению захваченного сомалийскими пиратами танкера «Московский университет», следовавшего из Красного моря в Китай. Напомним, боевая задача тогда была выполнена морскими пехотинцами блестяще, пираты вынуждены были сдаться, прекратив вооруженное сопротивление. Рисковать жизнями морпехам тогда пришлось реально. На той боевой службе отличились 20 морских пехотинцев из роты капитана Ивана Ковалевского, семеро были награждены орденом Мужества, остальные ­ медалью «За боевые отличия». Именно высокий уровень подготовки позволяет морским пехотинцам ТОФ успешно выполнять в случае необходимости и боевые задачи.

Но вернемся к боевой работе на «Клерке». Камчадалам, которые больше привыкли действовать в суровых полярных условиях, многие элементы боевой подготовки приходилось выполнять впервые. Как отметил командир полка полковник Вадим Клименко, местный климат накладывает свои особенности при высадке морского десанта. На Камчатке подразделения морпехов готовятся для отработки задач в полярных условиях, там восемь месяцев лежит снег и лето короткое.

­ Действуя на Приморской земле, мы чувствуем, что боевая учеба для нас становится более насыщенной и разнообразной, ­ добавил собеседник.

Помимо учений по морской десантной подготовке проводились боевые стрельбы, совместные занятия у артиллеристов, совершались парашютные прыжки. Кстати, в процессе парашютной подготовки было задействовано несколько сотен морских пехотинцев, прыжки отрабатывались как в дневное, так и в ночное время, в боевой экипировке. Да, морские десантники высаживаются не только морем, но и с воздуха.

…Меняются времена, все совершеннее становится техника, но суть действий морского десанта остается неизменной. И сущность людей тоже неизменна. Те, кто сегодня в черных беретах штурмует с моря побережье, неотличимы от своих предшественников­фронтовиков, которые, сдвинув на лоб бескозырки и завязав под подбородком ленточки, шли в адский огонь, и остановить атаку морской пехоты было невозможно. Потому и называли морских пехотинцев «черной смертью». Сегодняшние морские пехотинцы верны традициям, и боевой почерк у них тот же, узнаваемый: внезапность, быстрота, неудержимый натиск.

Олег КОТОВ.

Ильдус ГИЛЯЗУТДИНОВ.

Фото Виталия АНЬКОВА