Звезды над главным Кавказским хребтом

Звезды над главным Кавказским хребтом

Будущий Герой России Николай Шпитонков вырос в особом мире, где рев авиационных двигателей и запах керосина — столь же постоянны, как голубое небо и солнце над головой. Потому что родился (в 1975 году) в летном гарнизоне в городе Завитинск Амурской области. Отец много рассказывал о службе, брал с собой на аэродром в парково-хозяйственные дни, и вскоре любознательный ребенок знал о самолетах столько, что мог поддерживать беседу со взрослыми авиаторами.

Если детство проходит в авиационных гарнизонах — от Амурской области и Приморья до Калининградской области, если мальчишка мечтает о полетах, основательно знакомится сначала с отцовским Ту-16 и лишь потом со школьной партой, выбор жизненного пути становится закономерным, как математическая функция. Николай Николаевич Шпитонков — младший вполне естественно продолжил штурманское дело Николая Николаевича Шпитонкова — старшего, военного штурмана дальней бомбардировочной авиации. Это произошло уже после увольнения в запас главы семьи, когда постоянным местом жительства стала Самарская область. Там Николай окончил среднюю школу и в 1993 году поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, на факультет фронтовой авиации. Очень уж по душе пришелся Николаю Шпитонкову крепкий, динамичный бомбардировщик Су-24М с его впечатляющим комплексом вооружения.

У многих свежи в памяти «лихие 90-е» и вред, нанесенный в эти годы вооруженным силам. Горячее желание летать и знание воинской жизни изнутри помогли успешно преодолеть тревожное ощущение неопределенности будущего, трудности курсантской жизни. Николай хорошо учился, был старшиной курсантской роты. Через пять лет, имея за плечами приличную теоретическую базу и налет в 70 часов, лейтенант Шпитонков прибыл для дальнейшего прохождения службы в 455-й бомбардировочный авиационный полк в город Воронеж. К тому времени полк успел поучаствовать в «горячих» таджикских и северо-кавказских событиях. Имел и афганский боевой опыт. Рядом оказалось много хороших учителей.

Однако шел 1998 год. В войсках — дефицит самолетов и топлива. Полеты — не чаще одного раза в неделю. Затянувшийся период деградации ВВС «выбросил» в гражданскую сферу немало опытных военных летчиков. На занятиях «пешими по-летному», в нарядах и с метлой в руках на взлетно-посадочной полосе молодым офицерам было от чего впасть в уныние. Самые стойкие старшие товарищи поддерживали: «Ситуация в стране изменится, ваше время придет!». И лейтенант Николай Шпитонков гнал прочь сомнения.

Время интенсивной боевой учебы началось в 2000 году. Изменился вектор государственной воли — появилось топливо, распахнулось небо. Пусть в основном на аэродроме оставались те же самые «старички» Су-24М, что летали в небе Таджикистана и Чечни, зато объем летной работы увеличился в десятки раз.

Молодежь распределили по экипажам. Курс боевой подготовки стал основой жизни и службы. Две-три летных смены в неделю позволяли быстро аккумулировать профессиональный опыт. К действиям на южном направлении за восемь лет интенсивной боевой учебы летчики фронтовой бомбардировочной авиации подготовились основательно. Август 2008 года никого не застал врасплох. Как это было? В нашем разговоре Герой России Николай Шпитонков подробно вспоминает те события…

8 августа летчики прибыли по тревоге на свой аэродром, достали отработанную полетную документацию. Техники уже готовили самолеты к вылету в Моздок. В ночь на 10 августа начали наносить ракетные и бомбовые удары по противнику.

В беседе я уточнил:

— Николай Николаевич, перед вылетом на Кавказ вы представляли, что там происходит, каковы силы и средства противника, география театра военных действий, особенности горного рельефа? И каковы должны быть особенности действий бомбардировочной авиации?

— Горящий Цхинвал увидели утром 8 августа в теленовостях. Систему перебазирования в кратчайшие сроки на южное направление и маршруты (без пересечения государственной границы) не раз отрабатывали в ходе учений. Отдельные цели мы знали. Более подробная разведывательная информация «сверху» запаздывала. Во многом пришлось изучать обстановку и систему ПВО противника «по факту». Возможно, поэтому наши соседи в первый же день потеряли один из самолетов-бомбардировщиков, он был сбит грузинскими средствами ПВО. Мы столкнулись с организованной и эффективной системой ПВО…

— Как правило, целями фронтовой бомбардировочной авиации являются скопления живой силы и боевой техники за линией фронта, резервы противника на марше, — продолжил гвардии майор Шпитонков. — В Грузии военные базы располагались по соседству с населенными пунктами и хорошо прикрывались сверху. К примеру, таким укрепленным районом оказался порт Поти. В первый день средства управления и ПВО противника мы недооценили (Грузия использовала системы управления по стандартам НАТО). Оказалось, фиксировался каждый наш взлет с аэродрома Моздок. Противодействовать можно было только целенаправленным уничтожением системы ПВО Грузии. Конкретно мне и майору Владимиру Сергееву, с которым давно летали в одном экипаже, поставили задачу: подавить инфраструктуру связи и управления противника (пункты управления, средства связи и РЛС). 9 и 10 августа выполнили четыре полета и решили эту задачу с применением управляемых ракет. Удары по определенным координатам наносили в ночное время…

Что конкретно требовалось от экипажа Су-24М? Прежде всего тактический маневр, ведь, повторим, каждый взлет в Моздоке грузинской системой ПВО отслеживался. Поэтому взлетала большая ударная группа самолетов, и «рассыпалась» в разных направлениях. На задание уходил один экипаж. В ночной темноте, с выключенными бортовыми огнями, на минимальной высоте огибая сложный горный рельеф, бомбардировщик перелетал снежно-мерцающий в свете звезд Главный Кавказский хребет, над скалистыми разломами которого летчикам хотелось интуитивно поджать ноги. За ленточкой границы психологически остро ощущалась невидимая линия жизни и смерти. По максимуму отключали все излучающие устройства. Под крылом Су-24М проплывали ночные огни грузинских селений и пригорода Тбилиси, где находились пункты управления. Важно было не попасть под удар средств ПВО противника и не промахнуться, чтобы не пострадало мирное население. С неожиданного для неприятеля направления экипаж выходил в заданный район, приближался к цели, «отсекал» ложные засветки на локаторе и наводил ракету. Весь полет длился около часа, активная фаза сближения, прицеливания и пуска занимала не более 10 минут. Однако в минутах этих было спрессовано огромное напряжение. Бортовой комплекс позволял видеть, что Су-24М обнаруживался средствами ПВО противника, могло произойти всякое. А надо было из каждого полета возвращаться на аэродром Моздок целыми и невредимыми, в технической готовности к выполнению последующих задач. Высокую цену минут в небе над Кавказом знают только те, кто там летал.

Инфраструктуру ПВО противника подавили практически за сутки, 10 августа. Однажды летчики даже увидели конечный результат ракетного удара в телетрансляции.

Гвардии майор Николай Шпитонков вспоминает:

— Прилетели с задания, на командном пункте доложили о выполнении, а оперативный дежурный тут же пригласил нас посмотреть грузинский телерепортаж об ударе российских ВВС по радиолокационной станции на окраине Тбилиси. Самый объективный контроль!

Добавим к этому — и убедительный пример решимости довести операцию до логического завершения. В это же время экипажи соседей по региону постоянной дислокации разбомбили несколько военных аэродромов близ грузинской столицы. Надо ли говорить, что подобные вылеты существенно влияли на обстановку в небе и на земле? И без того невысокий моральный дух грузинских войск был окончательно сломлен. К утру 11 августа объявили перемирие. Операцию завершили в кратчайший срок.

Для объективности отметим, по грузинской системе ПВО «работали» не более трех процентов экипажей авиационной группировки. Остальные бомбили войска противника, встречая на малых высотах наиболее ожесточенное огневое противодействие. В ходе операции по принуждению Грузии к миру простых вылетов не было. Тем отраднее, что домой сослуживцы Николая Шпитонкова вернулись без потерь.

Ретроспектива

ХРОНИКА ПРИНУЖДЕНИЯ ГРУЗИИ К МИРУ

Николай Шпитонков10 августа 2008 года. Обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта крайне сложная. Бои на окраинах Цхинвала то затихают, то возобновляются. Танковые, артиллерийские мотострелковые и разведывательные подразделения со штатной боевой техникой 58-й армии, прибывшие в Цхинвал, осуществляют операцию по принуждению к миру. В город вошли подразделения 76-й и 98-й воздушно-десантных дивизий из Пскова и Иваново на штатной технике, а также спецназ 45-го отдельного разведывательного полка ВДВ.

Подразделения 58-й армии СКВО, совершив марш-бросок в горных условиях, под обстрелом грузинских войск, заняли позиции на окраинах Цхинвала, и огнем танков и артиллерии подавляют огневые точки грузинских войск, которые обстреливают город и позиции миротворческих сил. До этого грузинские вооруженные формирования практически безнаказанно вели обстрел из артиллерийских систем и систем залпового огня «Град» жилых районов. Цхинвал почти полностью разрушен, как и несколько южноосетинских сел.

Штурмовая армейская авиация сосредоточена на ближайших к зоне конфликта российских аэродромах. Нанесены бомбовые удары по артиллерийским позициям близ города Гори, грузинским авиабазам Вазиани, Сенаки и Марнеульскому военному аэродрому, а также по морскому порту Поти.

В этот же день бомбардировке подвергся и граничащий с Абхазией Зугдидский район Грузии. Бомбы были сброшены на село Урта, в котором находилось подразделение грузинского спецназа.

11 августа 2008 года. Перестрелки и артиллерийские дуэли продолжаются на юге города Цхинвала, куда вошел 503-й мотострелковый полк 58-й армии. Грузинские информагентства сообщили о том, что грузинские войска «выравнивают линию фронта и отходят в глубь страны». В пограничной прифронтовой зоне оказался город Гори.

Российская авиация продолжала наносить удары по грузинским целям как в Южной Осетии, так и за ее пределами. Грузинские СМИ заявили о нанесении двух авиаударов по территории «Тбилавиастроя» (завод, расположенный неподалеку от Тбилисского международного аэропорта, модернизировал грузинские боевые самолеты Су-25). Бомбардировке также были подвергнуты высоты в окрестностях города Зугдиди, где выведены из строя вышки мобильной связи.

12 августа 2008 года. Вооруженные силы Грузии перешли к обороне и начали отвод войск на свою территорию. Корреспондент британской газеты «Таймс», находящийся в зоне конфликта, сообщил, что грузинские вооруженные формирования бежали из Гори без всякой организации и в полной панике. «Гори, — отмечает издание, — был брошен грузинской армией без единого выстрела, причем отступление было неожиданным для местных жителей, которым оставалось дожидаться прихода российских войск». «Грузовики и джипы, набитые солдатами грузинской армии, уезжали в сторону Тбилиси, причем военнослужащие кричали с машин местным жителям, чтобы те тоже уходили», — пишет газета. По оценке издания, грузинские военнослужащие выглядели совершенно деморализованными и потерявшими волю к сопротивлению.

Авиаудары как часть операции по «принуждению к миру» сыграли свою роль. Власти Грузии, так и не получив существенной (прежде всего военной) помощи извне, вынуждены были признать свое поражение.

…По окончании операции подвели итоги. Подавление системы ПВО и пунктов управления противника управляемыми ракетами поставили во главу угла тактической подготовки летчиков. Для себя Николай Николаевич также выделил несколько приоритетов на будущее.

Первое: боевые действия и экспромты — несовместимы.

Второе: нельзя недооценивать противника, даже если, на первый взгляд, он кажется незначительным.

Третье: перед вылетом важно полностью реализовывать разведывательную информацию, тщательно изучать силы и средства противодействующей стороны, географические условия.

Четвертое: необходимо основательно готовиться к войне психологически, максимально приближая условия учений к боевым, чтобы любую экстремальную ситуацию ощущать как нормальную…

В середине августа 2008 года заместителя командира эскадрильи майора Владимира Сергеева и помощника штурмана эскадрильи капитана Николая Шпитонкова внезапно вызвали из Моздока в Москву, на чествование героев операции по принуждению Грузии к миру (ВВС представляли всего пять человек). Встреча в Кремле произвела на них большое впечатление. Впрочем, в тот же день офицеры улетели обратно — для занятий плановой боевой подготовкой, совершенствования навыков молодых коллег. А золотые звезды Героев России им были вручены в Кремле позднее, 23 декабря 2008 года.

В завершение беседы я не удержался от «провокационного» вопроса:

— Николай Николаевич, все избравшие путь офицерской службы мечтают стать Героями. Вы уже реализовали мечту. Как теперь вам служится — не скучно? Какие планы строите на перспективу?..

— Останавливаться на достигнутом не собираюсь. С авиацией связана вся моя жизнь. Просто нравится летать. По топливу теперь нет никаких ограничений, летаем до пяти смен в неделю. И это очень хорошо — лейтенанты получают классность в течение года. Отрабатываем новые виды летной подготовки — в составе звеньев и групповые. В перспективе — освоение Су-34, и это совершенно новый этап профессионализма. Возможно, со временем займусь преподавательской или научной работой по профилю. Пока обучаю молодых штурманов, десять человек, толковые ребята, — ответил штурман эскадрильи Герой России гвардии майор Николай Шпитонков.

Он оставляет ощущение основательности во всем: внимательный «штурманский» прищур глаз, спокойная улыбка, точные движения, крупная фигура привычного к нагрузкам профессионального атлета. Беседовали на аэродроме, в перерыве между полетами. Набирало обороты очередное командно-штабное учение, и периодически над нами с ревом проносились фронтовые бомбардировщики Су-24М.

Николай Николаевич женат, дома его всегда с нетерпением ждут жена Людмила и маленькая дочь Екатерина.

К сожалению, встретиться с Героем России гвардии майором Владимиром Сергеевым не удалось по причине увольнения в запас по возрасту. Однако судьбы Николая Шпитонкова и Владимира Сергеева неразрывно соединены боевой работой в одном экипаже, звездами над Главным Кавказским хребтом.

Александр ХРОЛЕНКО.

Фото автора

На снимках: Герой России гвардии майор Николай Шпитонков и его Су-24М; Главный Кавказский хребет.