ВОЕННОГО ОРКЕСТРА ЗВУЧНЫЙ МАРШ

…В Цемесскую бухту китайские сторожевые корабли «Линьи» (Linyi) и «Вэйфанг» (Weifang) вошли в погожий майский полдень, встреченные редким в этих местах штилем. Отряд боевых кораблей ВМС Национально­Освободительной Армии Китая прибыл с официальным визитом в город­герой Новороссийск, где в честь гостей был произведен салют, состоящий из 21 артиллерийского выстрела с борта китайских кораблей и ответного 21 артиллерийского залпа береговой батареи Новороссийской военно­морской базы (НВБМ).

2004-09-24_00001

На 34­м причале набережной Новороссийска китайские корабли и сопровождавший их сторожевой корабль «Пытливый» Черноморского флота  встречали заместитель главнокомандующего ВМФ России вице­адмирал Александр Федотенков, заместитель командующего ВМС НОАК вице­адмирал Ду Цзинчэнь, представители администрации города, офицеры штаба и объединенного руководства совместными военно­морскими учениями «Морское взаимодействие­2015». Когда до берега оставалось около 2 кабельтовых (370 метров), набережная наполнилась звуками музыки военного оркестра. Китайских друзей встречали «Катюшей» и «Вдоль по Питерской».

Такой музыкальный прием оказался гостям по душе. Многие из них являются поклонниками советского и российского классического репертуара. Справки об этом дирижер оркестра Новороссийской военно­морской базы капитан 2 ранга Константин Драганов навел загодя, поэтому и включил такие песни в программу церемонии встречи.

2013-07-28_00002

Вообще все прошло в соответствии с самыми высокими международными стандартами. Это касается и самих маневров, ключевыми элементами которых стали отработка кораблями действий по конвоированию судов и кораблей, организация противолодочной, противовоздушной, противокорабельной и противодиверсионной обороны, отработка вопросов освобождения судна, захваченного пиратами, и военно­музыкального  сопровождения учения, которое практически полностью было возложено на капитана 2 ранга Драганова и его подчиненных.

Самым сложным, моментом пожалуй, было исполнение во время торжественных церемоний государственного гимна КНР. В какой­то мере помогла военно­музыкальная смекалка и взаимовыручка. Когда накануне согласовывались детали визита в Новороссийск, Константин Викторович попросил китайскую сторону прислать ноты. То, что вскоре поступило в адрес дирижера, вполне можно назвать китайской грамотой. А чего же еще можно было в данном случае ожидать? Однако это не было общепринятой нотной грамотой, и выход требовалось найти незамедлительно. Константин Драганов решился побеспокоить своего давнего друга и коллегу ­ начальника оркестра Почетного караула столичного гарнизона майора Константина Петровича. Тот как раз проводил предпарадную подготовку своего коллектива. Но, быстро вникнув в ситуацию, в помощи не отказал. Уже к вечеру новороссийцы имели в своем распоряжении всю необходимую музыкальную документацию. Несколько репетиций, и  оркестр НВМБ сыграл гимн КНР.

2014-07-27_00005

­ Наш коллектив обладает очень хорошим потенциалом и перспективами, ­ говорит о своем детище капитан 2 ранга Драганов. ­ У нас сильный творческий кадровый состав, неплохая учебно­материальная база. Осуществляется преемственность поколений, передача молодежи опыта и лучших творческих наработок.

Оркестр был создан в первые послевоенные годы как музыкальный коллектив Потийской военно­морской базы. В 1993 году после развала СССР был выведен в Новороссийск, где решили воссоздать существовавшую в годы Великой Отечественной войны военно­морскую базу (ею, кстати, командовал убитый преступниками в постперестроечные годы знаменитый вице­адмирал Георгий  Холостяков).

2014-05-13_00004

О существовании этого оркестра Константин Драганов, уроженец Новороссийска, узнал еще в школьные годы. Точнее, во время учебы в городском музыкальном училище. Была ли мысль когда­нибудь попасть сюда служить? Была, и получила реальные очертания, когда он, будучи курсантом военно­дирижерского факультета, приехал в здешний оркестр на войсковую стажировку. Некоторые из старожилов военно­музыкального коллектива, такие как старшина контрактной службы тубист Константин Куратов, отдавший оркестру более 30 лет жизни, помнят Драганова еще курсантом­стажером.

Следует отметить значимость хорошо отлаженного механизма преемственности поколений военных оркестрантов. Опытные музыканты считают своим долгом подготовить смену, вырастить молодое поколение членов коллектива. Так, наставник Константина Драганова, бывший руководитель этого же оркестра заслуженный работник культуры Кубани Сергей Седов не только по­прежнему работает в оркестре, продолжая исполнять партию трубы, но и руководит небольшим оркестром Новороссийского казачьего кадетского корпуса Краснодарского края. Здесь обоснованно рассчитывают на то, что некоторые из юных музыкантов со временем вольются в состав их оркестра. Такой же подход ­ у заслуженного работника культуры Кубани Алексея Хрусталева, у которого Драганов был студентом еще в музыкальном училище. Хрусталев привел в оркестр еще 2 музыкантов ­ сержанта Александра Сипливого и младшего сержанта Ивана Шапоря. Теперь здесь уже в качестве начальника оркестра работу с ними ведет Константин Драганов.

2014-09-06_00006

Распределение после окончания учебы Константин Викторович получил не в Новороссийск, а в другой город­герой ­ Волгоград, в один из военных оркестров 20­й мотострелковой бригады. Там, в Красных казармах, ему было поручено принять участие в формировании и становлении большого сводного оркестра, на который фактически были возложены функции оркестра Почетного караула при государственном историко­мемориальном музее­заповеднике «Сталинградская битва». Это была большая честь, но и ответственность немалая: зачастую приходилось заниматься военно­музыкальным сопровождением церемоний с участием глав иностранных государств. Тогда­то Драганов и научился разучивать и исполнять государственные гимны различных стран. Для пояснения: у музыкантов это заслуженно считается «высшим пилотажем», требует высокой квалификации дирижера и музыкантов. Многие, наверное, помнят конфуз, случившийся не так давно во время посещения российской делегацией одной из арабских стран, когда встречающий оркестр, мягко говоря, не очень удачно справился с исполнением гимна России…

Но далеко не только официальные марши и традиционные мелодии находятся в репертуаре этого оркестра. Он полномасштабно обеспечивает все, так сказать, музыкальные нужды частей и подразделений Новороссийского гарнизона. И что бы ни планировалось торжественно отмечать ­ День России, День пограничника или очередную годовщину образования бригады охраны водного района ­ без подчиненных капитана 2 ранга Драганова дело не обходится. И правильно ­ какое торжество без настроения? Вот в этом и задача военных музыкантов: создать у слушателей, а чаще всего это военнослужащие частей Новороссийского гарнизона, должный настрой на мероприятие, будь это прохождение парадным строем, отправление или возвращение к родным берегам боевого корабля.

2014-12-13_00007

К каждому конкретному случаю подбирается свой репертуар, с учетом установившихся традиций. Корабли, уходящие в морской поход или на несение дежурства, провожают, как правило, «Прощанием славянки».  Пока отдаются команды «Баковые ­ на бак», «Ютовые ­ на ют!» и прочие, оркестр молчит, чтобы не мешать подготовке к отплытию. Но как только корабль отчалил от пирса, в дело вступают военные оркестранты. Играют энергичные мелодии до тех пор, пока корабль находится в зоне слышимости.

Встреча моряков из морского похода ­ также одна из обязанностей капитана 2 ранга Драганова и его подчиненных. Получив информацию о прибытии, они заблаговременно выстраиваются на пирсе, и как только корабль приближается на 250­300 метров, встречают его бодрой мелодией, чаще всего, патриотической направленности. Это так же свято, как и вручение командиру  прибывшего корабля блюда с жареным поросенком.

­ Над отбором и совершенствованием репертуара мы работаем постоянно,­ поясняет Константин Викторович.

Это ­ прерогатива художественного совета оркестра, в состав которого входят концертмейстеры, наиболее опытные музыканты и сам  начальник оркестра. Отправной точкой при этом служит либо какое­то конкретное событие, информационный повод, либо подготовка для какого­то инструмента с оркестром. Например, подготовили 3­й концерт Моцарта для валторны с оркестром ко Дню России. Первая валторна, старший матрос Юрий Мочалов исполнил свою партию «на ура», слушатели в гарнизонном Доме офицеров аплодировали ему стоя.

По неписанному правилу в оркестре отдают предпочтение классической и отечественной музыке, как говорится, статус обязывает. Если играют, допустим, джаз, то хорошего качества, наш российский. Например, сочинения Юрия Саульского. Обратили внимание: военный слушатель такой репертуар воспринимает охотней.

Художественный совет занимается и подбором творческих кадров для оркестра. Впрочем, происходит все довольно буднично. Выступая с концертами в частях гарнизона, капитан 2 ранга Драганов между делом интересуется у командиров о наличии в коллективах музыкальных дарований. При наличии таковых, приглашает на собеседование, прослушивает, смотрит. При необходимости вносит кандидатуру на рассмотрение художественного совета. Если есть основания для позитивного решения, принимаются меры к тому, чтобы военнослужащего прикомандировать к оркестру.  Именно так сюда попали  вокалист сержант Александр Сипливый, младший сержант  Александр Никандров (валторна)  и старший матрос Александр Косенков (ударные инструменты).

В последнее время особых проблем с укомплектованием оркестра необходимыми специалистами практически нет, командование Новороссийской военно­морской базы проявляет понимание важности вопроса. Наверное, к такому пониманию подтолкнула и сама жизнь: несколько лет назад, во время очередной волны оптимизации артистов, оркестра сократили. Это сразу же сказалось на уровне строевой и парадно­маршевой подготовки военнослужащих. Во время парадов и строевых смотров оркестр из­за его малочисленности и как следствие – слабосильности было попросту плохо слышно. Теперь же ­ дело другое, военный оркестр выступает в полную силу.

2012-07-30_00008Положительным образом на работоспособность военного оркестра влияет и укрепление учебно­материальной и инструментальной базы. Оркестр занимает просторное помещение в гарнизонном Доме офицеров, где никто и ничто не мешает репетировать. У него есть учебный класс, класс эстрадной подготовки, служебные кабинеты и даже ­ своя собственная библиотека, где хранятся ноты множества произведений. Местное подразделение Спецстроя России отремонтировало оркестровую студию. Зашили стены гипсокартонном, все покрасили, побелили, да еще свежий линолеум на полу постелили. Красота, без сменной обуви не зайдешь!

Не обходит вниманием капитана 2 ранга Драганова и его подчиненных и военно­оркестровая служба Южного военного округа, основной довольствующий орган. Обеспечение производится своевременно и в должном объеме. Так, оркестр Новороссийской военно­морской базы получил 2 кларнета и саксафон­тенор, стоимость которых исчисляется десятками тысяч рублей.

Бодрость духа и желание творить членам оркестрового коллектива придает и защищенность тыла: жилищная проблема здесь решена. Не так давно постоянное жилье от Минобороны России получил старшина оркестра старший прапорщик Герман Шамсудинов, служебным жильем обеспечены сержант Юрий Черноглаз и многие другие члены коллектива.

Большое внимание творчеству оркестра уделяет командование базы. Так, с отчетным концертом военных оркестрантов поздравил командир НВМБ капитан 1 ранга Олег Шастов. Музыканты стремятся ответить на заботу добросовестной службой и творческим подходом к делу. Что у них, в общем­то, неплохо получается.

Юрий СЕЛЕЗНЕВ,

специальный

корреспондент

журнала «Ориентир»