Указом Президента РФ Владимира Путина № 177 от 6 апреля 2015 года Гатчине присвоено почетное звание города воинской славы.
В музее истории этого города подготовили специальную экспозицию, в которой рассказывается о ярких подвигах военнослужащих и горожан защитников Гатчины.
На одном из стендов фото старшего лейтенанта Зиновия Колобанова, командира танковой роты. 20 августа 1941 года, когда немецкие войска вели форсированное наступление на Ленинград, рота З. Колобанова всего пятью танками смогла целые сутки сдерживать наступление огромного вражеского отряда. За один день было уничтожено 43 немецких танка.
Линия обороны, которую роте приказано было удержать любой ценой, растянулась на семь километров. Пять советских танков расположились на равноудаленном расстоянии друг от друга. А самый уязвимый участок обороны по дороге на Гатчину в районе Войсковиц занял сам командир роты. Для маскировки танк вкопали в землю, оставив на поверхности только башенное орудие. И этим единственным орудием экипаж уничтожил немецкую колонну, идущую по дороге, расстрелял несколько танков противника.
«Не было в военной истории еще таких случаев, когда один танк, имея перед собой превосходящего противника, сумел уничтожить 22 вражеских танка», заметил историк Иван Стасюк.
На другом стенде экспозиции музея рассказывается о подвиге Андрея Григорина. В одну из ночей 35 бойцов под его командованием уничтожили и взяли в плен более 150 фашистов. Два дня отряд Андрея Григорина бился с врагом на улицах Гатчины. Но редела горстка храбрецов. В строю остались два десятка человек. Фашисты заняли почти весь город. Григорин отдал приказ отойти в ближайший лес.
По ночам вместе с группой бойцов он проникал в Гатчину, в дома, где остались раненые товарищи, и выносил их в лес. Фашистам удалось выследить Григорина и его бойцов. Завязался бой. В неравной схватке Андрей Григорин был ранен, потерял сознание и попал в плен. Потом были допросы, пытки. Но он молчал, сжимая зубы.
Не добившись своего, осенним утром 1941 года на главной площади Гатчины фашисты казнили отважного советского разведчика. Очевидцы вспоминают, что Григорин, собрав последние силы, крикнул: «Не горюйте, ребята! В Ленинграде немцам не бывать, а русские будут в Берлине!»
У Гатчины интересная история о ней мне поведали в местном краеведческом музее.
Город расположен в юго-западной части Ленинградской области, в 8 км к югу от Санкт-Петербурга и в 41 км от его исторического центра. На месте нынешней Гатчины находилось село Хотчино, которое впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года, а затем как деревня «Hotzino by» в шведских «Писцовых книгах Ижорской земли» 1618-1623 годов.
По одной версии, этот топоним произошел от сокращенной формы «Хот» из древнерусских личных имен Хотчен, Хотимир, Хотен, а по другой от древне-финского слова «хатша» пожога, участок, где лес сожжен под пашню. А по романтической версии, на месте Гатчины в давние времена располагалось капище языческой богини Хочены, от имени которой якобы и произошло название села Хотчино. Существуют и другие версии происхождения названия Гатчины: от слов «гать» дорога, проложенная через топкое место, и «чинная» важная, добротная. От немецкого выражения «Hat Schöne» имеет красоту. Такая версия, полагают, была придумана поэтом В. Рубаном в угоду прусским вкусам императора Павла I.
Примерно в середине XVII века глухая фонема «Х» в названии села заменяется звонкой «Г», и село Хотчино, как и созданная близ него помещичья усадьба, превращается в деревню Готчино и Готчинскую мызу. К концу XVII века название Готчино трансформируется в его современную форму, но и старая форма среднего рода продолжает использоваться вплоть до начала XX века. Так, Екатерина II выкупает у наследников и дарит Павлу Петровичу «мызу Гатчино с тамошним домом». «Милое Гатчино» очень любил император Александр III. На старых открытках с видами города и топографических картах начала прошлого века часто упоминается именно Гатчино.
В течение нескольких веков ижорские земли, на которых находилось это село, были предметом территориальных споров между Россией и Швецией. В 1617 году был подписан Столбовский мирный договор, по которому эта территория передавалась Швеции. В августе 1702 года, в ходе Северной войны, Гатчина (бывшее село Хотчино) и ее окрестности вновь перешли к России.
В 1765 году Екатерина II обширное Гатчинское имение подарила своему фавориту графу Григорию Орлову. Летом 1766 года в имении началось строительство Большого Гатчинского дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди, создание пейзажного парка и благоустройство охотничьих угодий.
После смерти Орлова в 1783 году владельцем Гатчины становится великий князь Павел Петрович, а главным архитектором Винченцо Бренна. По его проектам создаются многие парковые постройки, а в 1795 году начинается реконструкция дворца. В 1796 году Павел I становится российским императором и издает указ, согласно которому Гатчине присваивается статус города. Свой день рождения Гатчина нынче ежегодно отмечает в 3-ю субботу сентября.
В конце XVIII века город становится центром Гатчинского уезда. В 1798 году по проекту архитектора Николая Львова здесь построен Приоратский дворец, ставший одним из символов Гатчины. После убийства Павла I в 1801 году Гатчина переходит во владение его вдовы, императрицы Марии Федоровны. Затем владельцами города становились российские императоры Николай I, Александр II, Александр III. В 1853 году сюда была проведена железная дорога.
Гатчина знаменательна еще тем, что в 1881 году на Белом озере изобретатель Степан Джевецкий продемонстрировал свою первую подводную лодку. В том же году впервые в Российской империи здесь появилось электрическое уличное освещение. Причем сначала был освещен плац перед императорским дворцом. А в 1900 году в Гатчине состоялись испытания первой трехлинейной винтовки изобретателя С. Мосина и первой в России электрической монорельсовой подвесной дороги для перевозки людей. Автором проекта был талантливый инженер И. Романов. От дворца до Балтийского вокзала ездил открытый вагончик на 20 пассажиров, подвешенный к направляющим рельсам. После того как успешно прошли испытания, данный проект был рекомендован для экспозиции на Всемирной выставке в Париже. Кстати, на этой выставке Гатчина была признана и самым благоустроенным из малых городов России.
По праву ее называют колыбелью русской авиации. В 1910 году здесь был сооружен первый в России военный аэродром и начала работу воздухоплавательная школа. В ней готовили военных летчиков и технический персонал. Из обучавшихся здесь летному делу вышла целая плеяда знаменитых авиаторов, среди которых Е. Руднев, братья Нестеровы, первая русская летчица Л. Зверева и другие. Первый ночной полет с прожектором совершил дипломированный русский летчик М. Ефимов. Здесь над созданием самолетов собственной конструкции работал Я. Гаккель, испытывал парашюты Г. Котельников.
Во время Великой Отечественной войны огромную роль в ходе оборонительных операций на юго-западных подступах к Ленинграду, по мнению доктора исторических наук Андрея Крюковских, сыграли заблаговременно занятые войсками Лужская оборонительная позиция и Красногвардейский укрепленный район. Протяженность по фронту составляла 160 км. Было построено 335 дотов и дзотов, 127 броне-точек, отрыто 205 км противотанковых рвов, подготовлены 275 артиллерийских площадок, установлены десятки километров проволочных заграждений.
Упорной обороной на рубеже реки Луги наши войска почти на месяц задержали продвижение противника. Более чем трехнедельные ожесточенные бои наших войск на позициях Красногвардейского и Слуцко-Колпинского укрепленных районов во многом предопределили провал попыток врага прорваться к Ленинграду с юга. 13 сентября советские войска, оказавшись в полуокружении, по приказу оставили Красногвардейск (так тогда называлась Гатчина.).
В Красногвардейске в годы оккупации на территории бывшей фабрики «Граммофон» гитлеровцы создали сеть концлагерей. Каждый день в них от холода, голода и истязаний погибали сотни людей. Практически ежедневными были публичные казни на глазах мирных жителей. За период оккупации в концлагерях Красногвардейска погибли не менее 80 тысяч военнопленных.
Несмотря на жестокое обращение оккупантов с военнопленными и гражданским населением, люди активно боролись с фашистами, проявляя стойкость и мужество. Большая группа молодых гатчинцев и советских военнопленных решила, похитив у гитлеровцев автоматы и пулемет, уйти в лес к партизанам, чтобы с оружием в руках сражаться с ненавистными захватчиками. Но план не удалось осуществить. Патриотов выдала предательница Воронцова, и после трехдневного допроса фашисты казнили их. В парке «Сильвия» есть мемориальная доска. На белом мраморе выбиты имена 25 юношей и девушек, расстрелянных 30 июня 1942 года гитлеровскими палачами. В памятные дни у памятника проходят митинги, жители возлагают цветы.
Еще одна героическая история. 30 сентября 1943 года в район Гатчины для выполнения боевого задания в тылу врага был направлен экипаж самолета в составе гвардии майора Василия Гречишкина, гвардии капитана Алексея Перегудова и стрелка-радиста гвардии старшины Ивана Марченко. Много раз до этого, прорываясь сквозь завесу зенитного огня, им приходилось бомбить батареи фашистов, обстреливавшие Ленинград. И здесь, под Гатчиной, Гречишкин точно вывел самолет на цель. Однако в тот момент, когда надо было пикировать на батарею, над левым мотором взметнулось пламя. В него попал зенитный снаряд. Но Гречишкин все же перевел машину в пике. Геройский экипаж направил горящую машину на позиции фашистов и уничтожил несколько дальнобойных орудий. В. Гречишкину и А. Перегудову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Живым из экипажа остался только стрелок-радист И. Марченко. Он при взрыве самолета у земли был выброшен из кабины и в тяжело раненном состоянии захвачен в плен. Был освобожден из немецкого лагеря в 1945 году. Награжден орденом Отечественной войны I степени.
Беззаветную отвагу, воинское мастерство и находчивость проявили многие советские воины в боях за Гатчину. Так, чтобы отвлечь на себя внимание противника, с ручным пулеметом пошел на вражеский дзот А. Волков. Воспользовавшись этим, бойцы зашли в тыл и овладели мощным опорным пунктом гитлеровцев. А расчет орудия старшего сержанта А. Манина вступил в единоборство с двумя «тиграми». Смертельно раненный командир орудия уничтожил оба танка. За героизм и самопожертвование А. Манин и А. Волков удостоены звания Героя Советского Союза (посмертно).
26 января 1944 года Гатчина была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков. На балконе высокого здания в центре города старшина П. Силин водрузил Красное знамя. Последняя мощная крепость фашистского «Северного вала» была разгромлена полностью.
Жители Гатчины свято хранят память о людях, погибших в годы лихолетья за свободу и независимость своей Родины. На территории района расположены 50 братских воинских захоронений и памятников, за которыми бережно ухаживают школьники. В музеях боевой славы хранятся бесценные реликвии, свидетельствующие о подвиге защитников и освободителей гатчинской земли. Поисковые отряды ведут кропотливую работу по поиску незахороненных останков воинов, оставшихся на местах кровопролитных боев.
…Гатчину образно называют природным Эрмитажем, ибо на ее территории находится немало объектов садово-паркового искусства. Здесь удивительно гармонично сочетаются очарование старины и динамизм современности, тихие зеленные улицы и современные промышленные предприятия, в числе которых императорские дворцы и Петербургский институт ядерной физики. Тенистые гатчинские улочки и парки помнят Жуковского и Куприна, Чайковского и Рубинштейна, Боткина, Чигорина и других людей, представляющих цвет российской культуры.
Руководство Гатчины во главе с полковником запаса Виталием Филоненко чтит память старшего поколения, сохраняет и приумножает добрые традиции и проявляет заботу о патриотическом воспитании молодежи. Потому не случайно по итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город» Гатчина заняла 1-е место среди населенных пунктов численностью до 100 тысяч жителей. А теперь Гатчина по праву носит почетное звание города воинской славы.
Низамидин КАИНБЕКОВ.
Фото из архива краеведческого музея города воинской славы Гатчины