Люди, связывающие берега

Современная армия немыслима без инженерных войск, а сами войска ­ без понтонных подразделений. Только понтонеры способны за короткое время связать берега реки и обеспечить проход боевой техники. Многие ошибочно считают инженерные войска подразделениями второго эшелона. На самом деле это не так. То, что инженерные войска выходят на позиции первыми, не случайно. Именно от их работы во многом зависит успех других родов войск. Собственно, от точности и слаженности их действий зависит не просто безопасность переправ, но и скорость развертывания боевых подразделений, эффективность действия наземных войск.

Вопросам слаженности, повышения мастерства и полевой выучки инженерных, а конкретно понтонно­-переправочных подразделений 5­й армии был посвящен плановый месячный сбор на Сергеевском полигоне в Приморском крае.

Для участия в лагерном сборе под руководством начальника инженерных войск 5­й армии полковника Дмитрия Евлахова были привлечены понтонные роты инженерно-­саперных батальонов мотострелковых бригад из Бикина, Сергеевки, Сибирцево, Уссурийска. Всего в учебном процессе на вододроме полигона  были задействованы около 200 военнослужащих и 47 единиц инженерной техники.

Личный состав учился оборудовать и содержать десантные переправы на плавающих транспортерах, паромные и мостовые переправы с применением понтонно-­мостового парка. Венцом сборов стало учение по организации преодоления водной преграды различными способами.

По легенде учений инженерным подразделениям армии необходимо было организовать десантную и мостовую переправу для наступления мотострелковых и танковых подразделений. В ходе первого этапа десантной операции под огнем условного противника была организована водная переправа колесной техники, личного состава и вооружения на плавающих транспортерах ПТС­2. Причем взрывники постарались настолько, что, казалось, добрая часть вододрома просто бурлила от взрывов. По замыслу командования необходимо было создать эффект настоящего боя с целью формирования у военнослужащих умения в сложных условиях четко, грамотно, без суеты и волнения выполнить поставленные перед ними задачи. Ведь успешно проведенная десантная операция является залогом дальнейшего продвижения войск при наступлении.

После форсирования водной преграды высадившиеся на противоположном берегу реки войска разыграли бой. Его цель ­ отвоевать у противника позиции и заставить его отойти в глубь территории, так как мостовые переправы, как правило, оборудуются в операционной зоне тогда, когда противоположный берег освобожден от противника и зеркало воды не простреливается его пулеметным огнем и огнем орудий прямой наводки.

Окончательно зачистив противоположный берег, силы первого эшелона оттеснили «неприятеля» вглубь, создав условия для работы понтонных подразделений. По команде командира понтонной роты личный состав выдвинулся из исходного района к участкам разгрузки материальной части будущего моста на воду. Военнослужащие, облаченные в водонепроницаемые костюмы, состыковали звенья между собой и переместили их к пришвартованному у исходного берега взводному парому для сращивания звеньев в ленту будущего моста. Причем для увеличения скорости проведения данной операции действия происходили с двух сторон.

И здесь сказалась слаженность подразделений, которая была достигнута в ходе месячных сборов. Понтонеры, опережая нормативное время, соорудили плавучий мост длиной 119 метров, который с помощью буксирно-­моторных катеров БМК­130 был переправлен к противоположному берегу. Для того чтобы проверить, насколько такой мост устойчив, по нему прошла самая тяжелая машина ­ танк Т-­62, а затем по возведенной переправе пустили основную колонну тяжелой техники.

Как подчеркнул командир понтонной роты 70-­й мотострелковой бригады капитан Александр Самохвалов, налаживание переправ ­ это тяжелейший труд. При всей насыщенности современных армий новейшими технологиями понтонерам зачастую приходится работать вручную, уповая только на крепость своих рук.

Профессионализм инженерных войск в полной мере проявился, когда на Дальний Восток в 2013 году пришло самое массовое бедствие за последние сто с лишним лет. С конца июля юг Дальнего Востока России оказался подвержен катастрофическому наводнению, вызванному интенсивными затяжными осадками, что привело к последовательному увеличению уровня воды в реке Амур. Наводнение таких масштабов произошло впервые за 115 лет наблюдений, и согласно моделям вероятность повторения такого события ­ один раз в 200­-300 лет. Режим ЧС федерального уровня был введен в пяти регионах Дальнего Востока (Якутии, Амурской области, Еврейской автономной области, Приморском и Хабаровском краях). Всего, по данным МЧС, на Дальнем Востоке было затоплено более 8 млн км² территории, подтоплены около 13,5 тысячи жилых домов. Пострадали не менее 135 тысяч человек, 32 тысячи были эвакуированы. Были повреждены 1,6 тысячи км дорог, 174 моста и 825 социальных объектов, затоплены овощехранилища и угольные разломы, пострадали линии электропередачи.

Самое крупномасштабное в России наводнение на Дальнем Востоке серьезно пошатнуло экономику и причинило беды и страдания тысячам людей. И первыми на помощь им пришли инженерные подразделения Восточного военного округа.

Как рассказал начальник инженерных войск 5­-й армии полковник Дмитрий Евлахов, навыки инженерных войск, полученные в ходе интенсивной и плановой боевой учебы, пригодились  для борьбы со стихией, где от подразделений инженерных войск армии было задействовано несколько сотен человек личного состава и 67 единиц техники.

Военнослужащие 5-­й армии с достоинством выполнили поставленные перед ними задачи, в том числе и по оказанию помощи местному населению. Строили дамбы, наводили понтонные мосты и ремонтировали размытые водой дороги, перевозили людей, народнохозяйственные грузы, продовольствие и домашний скот.

Во многом благодаря стойкости и профессионализму инженерных подразделений многие задачи решались быстро и оперативно. Часто приходилось работать, что называется, «с колес». Ведь какое либо промедление с возведением переправ грозило для гражданского населения большими бедами.

Во время наводнения на реке Амур восстановление транспортного сообщения в зонах затопления было возможно только с применением понтонно­-переправочных средств, организовывалась паромная переправа в районе озера Гасси на подтопленной федеральной трассе Хабаровск ­ Комсомольск­-на­-Амуре. Военнослужащие в течение месяца помогли обойти размытую дорогу 14 тысячам автомобилей и больше чем 100 тысячам человек.  Восстановление транспортного сообщения в зонах затопления было возможно только с применением понтонно-­переправочных средств. Катера БМК­130 и плавающие транспортеры ПТС­2 применялись для эвакуации населения из затопленных населенных пунктов.

А при строительстве дамбы, защитившей город Комсомольск­-на­-Амуре в период максимального подъема реки Амур, доставка мешков с песком была возможна только на гусеничных плавающих транспортерах.

Командование ВВО высоко оценило профессиональную подготовку военнослужащих инженерных войск 5­й армии. По результатам борьбы со стихией около ста военнослужащих были награждены медалями Министерства обороны Российской Федерации.

По мнению полковника Дмитрия Евлахова, в ходе проведения сборов шлифуется мастерство понтонно­-переправочных подразделений, появляется столь необходимое взаимопонимание между военнослужащими, позволяющее решать все поставленные задачи быстро, как говорят, на автомате. А ведь при организации любых переправ всякое промедление дорогого стоит. Не стоит  забывать, что в этот период происходит активное общение между командирами, чьи подразделения  базируются в различных районах Дальнего Востока, что позволяет обменяться передовым опытом и благодаря этому двигаться вперед.

На прошедших сборах с лучшей стороны показали себя командиры понтонных рот старший лейтенант Александр Жирнов из города Бикина Хабаровского края и капитан Александр Кочуров из приморского поселка Сибирцево.

Руководить инженерными подразделениями сегодня приходят много молодых офицеров. Средний возраст командиров основных подразделений меньше тридцати лет. У всех есть огромное желание служить, повышать свой профессионализм. Благодаря грамотным действиям командного состава появляется все больше желающих связать свою службу по контракту с инженерными войсками.

Игорь МАЙБОРОДОВ.

Фото Виталия АНЬКОВА

СМОТРЕТЬ ФОТО