В городе РостовенаДону есть предприятие «Роствертол», аналогов которому в мире не существует, оно выпускает вертолеты всех возможных типов от легких до сверхтяжелых. Как и многие предприятия «оборонки», «Роствертол» на рубеже столетий столкнулся с серьезными трудностями, но сумел успешно преодолеть их. О том, чем сегодня живет завод, какие у коллектива планы, читателям «Ориентира» рассказал генеральный директор ОАО «Роствертол» Борис СЛЮСАРЬ.
Борис Николаевич, возглавляемое вами предприятие имеет богатую историю. Коллектив внес существенный вклад в повышение оборонного потенциала нашей страны. А с чего, собственно, все начиналось?
История предприятия ведет свой отсчет с июля 1939 года, когда на базе полукустарного деревообрабатывающего комбината в городе Рязани был организован завод № 168, переданный в наркомат авиационной промышленности.
Основной продукцией в то время были деревянные авиационные винты для военных и гражданских самолетов и походные фотолаборатории для обработки аэрофотоснимков.
В начале Великой Отечественной войны на заводе было начато производство крыльев для истребителей МИГ3, а затем десантных двадцатиместных планеров КЦ20. В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Волжск Марийской АССР, где было организовано производство самолетов Ут2М.
В октябре 1944 года завод № 168 был перебазирован из города Волжска в город РостовнаДону, на территорию авиационного завода, который вошел в состав завода № 168. В 1946 году завод начал выпуск самолетов Ут2М и По2. Многие люди помнят эти машины по известному кинофильму «Небесный тихоход». До конца 1940х годов производились летательные аппараты деревянной конструкции с поршневыми двигателями.
В 1949 году предприятие приступило к производству десантных планеров Як14. В начале 1950х годов стала производиться авиационная техника цельнометаллической конструкции. В 1952 году на заводе был освоен выпуск штурмовиков Ил10. В 19541955 годах производился турбореактивный самолетштурмовик Ил40. В 1956 году определилось новое направление производство перестраивалось на выпуск вертолетов.
Первенцем серийного вертолетостроения стал вертолет Ми1, созданный конструкторским коллективом под руководством Михаила Леонтьевича Миля. Именно тогда возникло творческое сотрудничество предприятия и конструкторского бюро под его руководством.
Вертолет Ми1 выпускался серийно в санитарном, пассажирском, почтовом и сельскохозяйственном вариантах. На нем установлено двадцать семь мировых рекордов. В 1959 году завод освоил выпуск первого тяжелого транспортнодесантного вертолета Ми6.
На вертолете Ми6 установлено шестнадцать мировых рекордов скорости полета и поднятия груза. На нем выполнялись работы по сооружению мостов, монтажу оборудования заводов, транспортированию и установке буровых вышек и другие строительномонтажные работы. Вертолет производился серийно с 1959 года более 20 лет. В 1964 году завод освоил производство тяжелого вертолета Ми10, который был создан для перевозки крупногабаритных грузов весом до 15 тонн на грузовой платформе. На вертолете Ми10 установлено несколько мировых рекордов поднятия груза.
В 1974 году базе вертолета Ми10 создан уникальный вертолеткран Ми10К, который до сих пор успешно выполняет народнохозяйственные задачи.
Транспортнобоевой вертолет Ми24Д серийно выпускался на ОАО «Роствертол» с 1985 года. Изготовлено более 600 машин.
Вертолет предназначен для уничтожения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, высадки десанта, эвакуации раненых, а также транспортировки грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске. Модификация вертолета Ми24Д с более мощным комплексом вооружения серийно выпускалась на ОАО «Роствертол» с 1984 года. Изготовлено более 250 машин.
В 1982 году выпущены первые серийные вертолеты Ми26, пришедшие на смену Ми6. По большинству летнотехнических характеристик Ми26 значительно превосходит зарубежные аналоги.
17 мая 1982 года указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании, освоении и эксплуатации новой авиационной техники предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
С началом перестройки в 1985 году в стране начал сокращаться государственный заказ на вертолеты Ми24, Ми26 и Ми26Т. Стала очевидной необходимость модернизации вертолетов в соответствии с требованиями заказчиков. Поэтому с 1989 по 1995 г. и позже Ростовское вертолетное производственное предприятие, а с 1992 года акционерное общество открытого типа «Роствертол» совместно с акционерным обществом «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», ОАО «ОКБ РостовМиль» и другими подрядчиками создали ряд модификаций вертолетов Ми26Т и Ми24.
Ваше предприятие по праву считается одним из лучших в холдинге «Вертолеты России». Какая продукция ныне выходит из цехов Роствертола?
В настоящее время ОАО «Роствертол» серийно производит боевой вертолет нового поколения Ми28Н «Ночной охотник», который принят на вооружение Министерством обороны России в качестве ударного вертолета, вертолет огневой поддержки Ми35М, а также гражданский тяжелый транспортный вертолет Ми26Т и его военный вариант Ми26.
Ми26Т единственный в мире вертолет, способный перевозить груз внутри кабины или на внешней подвеске общим весом до 20 тонн. Во многом это объясняет тот факт, что Ми26Т выпускается не первый год и спрос на него в последние годы растет. Кроме того, возможности нашего вертолета по тушению пожаров в современных условиях весьма актуальны.
Сегодня мы продолжаем производство боевых вертолетов. Ми28Н это боевая машина нового поколения. Запуску этой машины в серийное производство предшествовала колоссальная работа, уникальная по своему масштабу и характеру выполненных задач.
Важным преимуществом боевого вертолета Ми35М в сочетании с ударной мощью является его способность транспортировать восемь десантников в зону боевых действий. При создании этой модернизированной модели вертолета Ми35 применялись технологии, реализованные на вертолете нового поколения Ми28Н «Ночной охотник». В октябре 2009 года «Ночной охотник» был принят на вооружение ВВС РФ. Сейчас идет полномасштабная работа по серийному производству Ми28Н в рамках долгосрочного контракта холдинга «Вертолеты России» с Министерством обороны РФ.
Таким образом, линейка нашей продукции сегодня представлена как боевыми, так и гражданскими вертолетами.
Если говорить о соотношении выпуска продукции по гособоронзаказу и на экспорт, то сообщу: раньше было пятьдесят на пятьдесят. Сейчас шестьдесят пять на тридцать пять в пользу гособоронзаказа. При этом я считаю, что потенциал поставок за рубеж у нас большой.
Вероятно, в этой сфере ныне серьезная конкуренция? За счет чего вам удается удерживать позиции?
Ситуация непростая. Если раньше на этом рынке были только Россия, США и еще дветри страны, то сегодня появляются новые игроки. К примеру, в ходе авиавыставки «AeroIndia’2011» Индия продемонстрировала свой, пусть легкий, но боевой вертолет. Китай, промышленность которого развивается сегодня очень активно, уже начал серийный выпуск и продажу легких боевых вертолетов, а ведь раньше эти страны своих боевых вертолетов вообще не производили. Однако это не мешает России расширять географию поставок и приобретать новых крупных партнеров.
Наше предприятие на сегодняшний день имеет весьма внушительный стаж экспортной деятельности. Мы поставляем нашу продукцию за рубеж с 1964 года. Вертолеты ОАО «Роствертол» эксплуатируются в десятках стран мира. Безусловно, опыт накоплен колоссальный.
Что касается конкуренции, то, к примеру, такая продукция ОАО «Роствертол», как вертолет Ми26Т, не имеет аналогов в мире по своей грузоподъемности. Самый близкий его конкурент по грузоподъемности вертолет Chinook компании «Боинг» не раз был обязан своим спасением нашему вертолету. В Афганистане Ми26Т несколько раз задействовали при транспортировке сбитых талибами и совершивших вынужденную посадку вертолетов Chinook. Попытки перенести подбитые машины при помощи таких же «американцев» оказывались безуспешными. Я считаю, что эти факты красноречиво говорят сами за себя.
А какие государства активнее других интересуются вертолетом Ми35М?
Тут нет секрета. Первой страной, купившей Ми35М, была Венесуэла. По мнению венесуэльцев, имеющих на сегодняшний день существенный опыт в эксплуатации Ми35М, эти машины, несомненно, обладают рядом преимуществ по сравнению с использовавшимися ранее в армейской авиации Венесуэлы вертолетами. В конце 2008 года по линии ОАО «Рособоронэкспорт» был подписан контракт на поставку Ми35М в Бразилию. По случаю поставки первой партии новых боевых машин в этой латиноамериканской республике был организован парад.
Ми35М создавался совместными усилиями ОАО «Роствертол» и ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля», входящими в холдинг «Вертолеты России». При его создании, как я уже говорил, применялись технологии, реализованные на вертолете нового поколения Ми28Н. В частности, на Ми35М, как и на «Ночном охотнике», установлены более мощные двигатели ВК2500. Неоспоримым преимуществом Ми35М является его круглосуточное боевое применение. Вертолет оснащен современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями, обзорноприцельной системой, включающей в себя тепловизионный и телевизионный канал, лазерный дальномер и пеленгатор. Светотехническое оборудование вертолета Ми35М адаптировано под использование экипажем очков ночного видения как российского, так и иностранного производства.
Установка новых систем позволяет не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение вертолета в любое время суток, но также выполнять взлет и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.
Вертолет Ми35М имеет несколько вариантов применения: ударный, десантнотранспортный, санитарный и транспортный, что способствует эффективному выполнению разнообразных задач.
Известно, что не снижается популярность Ми26Т, в чем секрет успеха?
Ми26Т действительно пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. В настоящее время основными эксплуатантами этого вертолета помимо самой России и стран СНГ являются такие страны, как Китай, Индия, Венесуэла, Греция. Ми26Т также давно, часто и успешно работает на условиях лизинга во многих европейских, азиатских и африканских странах. Первый лизинговый контракт был заключен именно на аренду Ми26Т 9 декабря 1991 года для выполнения полетов по программе ООН в Камбодже.
Одной из множества стран, высоко оценивших уникальные возможности этого вертолета, стал Китай. Тесное сотрудничество с КНР длится уже более пяти лет. Практически каждое лето на протяжении последнего десятилетия вертолеты Ми26Т применяются при борьбе с огнем в Греции. Также эти машины неоднократно проявляли свои уникальные способности по тушению пожаров в таких странах, как Франция, Германия, Австрия, Италия, Болгария, Сербия, Черногория, Кипр.
Далее, что очень важно. Операции по тушению природных пожаров в нашей стране невозможно представить без участия Ми26Т. Спасатели прилагали максимум усилий для борьбы с огненной стихией, используя лучшую технику, в том числе Ми26Т. Летом 2010 года тогдашний глава МЧС России Сергей Шойгу заявил, что в последующие три года в его ведомстве планируется дооснащение авиапарка новыми Ми26Т.
Существуют ли в мире аналоги наших вертолетов?
В Европе создают тяжелый вертолет. Во Франции несколько лет назад наш вертолет испытывали по всем максимальным характеристикам с максимальными нагрузками. Данный проект планировалось реализовать совместно с Россией, с учетом нашего колоссального опыта по разработке и производству тяжелых вертолетов. Позже в качестве возможного партнера называли США.
Однако в каком состоянии данный проект находится сейчас, сказать сложно, но известно, что европейцы хотят создать вертолет, который бы заправлялся в воздухе и пролетал 23 тысячи километров. КНР выражает высокую заинтересованность в совместной с Россией разработке тяжелого вертолета. Я поддерживаю этот проект. На базе нашего предприятия проходило очередное заседание российскокитайской подкомиссии по сотрудничеству в области гражданской авиации и гражданского авиастроения.
По словам председателя российской части подкомиссии, заместителя министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, наши китайские коллеги в разработке перспективного тяжелого вертолета очень заинтересованы.
Ми26Т попрежнему востребован за рубежом, последние достижения в области материалов и авионики позволяют реализовать программу глубокой модернизации этого вертолета в соответствии с запросами эксплуатантов.
Не так давно достоянием гласности стала информация о том, что в обозримом будущем предполагается запустить в серийное производство новый вертолет Ми26Т2. Насколько это реально?
Осуществление этой программы идет успешно. Можно сказать, что основные этапы по модернизации Ми26Т в вариант Ми26Т2, с сокращенным количеством членов экипажа, современной авионикой и возможностью ночного применения, позади. Данная программа осуществляется Роствертолом совместно с Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля.
В настоящее время проводятся испытания новой машины. Первая публичная демонстрация Ми26Т2 состоялась на авиационнокосмическом салоне «МАКС2011».
Вертолет Ми26Т2 соответствует последним тенденциям в мировом авиастроении. В новом вертолете к двум членам экипажа может добавляться бортоператор при работе с внешней подвеской. Вертолет оборудован так называемой стеклянной кабиной, где вместо традиционных стрелочных приборов установлены многофункицональные дисплеи, что существенно улучшает эргономичность и позволяет снизить нагрузку на экипаж.
Ми26Т2 оснащен современным интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования НПК902. В его основе бортовая цифровая вычислительная машина, система электронной индикации, представляющая собой пять многофункциональных цветных индикаторов, системный пульт управления, бесплатформенная лазерная навигационная система, бесплатформенная система курса и вертикали, спутниковая навигационная система с поддержкой NAVSTAR/ГЛОНАСС, пилотажный комплекс, система раннего предупреждения близости земли, интегрированная система резервных приборов, система предупреждения столкновения в воздухе, система управления полетными заданиями c генератором цифровых карт и другое радионавигационное оборудование.
На Ми26Т2 установлена бортовая автоматическая система контроля, которая контролирует параметры работоспособности и исправности силовой установки, общевертолетного оборудования и состояние систем комплекса.
Установка интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования НПК902 обеспечивает круглосуточное пилотирование вертолета Ми26Т2 в простых и сложных метеоусловиях, с выполнением автоматического полета по маршруту, выходом в заранее заданную точку, заходом на посадку и предпосадочное маневрирование, а также возврат на основной и запасной аэродромы.
На вертолете Ми26Т2 установлен поисковый прожектор, адаптированный к применению очков ночного видения. Вертолет не требует специальных аэродромных, средств технического обслуживания и способен к длительному автономному базированию.
Он может выполнять полеты в различных физикогеографических условиях по оборудованным и необорудованным воздушным трассам. Навигационный комплекс позволяет выполнять полеты по приборам в соответствии с международными правилами выполнения приборных полетов, что делает его еще более перспективным для реализации на рынках Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Есть страны, где к нашему новому вертолету проявляют большой интерес. В Индии, к примеру, наш Ми26Т2 участвует в тендере по линии ОАО «Рособоронэкспорт» на поставку тяжелых вертолетов для ВВС страны.
Как продвигается работа над созданием вертолета Ми28УБ? На какой стадии реализация данного проекта?
Производимый на ОАО «Роствертол» вертолет Ми28Н по вооружению и по защищенности экипажа не уступает ни одному вертолету, в том числе своему главному конкуренту американскому Apache. «Ночной охотник» единственный вертолет в мире, имеющий боковые бронированные стекла. На Ми28Н установлен современный комплекс боевого вооружения, обеспечивающий возможность применения авиационных средств поражения в сложных погодных условиях. Вооружение вертолета включает в себя пушку, управляемое и неуправляемое ракетное вооружение. Эта машина предназначена для уничтожения танков, бронетехники и живой силы противника, уничтожения защищенных объектов и поражения площадных целей поиска, катеров и других малых плавсредств, борьбы с малоскоростными и низколетящими летательными аппаратами противника. В интересах Министерства обороны России, а также зарубежных заказчиков в 2012 году запланировано продолжение работ по созданию вертолета Ми28УБ с двойным управлением, надеемся приступить к испытаниям этой машины.
Существует также программа реорганизации нашей летноиспытательной базы. Мы хотим на базе бывшего Батайского военного аэродрома создать летноиспытательную станцию совместного базирования с ДОСААФ. Подобная структура сейчас возрождается в нашей армии. И это очень хорошо. В рамках контрактов ОАО «Роствертол» летноиспытательная станция за городом нам просто необходима. Летчики в рамках лишь одного экспортного контракта должны налетать по 260 часов каждый. Полеты будут осуществляться днем и ночью. В центре города такие испытания невозможны, поэтому сегодня мы вынуждены арендовать площадку на ростовском военном аэродроме «Военвед».
В каких социально значимых проектах сейчас используются ваши вертолеты?
Вертолет Ми26Т неоднократно был задействован в строительстве олимпийских объектов в городе Сочи. В частности, участвовал в установке опор линий электропередачи вдоль строящихся новых автомобильных магистралей.
К примеру, в сентябре 2010 года вертолет Ми26Т авиакомпании «РоствертолАвиа» принимал участие в строительстве канатной дороги в Сочи. Работы выполнялись на высоте 1750 метров.
В последнее время при строительстве олимпийских объектов используется вертолет Ми26Т, который принадлежит нашим партнерам, компании «СКОЛ».
Полным ходом идет масштабная подготовка работ по освоению Арктики. Думаю, наши тяжелые вертолеты будут также задействованы в этом большом интересном проекте. На Севере строительство потребует уникальной техники, поэтому я уверен в том, что потенциал нашего вертолета еще неоднократно будет востребован.
Сейчас много говорится о губительных последствиях мирового финансовоэкономического кризиса. Каково хозяйственное положение Роствертола сейчас?
В 2010 году было реализовано продукции ОАО «Роствертол» на сумму 13 млрд рублей, в 2011 году этот показатель составил 20 млрд. рублей. В 2012 году мы планируем выйти на 30 млрд рублей, в 2013 на 3537 млрд рублей. Объемы производства по итогам прошлого года выросли в 1,7 раза. Перспективы у нас хорошие: разработана программа развития нашего предприятия до 2020 года.
После того как в начале 1990х российская экономика была отпущена в свободное плавание, мы со своей командой серьезно занимались разработкой собственной стратегии развития и позиционирования своей продукции на рынке. Одно из стратегических направлений, продиктованных необходимостью сохранения прочных позиций, было связано с переходом от оборонного заказа к экспортному.
Время показало, что это был верный шаг. Мы не только остались на рынке военной техники, но, что самое главное, сохранили высококлассных специалистов.
Инженернотехнические работники, технологи, конструкторы сегодня на вес золота. Высокая конкуренция стимулирует и заставляет нас находиться в постоянном поступательном движении. Сегодня продолжаем развивать и совершенствовать наше предприятие. Жизнь не стоит на месте. Мы живем сегодня, но думаем о будущем.
Беседу вел Юрий СЕЛЕЗНЕВ, постоянный корреспондент журнала «Ориентир» по Южному военному округу