От «небесных тихоходов» до «ночных охотников»

От «небесных тихоходов» до «ночных охотников»

В городе Ростове­на­Дону есть предприятие «Роствертол», аналогов которому в мире не существует, оно выпускает вертолеты всех возможных типов ­ от легких до сверхтяжелых. Как и многие предприятия «оборонки», «Роствертол» на рубеже столетий столкнулся с серьезными трудностями, но сумел успешно преодолеть их. О том, чем сегодня живет завод, какие у коллектива планы, читателям «Ориентира» рассказал генеральный директор ОАО «Роствертол» Борис СЛЮСАРЬ.

 От «небесных тихоходов» до «ночных охотников»

­ Борис Николаевич, возглавляемое вами предприятие имеет богатую историю. Коллектив внес существенный вклад в повышение оборонного потенциала нашей страны. А с чего, собственно, все начиналось?

­ История предприятия ведет свой отсчет с июля 1939 года, когда на базе полукустарного деревообрабатывающего комбината в городе Рязани был организован завод № 168, переданный в наркомат авиационной промышленности.

Основной продукцией в то время были деревянные авиационные винты для военных и гражданских самолетов и походные фотолаборатории для обработки аэрофотоснимков.

В начале Великой Отечественной войны на заводе было начато производство крыльев для истребителей МИГ­3, а затем десантных двадцатиместных планеров КЦ­20. В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Волжск Марийской АССР, где было организовано производство самолетов Ут­2М.

В октябре 1944 года завод № 168 был перебазирован из города Волжска в город Ростов­на­Дону, на территорию авиационного завода, который вошел в состав завода № 168. В 1946 году завод начал выпуск самолетов Ут­2М и По­2. Многие люди помнят эти машины по известному кинофильму «Небесный тихоход». До конца 1940­х годов производились летательные аппараты деревянной конструкции с поршневыми двигателями.

В 1949 году предприятие приступило к производству десантных планеров Як­14. В начале 1950­х годов стала производиться авиационная техника цельнометаллической конструкции. В 1952 году на заводе был освоен выпуск штурмовиков Ил­10. В 1954­1955 годах производился турбореактивный самолет­штурмовик Ил­40. В 1956 году определилось новое направление ­ производство перестраивалось на выпуск вертолетов.

Первенцем серийного вертолетостроения стал вертолет Ми­1, созданный конструкторским коллективом под руководством Михаила Леонтьевича Миля. Именно тогда возникло творческое сотрудничество предприятия и конструкторского бюро под его руководством.

Вертолет Ми­1 выпускался серийно в санитарном, пассажирском, почтовом и сельскохозяйственном вариантах. На нем установлено двадцать семь мировых рекордов. В 1959 году завод освоил выпуск первого тяжелого транспортно­десантного вертолета Ми­6.

На вертолете Ми­6 установлено шестнадцать мировых рекордов скорости полета и поднятия груза. На нем выполнялись работы по сооружению мостов, монтажу оборудования заводов, транспортированию и установке буровых вышек и другие строительно­монтажные работы. Вертолет производился серийно с 1959 года более 20 лет. В 1964 году завод освоил производство тяжелого вертолета Ми­10, который был создан для перевозки крупногабаритных грузов весом до 15 тонн на грузовой платформе. На вертолете Ми­10 установлено несколько мировых рекордов поднятия груза.

В 1974 году базе вертолета Ми­10 создан уникальный вертолет­кран Ми­10К, который до сих пор успешно выполняет народнохозяйственные задачи.

Транспортно­боевой вертолет Ми­24Д серийно выпускался на ОАО «Роствертол» с 1985 года. Изготовлено более 600 машин.

Вертолет предназначен для уничтожения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, высадки десанта, эвакуации раненых, а также транспортировки грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске. Модификация вертолета Ми­24Д с более мощным комплексом вооружения серийно выпускалась на ОАО «Роствертол» с 1984 года. Изготовлено более 250 машин.

В 1982 году выпущены первые серийные вертолеты Ми­26, пришедшие на смену Ми­6. По большинству летно­технических характеристик Ми­26 значительно превосходит зарубежные аналоги.

17 мая 1982 года указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании, освоении и эксплуатации новой авиационной техники предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

С началом перестройки в 1985 году в стране начал сокращаться государственный заказ на вертолеты Ми­24, Ми­26 и Ми­26Т. Стала очевидной необходимость модернизации вертолетов в соответствии с требованиями заказчиков. Поэтому с 1989 по 1995 г. и позже Ростовское вертолетное производственное предприятие, а с 1992 года акционерное общество открытого типа «Роствертол» совместно с акционерным обществом «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», ОАО «ОКБ Ростов­Миль» и другими подрядчиками создали ряд модификаций вертолетов Ми­26Т и Ми­24.

­ Ваше предприятие по праву считается одним из лучших в холдинге «Вертолеты России». Какая продукция ныне выходит из цехов Роствертола?

­ В настоящее время ОАО «Роствертол» серийно производит боевой вертолет нового поколения Ми­28Н «Ночной охотник», который принят на вооружение Министерством обороны России в качестве ударного вертолета, вертолет огневой поддержки Ми­35М, а также гражданский тяжелый транспортный вертолет Ми­26Т и его военный вариант Ми­26.

Ми­26Т ­ единственный в мире вертолет, способный перевозить груз внутри кабины или на внешней подвеске общим весом до 20 тонн. Во многом это объясняет тот факт, что Ми­26Т выпускается не первый год и спрос на него в последние годы растет. Кроме того, возможности нашего вертолета по тушению пожаров в современных условиях весьма актуальны.

Сегодня мы продолжаем производство боевых вертолетов. Ми­28Н ­ это боевая машина нового поколения. Запуску этой машины в серийное производство предшествовала колоссальная работа, уникальная по своему масштабу и характеру выполненных задач.

Важным преимуществом боевого вертолета Ми­35М в сочетании с ударной мощью является его способность транспортировать восемь десантников в зону боевых действий. При создании этой модернизированной модели вертолета Ми­35 применялись технологии, реализованные на вертолете нового поколения Ми­28Н «Ночной охотник». В октябре 2009 года «Ночной охотник» был принят на вооружение ВВС РФ. Сейчас идет полномасштабная работа по серийному производству Ми­28Н в рамках долгосрочного контракта холдинга «Вертолеты России» с Министерством обороны РФ.

Таким образом, линейка нашей продукции сегодня представлена как боевыми, так и гражданскими вертолетами.

От «небесных тихоходов» до «ночных охотников»

Если говорить о соотношении выпуска продукции по гособоронзаказу и на экспорт, то сообщу: раньше было пятьдесят на пятьдесят. Сейчас ­ шестьдесят пять на тридцать пять в пользу гособоронзаказа. При этом я считаю, что потенциал поставок за рубеж у нас большой.

­ Вероятно, в этой сфере ныне серьезная конкуренция? За счет чего вам удается удерживать позиции?

­ Ситуация непростая. Если раньше на этом рынке были только Россия, США и еще две­три страны, то сегодня появляются новые игроки. К примеру, в ходе авиавыставки «AeroIndia’2011» Индия продемонстрировала свой, пусть легкий, но боевой вертолет. Китай, промышленность которого развивается сегодня очень активно, уже начал серийный выпуск и продажу легких боевых вертолетов, а ведь раньше эти страны своих боевых вертолетов вообще не производили. Однако это не мешает России расширять географию поставок и приобретать новых крупных партнеров.

Наше предприятие на сегодняшний день имеет весьма внушительный стаж экспортной деятельности. Мы поставляем нашу продукцию за рубеж с 1964 года. Вертолеты ОАО «Роствертол» эксплуатируются в десятках стран мира. Безусловно, опыт накоплен колоссальный.

Что касается конкуренции, то, к примеру, такая продукция ОАО «Роствертол», как вертолет Ми­26Т, не имеет аналогов в мире по своей грузоподъемности. Самый близкий его конкурент по грузоподъемности ­ вертолет Chinook компании «Боинг» ­ не раз был обязан своим спасением нашему вертолету. В Афганистане Ми­26Т несколько раз задействовали при транспортировке сбитых талибами и совершивших вынужденную посадку вертолетов Chinook. Попытки перенести подбитые машины при помощи таких же «американцев» оказывались безуспешными. Я считаю, что эти факты красноречиво говорят сами за себя.

­ А какие государства активнее других интересуются вертолетом Ми­35М?

­ Тут нет секрета. Первой страной, купившей Ми­35М, была Венесуэла. По мнению венесуэльцев, имеющих на сегодняшний день существенный опыт в эксплуатации Ми­35М, эти машины, несомненно, обладают рядом преимуществ по сравнению с использовавшимися ранее в армейской авиации Венесуэлы вертолетами. В конце 2008 года по линии ОАО «Рособоронэкспорт» был подписан контракт на поставку Ми­35М в Бразилию. По случаю поставки первой партии новых боевых машин в этой латиноамериканской республике был организован парад.

Ми­35М создавался совместными усилиями ОАО «Роствертол» и ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля», входящими в холдинг «Вертолеты России». При его создании, как я уже говорил, применялись технологии, реализованные на вертолете нового поколения Ми­28Н. В частности, на Ми­35М, как и на «Ночном охотнике», установлены более мощные двигатели ВК­2500. Неоспоримым преимуществом Ми­35М является его круглосуточное боевое применение. Вертолет оснащен современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями, обзорно­прицельной системой, включающей в себя тепловизионный и телевизионный канал, лазерный дальномер и пеленгатор. Светотехническое оборудование вертолета Ми­35М адаптировано под использование экипажем очков ночного видения как российского, так и иностранного производства.

Установка новых систем позволяет не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение вертолета в любое время суток, но также выполнять взлет и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.

Вертолет Ми­35М имеет несколько вариантов применения: ударный, десантно­транспортный, санитарный и транспортный, что способствует эффективному выполнению разнообразных задач.

­ Известно, что не снижается популярность Ми­26Т, в чем секрет успеха?

­ Ми­26Т действительно пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. В настоящее время основными эксплуатантами этого вертолета помимо самой России и стран СНГ являются такие страны, как Китай, Индия, Венесуэла, Греция. Ми­26Т также давно, часто и успешно работает на условиях лизинга во многих европейских, азиатских и африканских странах. Первый лизинговый контракт был заключен именно на аренду Ми­26Т 9 декабря 1991 года для выполнения полетов по программе ООН в Камбодже.

Одной из множества стран, высоко оценивших уникальные возможности этого вертолета, стал Китай. Тесное сотрудничество с КНР длится уже более пяти лет. Практически каждое лето на протяжении последнего десятилетия вертолеты Ми­26Т применяются при борьбе с огнем в Греции. Также эти машины неоднократно проявляли свои уникальные способности по тушению пожаров в таких странах, как Франция, Германия, Австрия, Италия, Болгария, Сербия, Черногория, Кипр.

Далее, что очень важно. Операции по тушению природных пожаров в нашей стране невозможно представить без участия Ми­26Т. Спасатели прилагали максимум усилий для борьбы с огненной стихией, используя лучшую технику, в том числе Ми­26Т. Летом 2010 года тогдашний глава МЧС России Сергей Шойгу заявил, что в последующие три года в его ведомстве планируется дооснащение авиапарка новыми Ми­26Т.

­ Существуют ли в мире аналоги наших вертолетов?

­ В Европе создают тяжелый вертолет. Во Франции несколько лет назад наш вертолет испытывали по всем максимальным характеристикам с максимальными нагрузками. Данный проект планировалось реализовать совместно с Россией, с учетом нашего колоссального опыта по разработке и производству тяжелых вертолетов. Позже в качестве возможного партнера называли США.

Однако в каком состоянии данный проект находится сейчас, сказать сложно, но известно, что европейцы хотят создать  вертолет, который бы заправлялся в воздухе и пролетал 2­3 тысячи километров. КНР выражает высокую заинтересованность в совместной с Россией разработке тяжелого вертолета. Я поддерживаю этот проект. На базе нашего предприятия проходило очередное заседание российско­китайской подкомиссии по сотрудничеству в области гражданской авиации и гражданского авиастроения.

По словам председателя российской части подкомиссии, заместителя министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, наши китайские коллеги в разработке перспективного тяжелого вертолета очень заинтересованы.

Ми­26Т по­прежнему востребован за рубежом, последние достижения в области материалов и авионики позволяют реализовать программу глубокой модернизации этого вертолета в соответствии с запросами эксплуатантов.

­ Не так давно достоянием гласности стала информация о том, что в обозримом будущем предполагается запустить в серийное производство новый вертолет Ми­26Т2. Насколько это реально?

­ Осуществление этой программы идет успешно. Можно сказать, что основные этапы по модернизации Ми­26Т в вариант Ми­26Т2, с сокращенным количеством членов экипажа, современной авионикой и возможностью ночного применения, позади. Данная программа осуществляется Роствертолом совместно с Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля.

 В настоящее время проводятся испытания новой машины. Первая публичная демонстрация Ми­26Т2 состоялась на авиационно­космическом салоне «МАКС­2011».

Вертолет Ми­26Т2 соответствует последним тенденциям в мировом авиастроении. В новом вертолете к двум членам экипажа может добавляться бортоператор при работе с внешней подвеской. Вертолет оборудован так называемой стеклянной кабиной, где вместо традиционных стрелочных приборов установлены многофункицональные дисплеи, что существенно улучшает эргономичность и позволяет снизить нагрузку на экипаж.

Ми­26Т2 оснащен современным интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования НПК90­2. В его основе ­ бортовая цифровая вычислительная машина, система электронной индикации, представляющая собой пять многофункциональных цветных индикаторов, системный пульт управления, бесплатформенная лазерная навигационная система, бесплатформенная система курса и вертикали, спутниковая навигационная система с поддержкой NAVSTAR/ГЛОНАСС, пилотажный комплекс, система раннего предупреждения близости земли, интегрированная система резервных приборов, система предупреждения столкновения в воздухе, система управления полетными заданиями c генератором цифровых карт и другое радионавигационное оборудование.

На Ми­26Т2 установлена бортовая автоматическая система контроля, которая контролирует параметры работоспособности и исправности силовой установки, общевертолетного оборудования и состояние систем комплекса.

Установка интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования НПК90­2 обеспечивает круглосуточное пилотирование вертолета Ми­26Т2 в простых и сложных метеоусловиях, с выполнением автоматического полета по маршруту, выходом в заранее заданную точку, заходом на посадку и предпосадочное маневрирование, а также возврат на основной и запасной аэродромы.

На вертолете Ми­26Т2 установлен поисковый прожектор, адаптированный к применению очков ночного видения. Вертолет не требует специальных аэродромных, средств технического обслуживания и способен к длительному автономному базированию.

Он может выполнять полеты в различных физико­географических условиях по оборудованным и необорудованным воздушным трассам. Навигационный комплекс позволяет выполнять полеты по приборам в соответствии с международными правилами выполнения приборных полетов, что делает его еще более перспективным для реализации на рынках Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Есть страны, где к нашему новому вертолету проявляют большой интерес. В Индии, к примеру, наш Ми­26Т2 участвует в тендере по линии ОАО «Рособоронэкспорт» на поставку тяжелых вертолетов для ВВС страны.

­ Как продвигается работа над созданием вертолета Ми­28УБ? На какой стадии реализация данного проекта?

­ Производимый на ОАО «Роствертол» вертолет Ми­28Н по вооружению и по защищенности экипажа не уступает ни одному вертолету, в том числе своему главному конкуренту ­ американскому Apache. «Ночной охотник» ­ единственный вертолет в мире, имеющий боковые бронированные стекла. На Ми­28Н установлен современный комплекс боевого вооружения, обеспечивающий возможность применения авиационных средств поражения в сложных погодных условиях. Вооружение вертолета включает в себя пушку, управляемое и неуправляемое ракетное вооружение. Эта машина предназначена для уничтожения танков, бронетехники и живой силы противника, уничтожения защищенных объектов и поражения площадных целей поиска, катеров и других малых плавсредств, борьбы с малоскоростными и низколетящими летательными аппаратами противника. В интересах Министерства обороны России, а также зарубежных заказчиков в 2012 году запланировано продолжение работ по созданию вертолета Ми­28УБ с двойным управлением, надеемся приступить к испытаниям этой машины.

Существует также программа реорганизации нашей летно­испытательной базы. Мы хотим на базе бывшего Батайского военного аэродрома создать летно­испытательную станцию совместного базирования с ДОСААФ. Подобная структура сейчас возрождается в нашей армии. И это очень хорошо. В рамках контрактов ОАО «Роствертол» летно­испытательная станция за городом нам просто необходима. Летчики в рамках лишь одного экспортного контракта должны налетать по 260 часов каждый. Полеты будут осуществляться днем и ночью. В центре города такие испытания невозможны, поэтому сегодня мы вынуждены арендовать площадку на ростовском  военном аэродроме  «Военвед».

­ В каких социально значимых проектах сейчас используются ваши вертолеты?

­ Вертолет Ми­26Т неоднократно был задействован в строительстве олимпийских объектов в городе Сочи. В частности, участвовал в установке опор линий электропередачи вдоль строящихся новых автомобильных магистралей.

К примеру, в сентябре 2010 года вертолет Ми­26Т авиакомпании «Роствертол­Авиа» принимал участие в строительстве канатной дороги в Сочи. Работы выполнялись на высоте 1750 метров.

В последнее время при строительстве олимпийских объектов используется вертолет Ми­26Т, который принадлежит нашим партнерам, компании «СКОЛ».

Полным ходом идет масштабная подготовка работ по освоению Арктики. Думаю, наши тяжелые вертолеты будут также задействованы в этом большом интересном проекте. На Севере строительство потребует уникальной техники, поэтому я уверен в том, что потенциал нашего вертолета еще неоднократно будет востребован.

­ Сейчас много говорится о губительных последствиях мирового финансово­экономического кризиса. Каково хозяйственное положение Роствертола сейчас?

­ В 2010 году было реализовано продукции ОАО «Роствертол» на сумму 13 млрд рублей, в 2011 году этот показатель составил 20 млрд. рублей. В 2012 году мы планируем выйти на 30 млрд рублей, в 2013 ­ на 35­37 млрд рублей. Объемы производства по итогам прошлого года выросли в 1,7 раза. Перспективы у нас хорошие: разработана программа развития нашего предприятия до 2020 года.

После того как в начале 1990­х российская экономика была отпущена в свободное плавание, мы со своей командой серьезно занимались разработкой собственной стратегии развития и позиционирования своей продукции на рынке. Одно из стратегических направлений, продиктованных необходимостью сохранения прочных позиций, было связано с переходом от оборонного заказа к экспортному.

Время показало, что это был верный шаг. Мы не только остались на рынке военной техники, но, что самое главное, сохранили высококлассных специалистов.

Инженерно­технические работники, технологи, конструкторы сегодня на вес золота. Высокая конкуренция стимулирует и заставляет нас находиться в постоянном поступательном движении. Сегодня продолжаем развивать и совершенствовать наше предприятие. Жизнь не стоит на месте. Мы живем сегодня, но думаем о будущем.

 

Беседу вел Юрий СЕЛЕЗНЕВ, постоянный корреспондент журнала «Ориентир» по Южному военному округу