Филиал Центрального военно-морского музея (ЦВММ) «Дорога жизни» в год 70-летия Великой Победы предстал перед посетителями в обновленном виде. О том, что сделано и еще предстоит сделать журналу «Ориентир» рассказывает директор Центрального военноморского музея Министерства обороны РФ генерал-майор запаса Руслан НЕХАЙ.
Эти места давно полюбились жителям Северной столицы. Живописные озера влекут любителей рыбалки, грибники уже с июня спешат на «тихую» охоту. Коттеджные поселки, многочисленные садоводства на побережье крупнейшего в Европе Ладожского озера растут и множатся. В объявлениях о купле-продаже земельных участков в качестве привязки к местности мелькают цифры: 37-й км, 41-й км «Дороги жизни»…
Да, жизнь здесь идет своим чередом. Но война оставила свой памятный след. 45-километровая трасса от Санкт-Петербурга до берега Ладоги, откуда направлялись в эвакуацию ленинградцы, а обратно шли грузы для осажденного города, навечно вписалась в обиход всех жителей Ленинградской области и петербуржцев под именем «Дороги жизни». По данным архивов ледовая трасса в блокаду спасла от голодной смерти более миллиона ленинградцев. О цели ее существования в годы блокады Ленинграда людям напоминает одноименный музей в поселке Осиновец ныне филиал Центрального военно-морского музея Министерства обороны Российской Федерации, а также несколько памятников на протяжении всей «Дороги жизни». У монумента «Разорванное кольцо» к 70летию Победы вспыхнул Вечный огонь. Частичку пламени сюда перенесли с Пискаревского кладбища. В церемонии зажжения приняли участие представители городов воинской славы России.
Музей в поселке Осиновец открылся 12 сентября 1972 года к очередной годовщине начала работы «Дороги жизни». Небольшая поначалу экспозиция со временем разрослась до пяти залов. В них были собраны многочисленные реликвии Великой Отечественной войны: флаги и знамена, различные виды оружия, модели кораблей, самолетов и автомашин, документы, фотографии, личные вещи участников событий военной поры. На открытой площадке экспонировались крупногабаритные предметы вооружения и морской техники, мемориальные корабли и суда, транспортный самолет Ли-2т. Со временем вся материальная база музея пришла в упадок. Стало очевидно, что помимо реставрации представленного вооружения и кораблей, есть нужда в современной инфраструктуре: линиях связи, конференц-зале, новом павильоне, благоустроенной стоянке для автобусов. Отсутствие кафе и туалетов вызывало справедливые жалобы туристов. В Интернете петербуржцы и гости города, посетившие музей, не стесняясь, корили руководство за нерасторопность и малопривлекательный вид здания, отсутствие нормальных условий. Ветераны обращались с жалобами к руководству Минобороны РФ. Что-то нужно было предпринимать…
Помощь в реконструкции музея готово было оказать руководство Ленинградской области, которое всегда проявляло заинтересованность в развитии этого важного объекта исторического наследия и туристического центра. В 2013-2014 годах, например, благодаря вниманию губернатора Александра Дрозденко удалось сохранить здание в рабочем состоянии. Но сложность заключалась в том, что область как субъект РФ не имела законного права выделять бюджетные средства для филиала ЦВММ. Он деюре принадлежит Министерству обороны. Поэтому генерал армии Сергей Шойгу распорядился выделить средства на проведение необходимых работ. Основанием для такого решения послужило поручение Президента России.
И реконструкция началась в ускоренном темпе, став для сотрудников ЦВММ, строителей и реставраторов главной задачей в юбилейном году.
В канун юбилея Победы филиал музея посетило много гостей: ветераны войны, блокадники, жители Санкт-Петербурга и других регионов России, те, кому дорога память о «Дороге жизни». Состоялся митинг в честь 70-летия Победы. Посетители не могли не заметить произошедших здесь перемен. Как театр начинается с вешалки, так и музей не мог обойтись без помещения для кассы и регулирования потока туристов. С этой целью было возведено здание расчетно-кассового центра. Теперь здесь, как в любом современном комплексе, работает система электронных турникетов. В нем разместились охрана и средства контроля.
Министерством обороны было отпущено на первый этап (до 9 мая с.г.) около 140 миллионов рублей. Средства освоены и пошли на пользу музею «Дорога жизни». На этом этапе реконструкции стояла цель благоустроить площадку музея, спрятать под землю инженерные коммуникации, возвести новое ограждение с системой видеонаблюдения. С задачей справились. Уже в первые майские дни гости музея смогли прогуляться по выложенной плиткой набережной и полюбоваться видами Ладоги.
Рядом с набережной установлены на новые постаменты артиллерийские орудия, а в центре позиции артбатареи возвышается мачта с канонерской лодки «Бурея». Возведен павильон-укрытие площадью 450 кв. м для крупногабаритных экспонатов. Подлинные символы «Дороги жизни»: полуторка ГАЗАА, автобус блокадной поры, а также поднятые со дна Ладоги раритеты сейчас защищены от неблагоприятных воздействий погоды.
Еще один значимый объект на площадке музея речной буксирный пароход «Ижорец-8». Он приведен в надлежащий внешний вид силами коллектива ОАО «Адмиралтейские верфи». Теперь судно, как и десантный тендер-плашкоут из состава Ладожской военной флотилии, можно осмотреть со специальной смотровой площадки, а не с земли, как раньше. В целом вся площадка благоустроена в соответствии с современными ландшафтными стандартами и парковым дизайном.
Особая гордость филиала самолет Ли-2т. По моим сведениям, он в России в единственном экземпляре. Ветеран воздушных перевозок сохранился просто чудом и требовал полной реставрации. Фирма-подрядчик поставила его на шасси, перекрасила в соответствии с принятыми в ВВС Красной армии цветами сверху зеленый, снизу голубой, привела в порядок крылья, элементы фюзеляжа. Салон воздушного судна восстановлен практически до «родного» состояния: заменены стекла в иллюминаторах, установлены скамейки.
Эту работу выполнили совместно с командующим объединением ВВС и ПВО генерал-майором А. Дуплинским, который передал для самолета три парашюта. После того, как удалось сделать лопасти воздушного винта, возникла идея запустить моторы. Специалисты считают, что добиться работоспособности авиационных двигателей вполне реально. Поэтому в перспективе надеемся показать ветеранам Ли-2т с запущенными моторами. Пока не удается довести до первозданного вида кабину пилотов. Нужны бортовые приборы, датчики, на поиск которых требуется время. Но все выполнимо. Мы знаем, какая «начинка» имелась в кабине Ли2т, и будем искать недостающую авионику. В реставрации кабины пилотов и места радиста нам также помогут военные авиаторы.
Сначала планировалось капитально отремонтировать действующее здание. Строителям предстояло укрепить фундамент, заменить окна и двери, решить, наконец, проблему водо и теплоснабжения помещений. Но после более тщательного изучения состояния фасада и несущих перекрытий строения эксперты пришли к выводу о нецелесообразности ремонта старое здание должно быть демонтировано. Посетители ныне увидят новое музейное сооружение в виде глыбы льда. Так наши архитекторы решили представить новый корпус музея, поскольку «Дорога жизни» шла по суше, по воде и льду Ладоги. В связи с реконструкцией нам пришлось свернуть старые экспозиции и включиться в работу по созданию новых. Этот процесс пока не закончен, но рассчитываем, что работы займут минимальное время.
В здании на территории музея разместились конференц-зал, кафе, административные помещения все то, чего прежде так не хватало филиалу. Отныне мы имеем возможность проводить тут «открытые уроки», пресс-конференции, общаться в режиме онлайн с другими регионами страны.
Аллею, ведущую к Ладоге, завершит памятник, посвященный героям «Дороги жизни». Проект монумента, символизирующий единение армии, флота и гражданских специалистов в борьбе за бесперебойную деятельность легендарной трассы, готовили скульпторы из Студии военных художников имени М.Б. Грекова. В канун Дня Победы на аллее был установлен закладной камень, а рядом с ним бронзовая копия будущего памятника высотой чуть больше метра. Вскоре посетители увидят оригинал в полномасштабном виде.
Должен подчеркнуть, что процесс реновации филиала музея «Дорога жизни» не закончился. Помимо задач по созданию экспозиций в новом корпусе нам предстоит проделать еще массу работы. Ждет своего часа полуразрушенный временем катер малый охотник. Пока он накрыт чехлом, а после реставрации суденышко получит прозрачный купол. Еще один экспонат, который «просится» на территорию музея немецкий паром. Его совсем недавно обнаружили на глубине 39 метров в Ладожском озере. По свидетельству водолазов, он в неплохом состоянии. Вес судна больше ста тонн. Достигнута договоренность с главкоматом ВМФ о выделении двух стотонных понтонов для операции по подъему парома. Определена компания, которая специально под эту задачу подготовила сухой док. Надеемся, что реставрация ценной находки пройдет в короткий срок, и она займет свое место в коллекции кораблей музея.
Филиал ЦВММ «Дорога жизни» всегда был популярен у туристов. После празднования 70-летия Победы интерес к прошлому у наших граждан только возрос. Нет сомнений, что после реновации комплекса число посетителей увеличится. Этому будет способствовать информация о филиале на обновленном сайте ЦВММ, работа наших специалистов по рекламе филиала в социальных сетях. Мы рассчитываем на привлечение туристов за счет увеличения потока в целом в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Ведь кроме работ непосредственно на мысе Осиновец под эгидой Ленинградской области ведется активная деятельность на других исторических объектах «Дороги жизни». Вновь создается областной музей «Дорога жизни». В него включены как памятники, имеющее отношение к самой трассе, так и объекты из Зеленого пояса Славы Ленинграда. Мы можем только радоваться такому вниманию областных и федеральных властей к «Дороге жизни». И оправдывать ожидания посетителей, оказывая им услуги в качественно новом музее. Уверен, нашим работникам такая задача вполне по силам.
Записал
Низамидин КАИНБЕКОВ