В современных условиях, когда Вооруженные Силы России приобретают новый облик, со всей очевидностью встает вопрос о необходимости поиска совершенно новых путей подготовки офицерского состава армии и флота. Именно офицеры являются становым хребтом вооруженных защитников нашей Родины. Поэтому будущих офицеров в военных вузах страны надо готовить к роли лидера, а не безликой личности при погонах. К этому стремятся в стенах военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
Лидерство — один из старейших социальных феноменов. Кто же такой лидер сегодня и что необходимо, чтобы из вчерашнего гражданского юноши (девушки) через сравнительно небольшой отрезок времени сделать лидера воинского коллектива, способного, образно говоря, первым встать под ураганным огнем противника и повести в атаку своих подчиненных? При этом, естественно, не погибнуть зря, а выполнить поставленную боевую задачу с высокой эффективностью и небольшими потерями! Вопрос этот очень непростой, как кажется на первый взгляд.
Лидер (от англ. leader — «ведущий, первый, идущий вперед») — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющее действие. В Вооруженных Силах понятие «лидер» нередко ассоциируется с понятием «руководитель». Это не совсем верно с научной точки зрения. Не всякий руководитель, и армейский в том числе, по определению является лидером. В чем же суть данного противоречия? Она заключается в том, что существуют два типа лидера: формальный и неформальный. Отношения первого типа — должностные, функциональные, второго типа — скорее психологические, эмоциональные. Первому типу лидерства присущ управленческий тип поведения, тогда как второму — наоборот. Он выдвигается из окружающих его людей, равных ему по социальному статусу, например, из числа курсантов, а не командиров подразделений. Напрашивается вывод, что лидер — это личность, за которой все остальные члены воинского (курсантского) коллектива признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей учебной группы. Лидер может быть назначен официально командованием роты (факультета), а может и не занимать никакой официальной должности, но фактически руководить воинским коллективом в силу своих организаторских способностей. Что же способствует этому?
Во-первых, желание стать лидером и управлять коллективом (большим или малым) есть у многих военнослужащих, ведь когда человек становиться лидером, у него появляется значительно больше возможностей и перспектив, открывается больший доступ к различным ресурсам и бонусам, в том числе к получению баллов по той или иной учебной дисциплине. Ведь не секрет, что старшинам, командирам отделений и т.п. по просьбе их командиров педагогами кафедр порой завышаются оценки. Получается, что если с первого курса такие курсанты работают на свой имидж лидера, то затем имидж лидера работает на них. Однако при этом важно, чтобы лидер не превратился в простого охотника за баллами. Задача педагогов — своевременно распознать такую тенденцию.
Во-вторых, лидерами не рождаются, а ими становятся. Значит, лидерский потенциал можно формировать и развивать от курса к курсу. Как показывает опыт, многие известные мировые лидеры сформировали себя сами. В Вооруженных Силах это становится в основном задачей командиров и преподавателей. Главное в этой работе — умение выделить из общей среды таких курсантов, которые бы отвечали критериям лидера.
В-третьих, новый облик Вооруженных Сил потребовал нового подхода к подготовке военных кадров, формирования у них не только военно-профессиональных навыков, но и моральных, нравственных, лидерских качеств. Сформировать последнюю триаду внутренних качеств значительно сложнее, поскольку получить знания и навыки по военной специальности несравненно проще. Более того, их можно в любое время оценить, а вот моральные, нравственные и лидерские качества формируются в процессе всего периода обучения. Проверить и проанализировать их можно только по результатам служебной, учебной и личной деятельности курсантов. Это трудоемкий и довольно сложный процесс. В нем должны принимать участие все командиры и начальники, преподаватели и лаборантский состав военно-учебных заведений.
В-четвертых, необходимость выявления лидерских качеств на ранних этапах обуславливается тем, что в армии и на флоте значительно сокращен аппарат органов воспитательной работы. Поэтому львиная доля этой деятельности ложится на командиров подразделений. Методическую помощь командирам в этом нелегком деле могли бы оказать педагоги кафедр морально-психологического обеспечения, гуманитарных и социально-экономических дисциплин и ряда других.
В-пятых, опыт военного строительства развитых стран мира показывает, что в их военных вузах существует довольно серьезная установка на формирование лидерских качеств у будущих офицеров. Например, в этом году делегация ВУНЦа ВМФ во главе с начальником ВУНЦ ВМФ «ВМА имени Н.Г. Кузнецова» вице-адмиралом Адамом Римашевским побывала в США. Визит показал, что в военно-морской академии в Аннаполисе на «лидерскую составляющую» в подготовке будущих офицеров ВМС США обращают самое пристальное внимание. Основная задача (миссия) ВМА США: развить нравственные качества, умственные и физические способности курсантов, наполнить их высокими идеалами чувства долга, чести и верности, чтобы выпустить приверженных военно-морской службе лидеров с потенциалом будущего развития характера и мышления для постов с высочайшим уровнем ответственности командования, гражданской службы и управления.
Какие же качества лидера, способного повести за собой воинский коллектив, необходимо в первую очередь формировать у российских курсантов?
В научной литературе таких качеств выделяется довольно большое количество (от 12 до 42 и более). Все их можно свести к трем основным группам.
Системные навыки
— видение;
— целеполагание;
— чувствительность к изменениям;
— гибкость;
— целеустремленность;
— настойчивость и др.
Коммуникативные навыки
— умение убеждать, вдохновлять, мотивировать;
— коммуникабельность;
— умение понять особенности психологии людей;
— организаторские способности и т.д.
Внутренние качества
— компетентность как доскональное знание своего военного дела;
— самообразование и самовоспитание;
— уверенность в себе;
— острый и гибкий ум;
— дерзновенность;
— активность;
— самообладание;
— внутренняя целостность;
— сильная воля, храбрость и др.
В воинском (курсантском) коллективе могут одновременно находиться несколько лидеров. Это очень хорошо, ведь один человек, пусть даже самый умный и разносторонний, не может быть лидером во всех областях знаний, спорте, службе и т.п. Таким образом, можно сделать классификацию лидерства.Многолетний опыт работы с курсантами и офицерами военных вузов в ВУНЦ ВМФ показывает, что порой лидером становится военнослужащий, не обладающий вышеперечисленными качествами. Как следствие этого между формальным и неформальным лидерами возникает трение, приводящее к конфликтной ситуации. Известны случаи, когда командование вынуждено было освобождать не обладающих качествами лидеров от занимаемых ими должностей, а вместо них назначать неформальных лидеров. Настоящий лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Лидер — это своеобразное зеркало подразделения, учебной группы. Лидером может стать тот военнослужащий, который сможет привести воинский коллектив к разрешению тех или иных противоречий, проблем, задач, несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, разделяет основные ценности, присущие курсантскому коллективу. При этом следует иметь в виду, что лидер одного воинского коллектива (учебной группы) необязательно может стать им в другом коллективе.
Классификация лидеров
По характеру деятельности
— политический лидер;
— социальный лидер;
— бытовой лидер;
— спортивный лидер;
— универсальный лидер;
— ситуативный лидер.
По содержанию
— лидер-вдохновитель;
— лидер-исполнитель;
— эмоциональный лидер;
— деловой лидер.
По стилю руководства
— авторитарный;
— командный;
— демократический.
По отношению к структуре коллектива
— формальный лидер;
— неформальный лидер.
Говоря об основных чертах лидера, следует иметь в виду, что они формируются и развиваются в процессе всей воинской службы. Однако основная часть их закладывается в сознание и поведение будущих офицеров еще во время их учебы в военном вузе. Не случайно в учебных программах высшего профессионального образования 3-го поколения, ГОСах ВПО, квалификационных требованиях, определенных Главнокомандующим ВМФ, красной нитью проходит мысль о необходимости формирования в курсанте будущего офицера-лидера.
В современных условиях лидер воинского (курсантского) коллектива выполняет ряд функций, в том числе организационную, координационную, интеграционную, воспитательную и некоторые другие. Организационная функция включает создание системы управления коллективом, сплочение сторонников лидера, планирование и осуществление намеченных действий. Координационная функция преследует своей целью согласование действий членов курсантского коллектива, определение основных направлений их деятельности. Интеграционная функция служит для сплочения вокруг лидера его единомышленников из состава курсантского коллектива, поддержание его программы. Воспитательная функция предполагает формирование в коллективе нормальной моральной атмосферы, создание уставных и дружеских отношений, взаимопомощи, поддержки друг друга и т.д. Залогом успешной реализации данной функции является то, как воспитан тот или иной лидер, занимается ли он самовоспитанием, каков уровень его культуры, образования. Задача воспитания лидера, формирования у него умения вести за собой сослуживцев, устанавливать с ними нормальные отношения и на этой основе организовывать управление коллективом ложится на воспитателей и педагогов.
Какова же модель создания лидера в современных условиях? Ее можно сформировать следующим образом. На первом этапеочерчивается круг военнослужащих, имеющих склонности к лидерству. Кандидаты определяются с помощью таких методов, как наблюдение, анализ документов, личного дела военнослужащего, данных психологического отбора и т.д. На втором этапе выявляются характерные черты лидера, присущие тому или иному курсанту. Сделать это можно с помощью социологического исследования, изучения общественного мнения, анкетирования. На третьем этапе начинается отбор и выдвижение формального лидера, т.е. назначение на должность, определение его места в структурной организации воинского коллектива. При этом неформальные лидеры в коллективе, как правило, выдвинутся сами. Командиры и начальники не должны выпускать данный момент из поля зрения, чтобы неформальные лидеры не стали доминирующими в подразделении, особенно если они склонны к роли антилидера. На четвертом этапе должен быть начат процесс собственно воспитания лидера, развития его лидерских качеств. В этом процессе обязаны принять участи как командиры, так и преподаватели в военном вузе. Причем работа эта должна проводиться в тесном контакте их друг с другом, а не формально, как нередко бывает. Завершающим этапом является практическая деятельность лидера. Она же и становится мерилом его успехов и недостатков, лидерских способностей, проверкой на прочность лидерских качеств. Схематично все это можно показать следующим образом:
1-й этап | Поиск и определение лидера |
2-й этап | Выявление специфических черт лидера |
3-й этап | Отбор и выдвижение лидера |
4-й этап | Воспитание и развитие лидерских качеств |
5-й этап | Деятельность лидера |
При формировании черт личности лидера необходимо учитывать то обстоятельство, что лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться, а подлинное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.
Особое искусство лидера — обращать в своих союзников скрытых и даже явных противников. Современная Российская армия и Военно-Морской Флот нуждаются в новом поколении настоящих лидеров, олицетворяющих собой новый облик Вооруженных Сил. Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать быстрого успеха, полагаться на случайную победу, на авось. Страна, армия и флот хотят видеть в новом поколении офицеров лидеров как в эксплуатации и применении вверенного им оружия и боевой техники, так и в решении социальных проблем, укреплении воинской дисциплины, сплочении воинских коллективов, повышении боеготовности частей и подразделений. Именно поэтому одна из важнейших задач современности для военных вузов страны, в том числе ВУНЦ ВМФ «ВМА», — готовить таких офицеров-лидеров.
Задача эта не из легких. Если ранее в системе военного образования существовала своеобразная уравниловка и готовился, образно говоря, середнячок для Вооруженных Сил, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. На повестку дня выходит индивидуализация процесса обучения. И начало этому уже положено путем внедрения в учебный процесс балльно-рейтинговой системы. Теперь во многом личный успех того или иного курсанта зависит только от него самого, от того, хочет ли он стать лидером, например в учебе, или нет. Хочет ли он набрать большее количество баллов и повысить свой рейтинг, который потом скажется на его распределении, или нет. Задача руководителей и педагогов всех рангов — помочь своим воспитанникам захотеть стать лидерами, найти тот верный путь, который может привести их к заветной цели.
Капитан 1 ранга Александр НЕСТЕРЧУК,
кандидат военных наук, доцент.
Виктор КИРИЛЛОВ,
доктор политических наук, профессор