АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ЕГО ЭПОХА

Князь новгородский, владимиро-суздальский, выдающийся полководец (не проигравший ни одного сражения) Александр Ярославич Невский. О нем из столетия в столетие с уважением говорили и писали в царский, императорский, советский (в том числе и сталинский) периоды. Его именем назван орден. Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн снял знаменитый фильм «Александр Невский» с Николаем Черкасовым в главной роли. Итогом широкомасштабного опроса россиян в декабре 2008 г. Александр Невский был выбран именем России. Помимо того, он является небесным покровителем Санкт-­Петербурга и Петрозаводска.

В то же время в последние десятилетия отдельные историки подвергают деятельность князя критическим оценкам. Недовольны его «коленопреклонством» перед Батыем, «предательством» в отношении младшего брата Андрея и антиордынским союзом, излишней жестокостью.

Вся жизнь русских князей проходила в войнах ­ постоянных спутниках русской истории: наступательных и оборонительных. Они сопровождались острыми внутренними междоусобными распрями князей и социальными выступлениями угнетенных низов. В таких условиях зачастую побеждали князья жестокие, с корыстными интересами.

Участником подобной борьбы стал и Александр Ярославич. Его нельзя идеализировать. Но Невский относился к такой когорте государственных деятелей, кто на первое место ставил интересы русских земель (почему и любим в народе).

Понимание выбора Александра Невского обуславливается и своеобразием складывавшихся отношений Руси с Европой. Первые крестовые походы рыцарей были довольно положительно встречены в русском христианском мире. Более того, поход Владимира Мономаха в 1111 г. против дальних половецких кочевий (откуда шла постоянная угроза Киеву и окружающим его древнерусским землям) при непосредственной поддержке Русской православной церкви фактически носил такой же крестовый характер.

Но идеология последующих европейских походов крестоносцев стала меняться. Объектами притязаний католиков все чаще становились сами православные территории. Рыцари разорили в 1204 г. центр православия Константинополь (русские его называли Царьград). Город становится столицей Латинской империи крестоносцев. Такие шаги Русь восприняла крайне болезненно. Усиливали отчуждение слухи о стяжательском и развратном образе жизни папского клира. И Русь, естественно, впервые вполне осознанно начинает возводить «железный занавес» с Европой и ее духовной системой.

В таких условиях молодому Александру, как и его отцу владимиро­суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу (первым стал платить дань монголо­татарам) и другим князьям, ордынцы кажутся меньшим злом. Последние были веротерпимы; к тому же их стали привлекать к защите русских рубежей от нашествий европейских правителей. Так появилась мысль: «Дай Бог, Орда переменится».

Отторжению от Европы способствовали и сами временные отрезки военных действий шведов, крестоносцев, венгров, поляков, проходивших в годы и месяцы восточного монголо­татарского нашествия. В конце 1240 г. погибал Киев от войск Батыя, а шведы атаковали в это время новгородскую землю.

Суровая окружающая действительность формировала в лице Александра Ярославича Невского и его поколения расчетливых политиков и властных в управлении князей. Александр имел прекрасную память с детства, почти наизусть знал Библию. В четырехлетнем возрасте прошел постриг ­ обряд посвящения в воина. В отечественную и мировую историю полководец вошел благодаря двум замечательным победам. Первую из них, на Неве в июле 1240 г., обеспечили хорошая разведка, внезапность удара. Часть неприятельского войска высадилась на берег, остальные еще оставались на кораблях. Сам Александр бился как простой воин. В «Повести о житии Александра Невского» (XIII век) обнаруживается ошибка автора. Он описал схватку Александра Ярославича «с самим королем» (за победу в этой битве Александр Ярославич получил прозвище Невский). Но уже через несколько строк летописец указывает, что записывал события битвы со слов самого полководца. Естественно, в представлении Александра Ярославича его главным противником мог быть только шведский король («король страны Римской из северной земли»), хотя на самом деле им являлся герцог Биргер ­ зять короля, возглавлявший войско неприятеля.

Стоит отметить здесь, что житийный жанр, использовавшийся в эпоху русского Средневековья для чтения молодежи, в первую очередь для наставления и подготовки к самостоятельной праведной жизни, очень поучителен и полезен для изучения в среде курсантов военно­учебных заведений, личного состава срочной службы и контрактников. Можно убедиться в этом на вышеприведенном примере «Жития…» об Александре Ярославиче. Здесь представлены основные этапы жизненного пути полководца, начиная с детства и завершая его кончиной на берегах Волги во время возвращения из Золотой Орды. Показаны основные типичные составляющие действий полководца эпохи русского Средневековья. После известия о противнике (шведах, 1240 г.) он получает благословение архиепископа Спиридона, обращается к дружинникам (стимулирует пророческими словами «не в силе Бог, но в правде»), использует возможности разведки (на берегах Невы и Ижоры была расположена «ночная стража»), стремится активно задействовать моральный фактор ­ культ святых великомучеников Бориса и Глеба ­ защитников русского воинства.

Блестящая победа на невско­ижорских берегах предотвратила утрату Новгорода Великого и побережья Финского залива, сохранила товарооборот Руси с Европой. В момент всеобщей подавленности и смятения от монголо­татарского нашествия русский народ в этой битве увидел ореол былой славы русского оружия. В память о победе в 1710 г. Петр Великий основал Александро­Невский монастырь с последовавшим переносом мощей Александра Невского с волжских берегов.

Первым днем воинской славы, уже непосредственно закрепленным в законодательном порядке в современной России, стала дата, связанная с битвой на Чудском озере (Ледовое побоище, 5 апреля 1242 г.). Новгородцам во главе с Александром Невским противостояло боевое построение крестоносцев ­ «великая свинья», имевшая мощный клин, направленный на противника. Им разрывались ряды врага, его боевой порядок, а затем последний уничтожался по частям. В то же время после нанесения главного удара сохранить боевой порядок («свинью») было почти невозможно. Этими слабыми сторонами немцев воспользовался Александр Ярославич. Он противопоставил врагу нашу основную силу ­ конницу на флангах, поставив в центр новгородское ополчение, испытавшее на себе наиболее тяжелый немецкий натиск. В свою очередь отборная дружина Александра из засады на левом фланге обошла и нанесла удар в тыл противника. Новая победа остановила крестоносную католическую опасность на границах православного древнерусского мира, укоротило претензии Ливонского ордена, который окончательно будет уничтожен в Ливонской войне 1558­1583 гг. войсками Ивана IV Грозного.

Пленные крестоносцы были проведены по Пскову и Новгороду. Так закладывалась отечественная традиция, которая способствовала патриотическому подъему против вражеских нашествий. Сохраняясь в веках, она ярко проявилась летом 1944 г., когда по Садовому кольцу были проконвоированы колонны пленных немецких офицеров и солдат.

…Иную позицию занимает Александр Ярославич на Востоке. Видя бесперспективность борьбы и терпимые позиции татар в отношении православной веры, Александр Невский не примкнул к антиордынскому союзу Даниила Галицкого и своего младшего брата Андрея Владимирского (последние отказались платить дань Орде). Более того, старший брат уговаривал Андрея от противостояния с захватчиками. Понятно, что Александр Невский в своих поступках достигал и своих целей, в том числе и оберегая в неприкосновенности от разграбления Великого Новгорода и его окрестностей.

Что получили русские земли от состоявшегося анти-ордынского союза? Карательные походы хана Неврюя на Владимирское княжество и хана Куремсы на русский юго-­запад с массовым сожжением населенных пунктов. В свою очередь Невский стал обладателем великого Владимирского княжения, побратимом сына Батыя Сартака. Не случайно Л.Н. Гумилев отмечал, что Александра Ярославича можно смело назвать «архитектором русско­-ордынского альянса». Для стабилизации ситуации и отпора латинскому влиянию он отказался помогать Папе Римскому в борьбе с Ордой, привез численников в Новгородскую землю для переписи населения с целью обложения данью. В конечном счете очень сложная ситуация потребовала от государственного деятеля и участия в подавлении анти-ордынских выступлений, нескольких поездок в саму Орду (по примеру своего отца). Последний раз он целый год провел здесь. Александру удалось убедить хана в том, чтобы сами русские князья собирали дань, а их земли были освобождены от воинской повинности в пользу Орды. Одновременно просил и прощения за Андрея. Все это в конечном счете подорвало здоровье Александра. На обратном пути он умер в волжском Городце, а похоронен был во Владимире, в Рождественском монастыре. Народное сознание не хотело мириться с фактом дружбы популярного князя с ордынским вождями. Так и появилась версия татарского отравления.

Как метко писал историк С.М. Соловьев: «Защита русских людей на Востоке и великие подвиги за веру на Западе сделали его любимым лицом в народной памяти». А крепкая народная память есть священная память.

 

Александр ДЕГТЯРЕВ,

доктор исторических наук