Порох, пот, адреналин…

Наш журнал достаточно подробно пишет о международных турнирах по танковому биатлону, как и в целом об армейских международных играх. Но, согласитесь, было бы несправедливым оставить в тени проведение отборочных этапов соревнований на местах, непосредственно в соединениях. То есть там, где настоящая борьба между лучшими экипажами только начинается, но накал страстей, уж поверьте, при этом царит не меньший. И люди там точно так же, как на крупных турнирах, выкладываются по полной программе, действуют на пределе сил, а лучшие определяются в бескомпромиссной борьбе. Поэтому предлагаем читателям вернуться во времени немного назад и посмотреть на один из отборочных этапов танкового биатлона, прошедший в начале этого года, глазами нашего корреспондента.

 

СМОТРЕТЬ ФОТО

…Танковый биатлон в третий раз достиг Сергеевского полигона. Целую неделю там грохотали гусеницы бронированных машин. В отборочном туре воины 5-­й армии Восточного военного округа доказывали право состязаться с лучшими танкистами страны.

Шесть танковых экипажей ­ лучшие от каждой бригады, прошедшие через сито многомесячных тренировок. И только два экипажа пробьются дальше. Отборочный этап танкового биатлона начинается с подготовки боевых машин. Экипажи присоединяют пулеметы, проверяют работу рации и всех систем. Над танками «колдуют» заботливо, даже нежно. А как иначе! Для экипажа танк Т­72Б3 нечто большее, чем многотонная махина. Как кратко и в то же время емко говорит механик-­водитель рядовой Алексей Салохин: «У каждого танка свой характер, и надо его знать…»

­ Первый этап ­ индивидуальная гонка. Соревнования проводятся по маршруту протяженностью 7 километров. Каждый танк должен пройти четыре больших круга. Старт не одновременный, с интервалом 60 секунд, в очередности, установленной жребием. На маршруте могут находиться одновременно четыре танка. Сам маршрут оборудуется рубежами старта и финиша, скоростным участком, двумя участками стрельбы и препятствиями, ­ вводит в курс событий судья соревнований, начальник отделения боевой подготовки 5­й армии подполковник Андрей Брагин.

Экипажам боевых машин предстоит форсировать брод, преодолеть колейный мост, показать отточенную технику вождения на участке заграждения и маневрирования, преодолеть два крутых кургана, эскарп (противотанковое заграждение), противотанковый ров, не потерять скорость на «гребенке», точно вписаться в проход в минно­взрывном заграждении, а также буквально пролететь два косогора, предварительно разогнавшись до максимальной скорости.

На огневом рубеже экипажи посоревнуются в поражении мишеней, имитирующих танки, противотанковые гранатометы и низколетящие вертолеты, на дистанциях от 900 до 2,2 тысячи метров. Для каждой из мишени предусмотрен определенный боеприпас: управляемый снаряд, штатный снаряд и боеприпасы крупнокалиберного пулемета «Корд». В случае непоражения цели танкисты используют штрафной боеприпас. Если цель не поражена, судья назначает штрафной круг. Если же огонь ведется управляемым снарядом и цель также не поражена, назначают уже два штрафных круга.

И вот брошен жребий. Все команды распределены в порядке очередности старта. В воздухе повисла звенящая тишина. Все экипажи с напряжением ждут команды: «Внимание! Старт!» Танки с ревом срываются с места и быстро набирают обороты. Перед «змейкой» ­ резкое замедление, здесь нужна аккуратность, но в то же время темп терять нельзя. Вышли из «змейки», и теперь ­ скорость. Четыре круга нужно буквально пролететь, и, насколько это возможно, на максимальных оборотах двигателя. За время прохождения дистанции танкистам нужно показать все, на что они способны: управление боевой машиной, взаимодействие экипажа, ну и, конечно же, меткую стрельбу из основного орудия.

Вперед вырывается танк под управлением старшего лейтенанта Андрея Салихова, который уже обогнал два танка, стартовавших первыми. Но на заключительной стрельбе по макету танка дрогнули нервы наводчика­оператора. Сыграла злую шутку близость победы. Промах! Но есть еще попытка. Снова промах! Волнение болельщиков на импровизированных трибунах полигона. Еще бы, ведь экипаж представляет приморскую бригаду. И танк со штрафным кругом, как на биатлонной лыжне, уходит на дистанцию. Вот когда главным человеком в грозной машине становится механик­водитель. Только он знает, где можно разогнать танк до максимальных скоростей, а где, наоборот, резко сбросить обороты и вести машину с ювелирной точностью, чтобы не повредить ее и не задеть ограничители на препятствиях. Ему нужно уметь не остановиться на крутом косогоре и не свалиться на колейном мосту. За все эти нарушения насчитывается штрафное время от 30 секунд до минуты. От этого зависит общий итог, когда результат складывается из общего времени прохождения дистанции и времени, добавленного за невыполнение оценочных показателей при преодолении препятствий.

Из штаба, где находится судейская бригада, полигон как на ладони. Осмотр пораженных целей осуществляется визуальным наблюдением, посредством видеокамер и получения информации с датчиков, установленных на мишенях. Здесь же и представители командования соединениями ­ переживают за своих подчиненных.

И вот к заключительной стрельбе несется танк под командованием старшего лейтенанта Сергея Косяна. Цель поражена, и громадная многотонная бронированная махина устремляется к финишу. Забегая вперед, скажу, что чемпионом отборочного этапа стал именно этот экипаж. На вопрос, как удалось так быстро преодолеть все препятствия, механик­водитель рядовой Андрей Чемчоев ответил просто: «Не бояться танка, и все! Главное ­ любить машину и ухаживать за ней. В прошлый раз танк недостаточно хорошо пристреляли, в этот раз учли ошибки, и вот результат». Он уже дважды участвовал в танковом биатлоне. В Восточном военном округе в прошлом году его признавали лучшим водителем танка.

Ну а пока соревновательный дух захватывает всех. Градус соперничества просто зашкаливает. Все как на этапах Кубка мира по биатлону. Даже между собой наводчики­операторы сравнивают себя с легендами мирового биатлона. Только вместо мелкокалиберных винтовок и лыж у этих вчерашних еще мальчишек мощная боевая машина. Как говорится, учтите разницу! После прохождения этапа судьи колдуют над итоговыми протоколами…

Чемпионами самого крупного на Дальнем Востоке объединения становится, как упоминалось, экипаж, где командиром танка ­ старший лейтенант Сергей Косян, наводчиком­оператором младший сержант Сергей Тарлавин и механиком­водителем рядовой Андрей Чемчоев. Экипаж представляет собой мотострелковую бригаду из города Бикина Хабаровского края. Еще возбужденный от гонки Сергей Косян подчеркивает:

­ От меня как от командира по большей части требуются организация, слаженность коллектива. Мы должны быть одним целым.

Серебряным призером стал приморский экипаж в составе старшего лейтенанта Андрея Салихова ­ командира танка, наводчика­-оператора младшего сержанта Игоря Гунаева и механика-­водителя рядового Алексея Салохина.

Каким бы ни был будущий результат, эти ребята уже стали первыми среди лучших экипажей других соединений, проявив настоящий профессионализм. И в конечном итоге в соревнованиях по танковому биатлону на любом этапе выигрывают мастерство, качество боевой подготовки, а это, пожалуй, главное.

Игорь МАЙБОРОДОВ.

Фото Виталия АНЬКОВА