Одним из приоритетных направлений стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации является обеспечение национальной безопасности, защиты и охраны северной государственной границы РФ, в т.ч. совершенствование структуры, состава, военно-экономического и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ и развитие инфраструктуры их базирования в Арктике.
Процесс адаптации человека в условиях Арктики сопровождается существенной перестройкой всех его физиологических систем. В данных условиях организация продовольственного обеспечения военнослужащих выступает как компенсационный фактор, снижающий влияние и ускоряющий адаптацию их организма к условиям Арктики.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что энерготраты организма в Арктике существенно повышаются. Уровень суточных энерготрат у людей, занятых одной и той же физической работой, в Арктике на 30% выше, чем в условиях умеренного климата.
Кроме того, большой расход энергии в полярных районах связан не только с низкими температурами воздуха, но и с целым комплексом факторов, таких как ношение тяжелой, сковывающей движения одежды, ветер, высота снежного покрова и так далее. Только замена демисезонной одежды на теплую ведет к повышению расхода энергии при легкой физической работе на 7%, а при выполнении тяжелой работы на 25%.
Как же компенсировать повышенные энергозатраты военнослужащих? Увеличением калорийности пайка. Не случайно арктические рационы всегда отличались высокой калорийностью, иногда в 23 раза превышающей общепринятую. Например, калорийность суточного рациона зимовщиков дрейфующей станции «Северный полюс1» составляла 6250 ккал. Надо особо отметить, что данные рационы разработаны для персонала полярных станций, то есть для людей, которые вынуждены значительную часть года вести малоподвижный образ жизни. Среднее время физической активности за сутки 4 часа.
Чтобы предусмотреть покрытие энергозатрат при различных видах активности, которыми сопровождается несение армейской службы, необходимо проработать три вида пайков для военнослужащих:
- для несения службы в военных гарнизонах;
- для рейдовых групп, для групп, выполняющих специальные задания, связанные с длительными переходами, с повышенной физической нагрузкой;
- рацион выживания.
Питание военнослужащих по общевойсковому пайку с дополнительным питанием для Севера компенсируют энергозатраты при среднеинтенсивном несении службы, в то время как во время рейдов и маршей необходимо повысить калорийность рациона (до 6500-7000 ккал), для чего необходимы дополнительные исследования.
Еще один проблемный вопрос это дефицит витаминов. По данным исследований, даже кратковременные физические нагрузки в сочетании с низкой температурой окружающей среды и субкалорийным питанием могут привести к дефициту витамина С в организме. При низких температурах возникают нарушения обмена витамина С и комплекса витамина В.
Действующая система формирования армейских пайков опирается на теоретическую базу сбалансированного (рационального) питания. Именно с этим связано отсутствие в современных пайках продуктов, обогащенных биологически активными веществами, витаминноминеральными комплексами, фитопротекторов, пребиотиков и эубиотиков. Само их включение в рацион сегодня воспринимается как инновация.
Если мы говорим о регионах Крайнего Севера, то уместнее ориентироваться на теории адекватного и функционального питания, концепцию оптимального питания. Необходимо использовать целый перечень инновационных ингредиентов: витамины (A, D, В1, В2, В6, В12, РР, фолиевая кислота), витаминоподобные вещества (Lкарнитин, убихинон, холин, липоевая кислота, оротовая кислота), антиоксиданты (витамины С, Е, каротиниды), макроэлементы (кальций, калий, магний и т.д.), микроэлементы (йод, железо, селен, цинк), незаменимые аминокислоты, фосфолипиды, полиненасыщенные жирные кислоты (омега3, омега6), пребиотики (пищевые волокна).
Резюмируя сказанное, хотелось отметить следующие векторы разработок в области формирования арктического рациона для военнослужащих. Прежде всего это разработка высококалорийного пайка с белковожировой направленностью, при этом необходимо обогатить рацион витаминами, макроэлементами, предусмотреть использование сублимированных продуктов, концентратов для облегчения веса рациона рейдовых групп и рациона выживания, ввести в норму препараты для минерализации талой воды.
Спецтехника
продовольственных служб
Особенностями Арктической и Антарктической зон являются экстремальные для хозяйственной деятельности человека природные условия: низкие температуры, высокий снежный покров в зимнее время и болотистая местность в летние месяцы, сильный ветер, удаленность от основных промышленных центров, слабое развитие транспортной сети. Отсюда вытекают требования к эксплуатируемой технике, главные из которых стабильная работа оборудования при температуре 50 °С и ниже, усиленная теплоизоляция, высокая проходимость и долговечность.
Если говорить об оснащении рейдовых групп легко транспортируемой техникой для приготовления пищи, то на сегодняшний день, на наш взгляд, на вооружении нет единиц, гарантирующих бесперебойное обеспечение подразделений горячим питанием, хлебом и питьевой водой. Поэтому встает вопрос о модернизации спецтехники.
Первая проблема это адаптация базовых автотранспортных средств к условиям российского Крайнего Севера. Серийный вариант автомобилей КамАЗ или «Урал» не предусматривает эксплуатацию при низких температурах, поэтому нуждается в модернизации. Например, дополнительном утеплении кабины, монтаже автономного воздушного обогревателя, установке подогрева топливного бака, топливопроводов, аккумуляторного отсека, двойном остеклении кабины и организации предпускового подогревателя двигателя от внешних источников.
Такие меры позволят транспортировать колесную технику в условиях низких температур. Однако это подходит только для регионов с относительно развитой дорожной сетью. Что же касается бездорожья со слабой несущей способностью грунта, то тут требуются автотранспортные средства, сочетающие высокую проходимость, маневренность и большую грузоподъемность. К примеру, двухзвенные вездеходы на гусеничном ходу, но стоимость одного вездехода варьируется в пределах нескольких десятков миллионов рублей. Поэтому сегодня перед обороннопромышленным комплексом стоит задача сократить экономические издержки при сохранении всех ходовых качеств автотранспортных средств.
Вторая проблема это модернизация непосредственно спецтехники продовольственных служб. Прежде всего это внедрение модернизированных утепленных КУНГов (кузовов унифицированных нулевого (нормального) габарита) или их альтернативы кузовконтейнеров.
Разрабатывая собственную линейку спецтехники продовольственных служб для функционирования в условиях экстремально низких температур, завод «Спецтехмаш» при участии консультантов определил базовый перечень единиц для организации рационального питания. В него вошли мобильный пункт питания (МПП), прицепной хлебопекарный блок (ПХБ), автоводоцистерна термоизоляционная (АЦПТ5,6). На основе стандартных конфигураций и комплектаций разработано арктическое исполнение данной техники с учетом всех особенностей климата региона.
Мобильный пункт питания (МПП), рассчитанный на приготовление и прием пищи подразделениями до 50 человек, предлагается разместить в кузовконтейнере, сконструированном по принципу «сэндвич»панелей, и арктической палатке, которая может выполнять роль столовой. В состав панелей входят профилированный настил толщиной от 0,7 мм, не меньше двух слоев минеральной ваты для перекрытия стыков, а также вентиляционные зазоры и ветрозащитная мембрана.
Столовый модуль исполнен в варианте арктической зимней палатки, которая предназначена для круглогодичной эксплуатации в районах Крайнего Севера в диапазоне температур от +50 °С до 80 °С. Конструкция палатки позволяет герметично соединяться с модулемкухней за счет переходного тамбура. Каркас арктической палатки состоит из стального опорного контура, алюминиевых дуг и стяжек, фиксирующихся стальными переходниками. Полуцилиндрическая форма самая устойчивая при штормовых северных зимних ветрах.
В серийном исполнении в комплектность прицепного хлебопекарного блока (ПХБ) входит оборудование, смонтированное в закрытом кузовфургоне, а также выносные блоки, которые устанавливаются в палаткетамбуре. Арктическая конфигурация предусматривает увеличение длины КУНГа с 4 до 8 метров, установку кузовфургона на удлиненное шасси. Данное решение позволяет сделать выносное оборудование стационарным и разместить внутри фургона. Для минимизации теплопотерь в арктическом варианте ПХБ предусмотрены сокращение количества окон и установка трехкамерных стеклопакетов с энергосбережением. Устанавливаются дополнительные отопители.
Модернизация автоцистерны для транспортировки и кратковременного хранения питьевой воды включает в себя удвоенную теплоизоляцию стенок цистерны, утепление трубопроводов, а также установку дополнительного автономного отопителя в отсек обслуживания оборудования.
В настоящее время завод «Спецтехмаш» продолжает осуществлять комплекс научноисследовательских и опытноконструкторских работ. Ожидается, что к 20172018 годам их результатом станет выпуск опытных образцов спецтехники арктического направления.
Игорь ЛАРИН.
кандидат военных наук,
Дмитрий ШАГАРОВ