РОДИНА ФЛОТА И ВДВ

РОДИНА ФЛОТА И ВДВ

Армия и общество

Сегодня Воронеж один из крупнейших городов России с населением около 1 млн человек. Одним из красивейших в любое время года его делают «перечеркнутое» тремя мостами Воронежское водохранилище, памятники архитектуры, сады и парки. Марка воронежских предприятий — на авиадвигателях, телевизорах, прессах, станках и сельхозмашинах — известна более чем в 30 странах мира. В том числе в США, Великобритании, Японии, Германии. Здесь строят замечательные самолеты (на воронежском Ил-96-300 летает Президент России), производят космические двигатели, оборудование для нефтегазовой промышленности, синтетический каучук, минеральные удобрения… Здесь создают мосты для сибирских рек.

Воронеж — известный в мире научный центр. В городе десятки НИИ, конструкторских бюро, университетов, в том числе один из крупнейших научных центров Министерства обороны России — Военный авиационный инженерный университет.

С развалом Советского Союза Воронежская область стала приграничной. Здесь разместились в общей сложности около 200 войсковых частей. Единство армии и народа в Центральном Черноземье не лозунг, а жизненная необходимость. Шесть районов области шефствуют над одиннадцатью войсковыми формированиями…

Исторически сложилась связь земли Воронежской с Российским флотом. С 1994 года областная власть шефствует над 43-й отдельной морской штурмовой эскадрильей ВВС Черноморского флота. Лискинский, Павловский и Россошанский районы поддерживают тесные связи с экипажами трех кораблей Черноморского флота. Не забыты и атомные подводные ракетные крейсеры «Воронеж» и «Борисоглебск» Северного флота. Воронежские делегации ежегодно бывают с визитами на кораблях…

Одна из лучших в Вооруженных Силах РФ, 20-я армия боевой путь начала в июле 1942 года как 4-я танковая армия. В кровопролитных боях под Сталинградом понесла большие потери, была переформирована и вновь возрождена в июне 1943-го. Летом 1944 года танковая армия сыграла ключевую роль в разгроме Львовской группировки противника. Зимой 1945-го отличилась в разгроме Бреславской группировки гитлеровцев. Приказом НКО от 17 марта 1945 года армия получила звание гвардейской. Только за время Берлинской операции танкисты уничтожили около 40 тысяч гитлеровцев и более 500 танков, освободили 30 тысяч советских военнопленных. Великую Отечественную армия завершила в Праге. 128 воинов-гвардейцев 4-й танковой армии были удостоены звания Героя Советского Союза.

Сегодня объединение дислоцируется в нескольких областях Центральной России. Пронеся боевую доблесть через Афганистан, Таджикистан, Молдову, Северный Кавказ, Африку, Югославию, гвардейцы достойно продолжают традиции фронтовиков Великой Отечественной. Боевой опыт имеют около половины офицеров объединения.

Богаты славными традициями и воронежские военные летчики. В частности, гвардейский штурмовой Оршанский дважды Краснознаменный ордена Суворова полк основан более 90 лет назад, в 1914 году! За полвека немало сделал для России и бомбардировочный авиационный полк. Здесь первыми в ВВС освоили самолеты третьего поколения с изменяемой геметрией крыла Су-24 и еще добрый десяток новых типов самолетов. Рекомендации и методические пособия, разработанные на основе летных экспериментов, послужили укреплению боеготовности ВВС страны. Более 200 авиаторов, прошедших не одну «горячую точку», награждены орденами и медалями… Несмотря на постперестроечные тяжелые времена, военные летчики сохранили не только высокий боевой дух, но и серьезный боевой потенциал.

В июле 2009 года в ходе визита в Воронеж главкома ВВС Александра Зелина прорабатывались детали создания в столице Центрального Черноземья авиабазы 1-го разряда. Пресс-центр губернатора и правительства Воронежской области сообщил тогда, что в рамках реформирования российских ВВС на основе военного аэродрома Воронеж-Б («Балтимор») планируется создать крупнейшую в России авиабазу. По мнению главкома ВВС Александра Зелина, размещение такой базы в Воронеже обусловлено многими объективными факторами. Основные — возможности базирования на аэродроме ста и более самолетов, наличие Военного авиационного инженерного университета — кузницы авиаторов. При этом губернатор Алексей Гордеев отметил, что область крайне заинтересована в создании авиабазы такого уровня в Воронеже: «Размещение подобного авиацентра в регионе будет сопоставимо со строительством новой атомной станции в Нововоронеже». Создание авиабазы предполагает существенную модернизацию и расширение существующей инфраструктуры, перевод в область из других регионов ряда авиационных частей.

Еще одна визитная карточка гарнизона — Военный авиационный инженерный университет (ВАИУ). Вуз с 60-летней историей в Воронеже находится с 1963 года. Сегодня на 14 факультетах ВАИУ около 9 тысяч курсантов осваивают 26 воинских специальностей.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральное проектное объединение» (ЦПО) Федеральной службы специального строительства среди профильных предприятий оборонного комплекса страны — признанный лидер. В непростое время коллектив сохранил высокую профессиональную репутацию и уверенно чувствует себя на рынке проектных услуг. Предприятие проектирует уникальные и экспериментальные объекты на всей территории России, совершенствуя систему качества, основанную на международных стандартах. Это позволило эффективно участвовать в конкурсных программах «Российское качество», «Золотой запас Отечества» и других. Несколько лет основные работы ведутся по федеральным целевым программам «Жилье для военнослужащих», «Граница», ряду других.

Исторически сложилось так, что на воронежских предприятиях ВПК была занята добрая треть трудоспособного населения. Непродуманная конверсия начала 90-х годов ХХ века привела к тому, что к 1997 году Воронежская область не дотягивала и до 40 процентов валового регионального продукта 1990 года, а за воротами оборонных предприятий оказались десятки тысяч безработных. И все же благодаря заложенному запасу прочности удалось сохранить высокие технологии, инженерно-технический потенциал. Пример — «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА), ведущее КБ России по созданию жидкостных ракетных двигателей и энергетических установок ракетной техники и аэрокосмических систем. Когда американец Нил Армстронг только готовился к путешествию на Луну, в лунном грунте уже лежал воронежский двигатель, созданный в цехах и лабораториях КБХА. Всемирно известная ракета-носитель «Союз» надежно служит космосу уже более 30 лет. Двигателями КБХА оснащены более половины наших стратегических ракет, стоящих на боевом дежурстве. Гордость КБ — мощный ЖРД для ракетоносителя «Энергия» и гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД), технологические принципы которого расширяют горизонты освоения пространства. В КБХА также развивают ядерную и лазерную тематики — новое время требует новых принципов энергетических установок. Модернизируется производство. КБХА разрабатывает и оборудование для нефтегазодобывающей промышленности, насосы для агрессивных жидкостей и другое промышленное оборудование, имеющее высокий спрос на внутреннем и внешнем рынках.

В последнее десятилетие значительно увеличил объемы производства Воронежский механический завод (ВМЗ). Не все знают, что первый в мире космический корабль «Восток», ракеты-носители «Союз», «Союз-Т», «Прогресс», «Протон» оснащены воронежскими двигателями.

Воронежский авиазавод (ВАСО) работает над программой строительства и реализации самолетов. Имеются перспективы строительства самолетов Ил-96-300, Ил-96-400Т, модернизации транспортных Ил-76 под новые двигатели ПС-90. Запущен в серийное производство новейший региональный самолет Ан-148 (совместный российско-украинский проект). Еще одна серийная новинка — небольшой транспортный самолет Ил-112В. Руководство ВАСО уверенно смотрит в будущее и считает, что российскому авиапрому по силам отвоевать на мировом рынке 15-процентную нишу.

Воронежское опытное конструкторское бюро моторостроения широко известно в мире как производитель надежных двигателей для авиации общего назначения. Недавно здесь создали еще один двигатель — М 14 R. При весе в 225 кг он развивает мощность в 450 лошадиных сил — самый высокий технический уровень в мире для подобного класса поршневых двигателей.

172-й Центральный автомобильный ремонтный завод — гордость Главного бронетанкового управления Министерства обороны России. С 2000 года предприятие уверенно занимает передовые позиции по итогам производственно-хозяйственной деятельности. Ориентируясь на потребителей военного ведомства, коллектив тщательно контролирует качество продукции и услуг. На заводе успешно разработана, внедрена и сертифицирована система управления качеством и воздействия на окружающую среду в соответствии с международными стандартами. Производство оснащено современным точным и высокопроизводительным оборудованием, станками с программным управлением. Специфика 172-го завода: капитальный ремонт всего модельного ряда автомобилей КамАЗ, производство вахтовых автобусов, санитарных автомобилей, пожарных машин, прицепов к легковым автомобилям, нестандартного оборудования. Номенклатура выпускаемой продукции и список услуг постоянно расширяются. Освоены высокотехнологические процессы изготовления и восстановления деталей плазменным и газопламенным, детонационным напылением, сварка в среде углекислого газа, вибродуговая наплавка в водокислородной среде и ряд других. Товары и услуги 172-го завода отмечены многими дипломами и почетными грамотами региональных и федеральных выставок.

Список уникальных предприятий ВПК можно продолжить, ведь Воронеж имеет около 80 процентов производств из списка, отнесенных президентом и правительством к разряду прорывных технологий, по которым наша страна может занять лидирующие позиции в мире.

Несмотря на объективные трудности, Воронежская областная организация ДОСААФ крепко стоит на ногах и ежегодно готовит для Вооруженных Сил страны около двух тысяч специалистов — водителей, дизелистов, водолазов, радиоспециалистов.

Чтобы полнее представить потенциал оборонно-спортивной организации, следует сделать небольшой экскурс в историю хотя бы двух основных подразделений.

Воронежская образцовая водолазная школа ДОСААФ имени Героя Советского Союза Михаила Авраменко находится за сотни километров от ближайшего моря. И все же здесь свято чтят, поддерживают и приумножают традиции флота Российского. Начало было положено в 1939 году, когда Осоавиахим открыл в Воронеже кружок военно-морских знаний. Вскоре кружок стал клубом, а затем — школой, выпускники которой — мотористы-электрики надводных кораблей и водолазы — десятилетиями поддерживают воронежскую марку на всех флотах страны. С первых дней преподаватели убеждают курсантов: чем лучше они усвоят программу, тем быстрее впишутся во флотский коллектив, тем меньше у них шансов оказаться под прессингом старших товарищей в роли неумелого «салаги-карася». Здесь не просто объясняют принципы устройства корабельной техники — обучают практической работе. Выпускник сразу по прибытии в часть может надеть водолазное снаряжение и спуститься на глубину.

В школе будущие водолазы проходят через барокамеру, в которой испытывают повышенное давление, подобное тому, что ощутят при погружении. Получают необходимый минимум медицинской подготовки. Курсанты проверяются на прочность борьбой за живучесть корабля на двух учебных полигонах, с флотской убедительностью оборудованных в подвале учебного корпуса и в корпусе речного тральщика, ошвартованного у школьного причала. Занятия по заделке пробоины и пожаротушению проводятся в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Несмотря на «ветры перемен», водолазная школа остается значимым центром военно-патриотического воспитания молодежи. Здесь каждый курсант понимает: он прикасается к истории флота, становится частью великого братства военных моряков России. К сожалению, в последние годы водолазная школа ведет борьбу не столько за процветание и развитие, сколько за живучесть. Ее возможности используются не в полной мере. Здесь могли бы ежегодно обучаться до 500 человек. Давно не обновлялось техническое имущество, а ведь качество подготовки курсантов зависит не только от уровня преподавателей. И все же каждый курсант осваивает программу на все сто процентов. Это дело чести. Воронежская водолазная школа ДОСААФ по-прежнему необходима Российскому флоту…

Воронежский аэроклуб был создан еще раньше, в 1933-м. Здесь десятилетиями получали путевку в небо летчики, планеристы, парашютисты. Кстати, Воронеж не только колыбель русского флота, но и родина ВДВ! 2 августа 1930 года здесь впервые в стране был выброшен воздушный десант, успешно выполнивший учебную тактическую задачу.

За время существования аэроклуб открыл филиалы в Липецке и Борисоглебске. Многие выпускники поступали в летные училища, становились офицерами ВВС. А 20 воспитанников Воронежского аэроклуба стали Героями Советского Союза. Среди них — Екатерина Ивановна Зеленко — единственная в мире летчица, совершившая воздушный таран. Всего здесь подготовлены более 7 тысяч летчиков, около 70 тысяч призывников для ВДВ, 9 тысяч летчиков-спортсменов, 7,5 тысячи авиамоделистов. Период постперестроечной неразберихи и дестабилизации системы финансирования затянулся на несколько лет, и Воронежский аэроклуб пока еще «в зоне турбулентности». Никто не спешит вкладывать деньги в небо. 194 гектара аэродромной земли под Воронежем выглядят гораздо привлекательнее. Однако поток романтиков неба не иссякает.

«Первым делом — самолеты», и все же, глядя на воронежских девушек, начинаешь думать, что не только высокотехнологичной техникой славен град сей. Согласно легенде о генофонде позаботился Петр I. По его повелению со всей России привозили в Воронеж красавиц, чтобы мужики строили корабли с поющей душой, а не бежали с верфей в вольные степи… Не потому ли и сегодня так ладится здесь авиационно-космическое и корабельное дело?! И так крепки оборонные традиции. Город-воин и крепость духа российского по-прежнему прочно стоит на берегах реки Воронеж.

Александр ХРОЛЕНКО