НА «ВОЛЧЬЕМ КРЮКЕ»

На стороне Киева в силовой операции на востоке Украины отличились члены батальонов «Азов», «Донбасс», «Айдар» и представители «Правого сектора». По мнению официального Киева, это патриоты и освободители. Но почему же их называют неофашистами? Последнее легко читается по их символике.

На Украине продолжается противостояние. Позиции регионов и центральной власти нередко имеют кардинальные противоречия. Они легко читаются в символике противостоящих лагерей. Согласитесь, трудно договариваться с центральной украинской властью, которая выбрала для воинских формирований (таких, как батальоны «Донбасс», «Азов», «Айдар» и др.) символы, схожие с широко известными нацистскими знаками времен Второй мировой войны. Символы  же отражают идеологию и цели этих людей!

1

В чем суть проблемы соотношения символики и поведения отдельных людей и коллективов? Устоявшиеся символы, знаки, определенное сочетание цветов (например, на флаге) и даже цифр в определенных комбинациях помимо нашей воли достаточно прочно укореняются на уровне подсознания. Со временем они становятся не только признаком той или иной человеческой общности и приверженности отдельных ее членов к определенным взглядам и идеям, но и влияют на дальнейшее поведение человека и общественных групп. Это относится как к людям внутри сообщества, так и  вне его, последние воспринимают его идеологию и ценности по внешней символике, как это и происходит сегодня. Люди видят эти знаки, схожие с ненавистными символами «наци», и воспринимают их соответственно. В обществе (имею в виду общее постсоветское пространство) слишком велик уровень неприязни к тому, что творили вермахт и СС на оккупированной территории Беларуси, Украины и России.

Согласно законам знаковой теории постоянно употребляемый в быту и общественной жизни, мелькающий буквально везде символ запускает так называемый механизм архетипа. Не вдаваясь в теорию, скажу, что архетип ­ это нематериальный объединяющий образ, базирующийся на коллективном историческом опыте прошлого, но в то же время обладающий мощными возможностями по влиянию на психику, психологию и поведение современного человека. Иными словами, то, что ты носишь на одежде, головном уборе, выбираешь в качестве герба, знака, лозунга (слогана), очень скоро становится как бы твоим вторым «я» и диктует твои поведенческие парадигмы.

Этот процесс довольно просто и наглядно можно проследить на примере маргинальных футбольных или хоккейных фанатов, их атрибутики, «кричалок» и символики. Но атрибутика и лозунги наиболее безбашенных и радикальных фанатов в принципе хоть и опасны для общества, но достаточно локальны, как правило, все ограничивается послематчевым периодом, и они не преследуют политических целей.

Ну а если  символика, используемая большими группами людей (в том числе вооруженных),  прямо ассоциируется с фашистской идеологией расового превосходства, насилия, культа  военной силы, национальной исключительности, ксенофобии и шовинизма? Тогда это во сто крат опаснее.

Поэтому нельзя пройти мимо  символики, используемой сегодня украинскими националистами и воинскими карательными формированиями, такими как батальоны «Айдар», «Азов» и «Донбасс». Многие активисты «Правого сектора» и карательных украинских частей при создании своих эмблем, нашивок, знамен, плакатов, письменных лозунгов и пр. широко используют определенные типы знаков именно древнегерманской геральдики, это хочу подчеркнуть особо. Корни этих символов ­ в глубокой древности. С точки зрения теории это и понятно. Для того чтобы запустить на полную мощность действие архетипа, символ должен быть устоявшимся и иметь историю. Согласно знаковой теории именно такой символ может содержать в себе  посыл, распознаваемый психикой человека на подсознательном уровне.

Многие исследователи справедливо полагают, что большинство этих древнегерманских символов  служили отнюдь не светлым и созидательным идеалам. Они способствовали (с оговоркой, конечно, на средневековые времена) «высвобождению самых низменных потребностей человека, самых его худших начал». Это при их помощи древнегерманские князья вдохновляли наемников на захват новых земель, порабощение соседних народов, строительство государств, процветание которых было основано на завоеваниях и грабежах. Этот подход был заложен и в основу символики Третьего рейха и особенно такой преступной организации, как СС. Как считал ее основатель и шеф рейхсфюрер Генрих Гиммлер, СС был неким «новоязыческим  тайным орденом», в котором широко использовался древний символизм. На черной форме эсэсовцев выделялись человеческий череп и руны, свидетельствовавшие об элитарности и исключительности. Гимн эсэсовцев, в частности,  включал следующую строку: «Мы все готовы к битве, нас вдохновляют руны и мертвая голова».

По замыслу рейхсфюрера СС, древнегерманским рунам предстояло сыграть особую роль в символике СС. По его  инициативе в рамках программы «Аненербе» ­ Общества по изучению и распространению культурного наследия предков ­ был учрежден германский институт рунического письма. До 1940 г. все новобранцы эсэсовского ордена проходили обязательный инструктаж, касающийся рунического символизма. К 1945 г. в СС использовались 14 основных рунических символов, среди них особо выделялась руна «Зиг». Она  очень хорошо знакома всем по фильмам о войне ­ это был зловещий петличный знак эсэсовцев.

Так получается, что хорошо распознаваемые изображения зловещих древнегерманских рун и той же руны «Зиг», демонов, ведьм, вервольфов­оборотней, человеческих черепов  и свастик разного типа как­то ближе сегодняшним украинским националистам, поскольку пробуждают в человеке мощные отрицательные эмоции и энергию, делают его способным решать поставленные задачи только  насильственным путем.

Давайте посмотрим, что представляют собой некоторые из широко распространенных  ныне в украинской реальности символов. Вот, например, кельтский крест (крест с кругом посередине). Им были буквально расписаны стены домов вокруг майдана в Киеве, он красовался на щитах молодчиков, громивших безоружный «Беркут»… А ведь это один из основных нацистских и расистских символов, означающий превосходство белой расы! Вот другой очень популярный свастикоподобный символ ­  «волчий крюк» (Wolfsangel, «вольфсангель» ­ нем.). Существует в нескольких версиях, которые киевские боевики даже зовут уменьшительно­ласкательно «зигами». Вот этими «зигами» в недавнем времени был обрисован Крещатик. Многие боевики­неонацисты носят не только нарукавные повязки с этими «зигами», но и лицевые маски.

Этот знак присутствует и на официальном логотипе батальона «Азов». В зеркальном виде он являлся в свое время логотипом и крайне правой Социал­национальной партии Украины (СНПУ), сегодня он символ украинской военизированной праворадикальной лиги «Патриот Украины» и многих других радикальных организаций.

Некоторые украинские государственные деятели и политики в ответ на обвинения о сходстве «вольфсангеля» с нацистской   свастикой простодушно назвали  его «широко распространенной символикой в городской геральдике Европы» и призвали не придавать слишком большого значения выбранному украинскими националистами знаку. А глава МВД Украины Арсен Аваков в интервью украинским СМИ заявил, что эмблема на знамени и шевронах бойцов батальона «вовсе не является нацистской свастикой, этот символ ­ некая эмблема Нобеля».

Очень примечательно, что это интервью Авакова появилось в ответ на вышедший в Германии репортаж на немецком телеканале ZDF (а там, как известно, пропаганда нацизма и его символики запрещена законом), в котором утверждалось, «что бойцы подразделения «Азов» используют нацистскую символику, рисуют символы СС ­ руну «Зиг» (преступной фашистской организации по определению Нюрнбергского трибунала. ­ С.К.)  на касках, а также размахивают знаменами с руническим символом Wolfsangel («волчий крюк»).

Что же, давайте рассмотрим этот символ ­ «вольфсангель» ­ через призму истории и геральдики. Это действительно не свастика, знак, если подходить с точки зрения классической геральдики,  только внешне  похож на главный символ нацистского Третьего рейха. Но замечу, что его сходство с последним прорисовано неким безымянным украинским художником намеренно, от этого он становится более зловещим. Если  обратиться к древней истории, то начало существования этого символа достаточно безобидно и даже где­то романтично. «Волчий крюк» как «внеалфавитный рунический символ» присутствовал во многих геральдических знаках германских средневековых княжеств как символическое изображение «крюка, на который ловили и насаживали волков». Остался он и на гербах городов современной Германии, например является и сегодня составной частью герба города Бургведеля (Нижняя Саксония) и некоторых других.

В средневековые времена на территории современной Германии он постепенно превратился в некий символ «вольности и свободы». Этот знак, как его еще называли «перевернутой молнии», красовался на щитах многих германских дворянских родов и вольных городов. В XV веке «вольфсангель» переместился в военную сферу и превратился в эмблему отрядов горожан, сражавшихся с наемниками на службе у германских князей. Но постепенно его смысл и значение изменились. Горожане то воевали с наемниками, то становились ими сами, и во времена Тридцатилетней войны (1618­ 1648 гг.) «вольфсангель» превратился  уже в «знак произвола». Потому что его носили на одежде многие  солдаты, массово грабившие и убивавшие мирных жителей.  В дальнейшем знак  «перевернутой молнии» стали использовать те, «кто действовал по праву сильного». Такова эволюция этого символа, такое в геральдике случается часто.

В дальнейшем символ «волчьего крюка» был полностью монополизирован германскими нацистами времен Третьего рейха, которые увидели в нем особую идеологическую привлекательность. В  30­х годах ХХ века «вольфсангель» был символом  Национал­социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) Адольфа Гитлера ­ колыбели германского фашизма. И лидер английских фашистов Освальд Мосли выбрал его в качестве эмблемы своего движения. Кроме того, после поражения Германии во Второй мировой войне «вольфсангель» служил символом немецкой реваншистской организации «Вервольф» («оборотень»).

Но настоящий расцвет этой, как теперь уже ясно, откровенно нацистской символики пришелся на годы войны 1941­1945 гг. «Вольфсангель» стал официальной эмблемой печально знаменитой танковой дивизии СС «Дас Райх». Как известно, организация СС и ее символика были признаны Нюрнбергским трибуналом преступными и были запрещены. Делайте выводы сами…

3

 Кроме того, знак «вольфсангель» в различных вариациях использовался во многих  других подразделениях СС и вермахта, в частности, в 34­й добровольческой гренадерской бригаде СС «Ландсторм Недерланд», состоявшей в основном из датчан и голландцев, исповедовавших нацистскую идеологию и являвшихся членами национал­социалистического движения Антона­Адриана  Мюссерта,  последователя Адольфа Гитлера. Знак «перевернутой молнии» являлся  эмблемой и военнослужащих 4­й немецкой полицейской гренадерской дивизии СС, которая воевала в  сентябре 1941 года под Ленинградом, пыталась взять г. Лугу, далее участвовала в ликвидации Вырицкого котла.

Чтобы рассеять последние сомнения читателя в том, что символика «Азова» списана с фашистской, а не с некой «немецкой городской», вглядитесь в фон нашивки членов батальона, на котором изображен «волчий крюк». Это так называемое черное солнце ­ еще одна оккультная эмблема  в зеркальном отражении Третьего рейха и, кстати говоря, любимый символ рейхсфюрера СС Генриха Гимлера. Для рекламы службы в батальоне «Азов» часто используется  и плакат «черный корпус» ­ его члены одеты в черное обмундирование.  Официальная эмблема батальона содержит надпись, прямо отсылающую его к СС, чье официальное издание называлось Das Schwarze Korps («Черный корпус»). Ну и в заключение достаточно найти в Интернете многочисленные фото, где «чернорубашечники «Азова» засняты в нацистском приветствии.

Теперь обратимся к символике батальона «Донбасс». Он был создан в Днепропетровске в апреле 2014 года для противодействия сторонникам самопровозглашенной Донецкой Народной Республики. На его базе сформированы 24­й батальон территориальной обороны «Донбасс» Минобороны Украины, подчиненный Генеральному штабу вооруженных сил, и батальон оперативного назначения «Донбасс» Национальной гвардии, подконтрольный МВД. В основе эмблемы батальона ­ перевернутый, стилизованный под трезубец  нацистский орел с полусложенными крыльями. Такой знак использовался вермахтом с 1935 года. Достаточно взглянуть на фото немецких солдат с подобной символикой, чтобы понять их практическую идентичность.

Чтобы не быть голословным в отношении явного «нацистского уклона»  и многих современных украинских лозунгов, проанализируем еще некоторые из них. Вот популярный главный сегодняшний  лозунг: «Слава Украине ­ героям слава!», звучащий с различных майданов, с трибун Рады, в передачах украинского ТВ. Причем не только от националистов, но нередко и из уст политиков и государственных деятелей. А знакомы ли они с его историей? Лозунг ­ чисто нацистского происхождения и родился в апреле 1941 года на сборах крайне националистической организации  ОУН как калька с нацистского приветствия «Хайль Гитлер ­ зиг хайль!». И имеется немало фотодокументов, где группы боевиков вместе с этим лозунгом вскидывают правую руку в нацистском приветствии. Но они делают это намеренно, осознанно, значит, они фашисты по сути. Остается только поражаться  исторической безграмотности и беспамятности тех, кто его употребляет, нисколько не задумываясь об историческом смысле.

4

То, что этот лозунг вышел из недр организации националистов-­бандеровцев ОУН­-УНА-­УНСО, сегодня, похоже, на Украине никого не смущает. Как не смущает и то, что из бандеровцев и мельниковцев в германской армии в годы войны были созданы и активно действовали специальные карательные и разведывательно­диверсионные украинские части. Такие, как батальон Абвера «Нахтигаль» («Соловей») имени С. Бандеры и спецбатальон Абвера «Роланд» имени Е. Коновальца и С. Петлюры, в дальнейшем объединенные в 201­й батальон охранной полиции, который проводил карательные акции в Белоруссии. Стоит ли удивляться, что «воины» «Донбасса», «Айдара» и «Азова» считают себя их идейными наследниками… Как и молодчики, выходящие на различные майданы с плакатами «Нахтигаль».

Есть еще несколько достаточно популярных лозунгов, используемых на митингах правых и националистических групп и организаций: «Украина для украинцев» и «Украина превыше всего». Ну что тут сказать? Последнее ­ опять калька с  гитлеровского лозунга «Германия превыше всего». Ну а первый ­ стопроцентный нацистский лозунг, поскольку одной из главных целей, как Гитлера в Гермнии, так и Муссолини в Италии, было создание единого «чистого» этнического государства, не «засоренного никакими евреями, цыганами и славянами». И это тогда, когда на земле Украины проживают почти 130 национальностей?!

Остается только сожалеть, что символы и лозунги с  настолько неприглядной и явно человеконенавистнической подоплекой активно используют в стране, народ которой доблестно воевал  с  агрессорами ­ носителями идеологии нацизма ­ еще каких­то семьдесят лет назад. Что ж, украинские националисты  попались на нацистский «волчий крюк» и в дальнейшем добровольно вряд ли с него слезут. Слишком для них оказались притягательны ценностные категории Третьего рейха.

Что касается России, то отношение к  так называемым ценностям Третьего рейха у нас четко определено законодательно. Причем недавно депутаты Госдумы России, озабоченные ростом влияния таких символов на молодежную аудиторию, одобрили законопроект, усиливающий ответственность за пропаганду символики и публичное ношение атрибутов, являющихся схожими с геральдическими знаками Третьего рейха либо организаций, которые тесно сотрудничали с фашистами (таких как, например, УНА­УНСО Степана Бандеры на Украине).

Стоит отметить, что под нацистской символикой российские законодатели понимают следующее: знамена, значки, атрибуты униформы и саму форму, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любом виде соответствующей символики, использовавшейся Национал­социалистической рабочей партией Германии (НСДАП) и фашистской партией Италии: свастики и другие отличительные знаки государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, приветственные жесты, а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая или схожая с нацистской (фашистской).

6

Стоит  напомнить и статью 6 Федерального закона № 80­ФЗ от 19.05.1995 «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941­1945 годов»: «…В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах…»

 

Сергей КОЛОМНИН