СЛУЖБА В ОСОБОМ КАЧЕСТВЕ

Формирование нового облика Вооруженных Сил и связанный с ним масштабный комплекс организационно­штатных мероприятий, затронувших все уровни и структуры Минобороны России, безусловно, сопряжен в том числе и с решением ряда задач, связанных с обеспечением увольняемых военнослужащих всеми положенными видами довольствия (прежде всего жильем) и восстановлением на военной службе граждан, порядок увольнения которых был нарушен.

Автор рассматривает вопросы, связанные с прохождением военной службы лицами, срок контракта которых истек.

В силу пункта 10 статьи 38 Федерального закона № 53­ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» граждане приобретают статус военнослужащего, проходящего службу по контракту с момента начала военной службы, который исчисляется со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы.

В то же время издание приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, проходящего ее по контракту, не является и зачастую не соответствует моменту прекращения военной службы. Окончанием военной службы является дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Рассматривая вопросы правомерности нахождения военнослужащего на военной службе после истечения срока контракта, следует исходить из того, что если после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий продолжает прохождение военной службы, например, до обеспечения его жилым помещением (например, при отсутствии рапорта и др.), такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до реализации его права на жилище. При совершении в указанный период правонарушения он в зависимости от характера и тяжести содеянного подлежит привлечению к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско­правовой или уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.

Предусмотренный пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» запрет исключения военнослужащего из списков личного состава в день истечения срока военной службы, если в отношении такого военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части, представляет собой меру обеспечительного характера, обусловленную проведением в отношении этого военнослужащего предварительного расследования, которая может иметь место только на основании УПК РФ.

При избрании в отношении военнослужащих, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, таких уголовно­процессуальных мер пресечения, как наблюдение командования воинской части или заключение под стражу с содержанием на гауптвахте, отказ командира (начальника) воинской части в исключении военнослужащих из списков личного состава воинской части в день истечения срока их военной службы не может рассматриваться как ограничение прав военнослужащих и нарушение закона.

Изложенные выше положения закона прямо указывают на то, что военнослужащий, продолжающий проходить военную службу после истечения срока контракта, до исключения из списков личного состава не только несет в полном объеме ответственность, предусмотренную административным, уголовным и гражданско­правовым законодательством России, но и продолжает сохранять иные «атрибуты» правового статуса военнослужащего, а именно ­ комплекс социальных льгот, гарантий и компенсаций.

Так, в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, независимо от срока окончания контракта военнослужащий, установленным порядком не уволенный с военной службы и не исключенный из списков личного состава, пользуется всей полнотой льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичная ситуация складывается в вопросах социального обеспечения членов семьи военнослужащего. Право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащим обязанностей военной службы (например, предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году ­ статья 128 ТК РФ; социальные гарантии в области образования ­ пункт 5 части 7 статьи 71 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 года ­ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и наступает при определенных условиях (например, в случае смерти военнослужащего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом).

Подводя итог, следует отметить, что военная служба, являясь особым видом государственной службы, не только налагает на гражданина, добровольно поступившего на службу, комплекс обязанностей и ограничений, но и предоставляет широкий спектр социальных гарантий и прав, без реализации которых прекращение правоотношений между гражданином и государством, именуемых «военная служба по контракту», не является возможным. Государство (в лице уполномоченного командира/начальника), принимая обязательство гражданина о надлежащем (в соответствии с условиями заключенного контракта) исполнении им своих обязанностей, соблюдении запретов и ограничений, со своей стороны обязуется обеспечить военнослужащего всем положенным комплексом социально­правовых гарантий, к числу которых смело можно отнести обязанность по обеспечению военнослужащего жилым помещением.

Военнослужащий, срок действия контракта которого окончен, с одной стороны, обязан в безусловном порядке надлежащим образом выполнять свои должностные обязанности, не нарушая закон, и может быть привлечен к соответствующему виду ответственности при совершении дисциплинарных проступков, правонарушений либо преступлений. С другой стороны, государство не вправе прекратить с военнослужащим «трудовые» отношения в соответствии с заключенным контрактом до обеспечения его всеми положенными видами довольствия и выполнения своих социальных обязательств.

 

Людмила ТЕРЕЩЕНКО,

юрисконсульт ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ