В состав Вооруженных Сил России пять лет назад вошла новая структура военная полиция. Что она собой представляет сегодня? Какие задачи выполняет? Каких успехов в профессиональной деятельности удалось достичь? На эти и другие вопросы журнала «Ориентир» отвечает начальник регионального управления военной полиции по ЗВО полковник Игорь КОСТРЕЦОВ.
Игорь Михайлович, какой была первая пятилетка для военной полиции? Какое наследие из прошлого вы получили и как проходило становление учреждения?
Если говорить о военной полиции в целом, то она является одним из основных компонентов системы поддержания законности и правопорядка в вооруженных силах многих стран, эффективным средством борьбы с преступностью и профилактики правонарушений среди военнослужащих. Ее структура, численность, комплектование и подготовка личного состава подразделений различных государств определяются их ролью в системе военного управления, характером решаемых задач.
В России она имеет свои давние исторические корни. Еще в 1702 году Петром I был учрежден профессиональный институт поддержания правопорядка подразделения гевальдигеров. При корпусных штабах состояли обергевальдигеры, а при главном штабе армии генералгевальдигер, в обязанности которого входило осуществление общего надзора за исполнением приказов высшего руководства и наблюдение за профессиональной деятельностью в армии. Он был наделен непосредственной судебной властью и если замечал грабеж, мародерство, насилие и разорение, имел право немедленно разобраться в этом деле и привести приговор в исполнение, не считаясь со званием задержанного.
Позднее, в ходе Отечественной войны 1812 года, функции органов военной полиции русской армии были расширены. Гевальдигерам вменялось в обязанность обеспечивать порядок на маршрутах движения войск, охрану транспорта, пленных, а самое главное расследовать дела о преступлениях «нижних чинов».
Проведенный отечественными исследователями анализ показывает, что военнополицейские органы в своем развитии прошли несколько этапов. Так, начало XVII XIX в. связано с созданием и деятельностью подразделений гевальдигеров, на которые возлагались военнополицейские функции. Второй этап, 70е годы XIX века, связан с образованием и деятельностью в Российской империи военнополевой жандармерии. Следует заметить, что, начиная с 70х годов XIX века (третий этап), она просуществовала вплоть до февраля 1917 года.
Во времена СССР, как известно, поддержанием правопорядка в войсках занимались не только командиры, комендатуры, прокуратура, но и политорганы, партийные и комсомольские организации и в пределах компетенции особые отделы. После распада Советского Союза, с упразднением в Вооруженных Силах общественнополитических институтов и органов вследствие демократизации политической системы, в армии вся правоохранительная и профилактическая работа легла на плечи в основном командиров.
При этом для предупреждения правонарушений и осуществления первоначальных следственных действий по уголовным делам как орган дознания командиры и подчиненные им дознаватели воинских частей и подразделений не обладали специальными познаниями и необходимыми полномочиями для проведения оперативнорозыскных мероприятий. Компетенция органов Федеральной службы безопасности России, действующих в войсках, распространяется лишь на строго определенный законом перечень правонарушений, не охватывающий все составы общеуголовных преступлений.
Вместе с тем опыт проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе и боевых действий в локальных конфликтах конца прошлого первого десятилетия нынешнего столетия, а также повседневная армейская и флотская жизнь показали, что отвлечение командиров на решение вопросов поддержания правопорядка в войсках существенно сказывается на организации и проведении боевой подготовки, отвлекает от обучения подчиненных и ведения боевых действий, а главное не обеспечивает должного состояния воинской дисциплины. Более того, в деятельности командиров сложилось устойчивое противоречие, когда они обязаны поддерживать правопорядок и одновременно нести персональную ответственность за его состояние.
Не секрет, подобная ситуация побуждала многих должностных лиц скрывать реальное положение дел с воинской дисциплиной, а зачастую преступления и происшествия, что неизбежно вело к новым нарушениям правопорядка, в том числе и в отношении гражданского населения.
Одним из эффективных путей решения данной проблемы стало создание независимого профессионального органа поддержания правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации военной полиции.
Игорь Михайлович, какова ее структура в Вооруженных Силах России сегодня?
Она состоит из Главного управления военной полиции Министерства обороны РФ, пяти региональных управлений, региональных и территориальных военных автомобильных инспекций, двух дисциплинарных воинских частей и 144 военных комендатур.
Какие документы ныне регламентируют деятельность военной полиции в Вооруженных Силах?
В соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 7ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61ФЗ «Об обороне» дополнен ч. 4 ст. 25 и ст. 25.1, согласно которым военная полиция «принимает участие в обеспечении законности в Вооруженных Силах Российской Федерации» и «предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил» и других граждан, «обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны».
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 7ФЗ также установлено, что основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время продолжается работа по подготовке боевого устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Какие приоритетные задачи стоят перед вашим региональным управлением?
Согласно положениям Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иных документов, являющихся правовой основой нашей деятельности, в число ее приоритетных задач как рода войск (специального), предназначенного для поддержания правопорядка и воинской дисциплины в армии и боевого обеспечения действий войск, входят следующие.
Вопервых, это обеспечение правопорядка и соблюдение воинской дисциплины в регионе нашей ответственности. То есть предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений в пределах компетенции, установленной законодательством РФ, производство дознания и расследования по делам уголовным и об административных правонарушениях.
Вовторых, осуществляем розыск и задержание военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, самовольно оставивших расположение воинских частей, а также угнанных или похищенных транспортных средств Вооруженных Сил.
Втретьих, охраняем объекты военной инфраструктуры, районы проведения учений и маневров войск (сил), руководящий состав Вооруженных Сил и иностранных военных делегаций, защищаем имущество от хищений и других преступных посягательств.
Вчетвертых, осуществляем охрану и содержание военнослужащих на гарнизонных гауптвахтах и в дисциплинарных воинских частях.
Впятых, обеспечиваем безопасность движения воинского транспорта в регионе, а также координацию деятельности войск и других воинских формирований по вопросам безопасности дорожного движения.
Вшестых, осуществляем организацию и несение комендантской службы.
Вседьмых, проводим сопровождение воинских грузов, обеспечиваем безопасное передвижения войск (сил) по дорогам.
Ввосьмых, в зоне нашей ответственности предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота и потребления военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Вдевятых, принимаем участие в выполнении мероприятий гарнизонной службы и по противодействию терроризму.
Если это не секрет, то расскажите, пожалуйста, какими силами ваше региональное управление выполняет возложенные на него задачи по предназначению.
В структуре нашего управления на территории округа находится 38 военных комендатур и одна дисциплинарная воинская часть. Мы также тесно взаимодействуем с подразделениями военной автомобильной инспекции, дислоцированными в районах нашей ответственности, командованием объединений, соединений и воинских частей ЗВО.
В плане профессиональной подготовки, на что нацелены усилия вашего управления?
Основные усилия регионального управления, территориальных органов и подразделений военной полиции Западного военного округа сосредоточены на качественной подготовке подразделений военной полиции и успешном выполнении задач по предназначению.
Подготовка личного состава регионального управления осуществляется в ходе плановых занятий по предметам профессиональнодолжностной и боевой подготовки, в период проведения учебнометодических сборов специалистов военной полиции, курсов доподготовки, а также при выполнении индивидуальных заданий офицерами.
Кроме того, ряд наших военнослужащих прошли обучение по программе профессиональной подготовки военных специалистов органов военной полиции в Военном учебнонаучном центре Сухопутных войск «Общевойсковая академия» и в Военном университете Минобороны России по программам дополнительного профессионального образования начальников отделений и подразделений дознания.
Нашим региональным управлением была организована и работа военных комендатур по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины при подготовке и проведении более 3100 различных мероприятий.
Назовите, пожалуйста, наиболее значимые из них.
В их числе международные (всеармейские) этапы конкурсов полевой выучки в рамках «АрМИ2016», II Международный военнотехнический форум «АРМИЯ2016», учения войск (сил) на полигонах в границах районов ответственности, конференции, совещания, выставки, официальные визиты под руководством первых лиц Министерства обороны РФ, Всероссийские спортивные состязания «Гонка Героев» и «Заря: Сектор 78».
Что можно сказать о результативности работы ваших коллег?
Об этом могут свидетельствовать следующие факты. Так, например, при выполнении задач по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины в минувшем году выявлено свыше 50 тыс. нарушений, разыскано более 140 военнослужащих, самовольно оставивших воинские части, в том числе должностными лицами военной полиции во взаимодействии с военной прокуратурой, ВСО СК России, МВД России, командованием воинских частей.
В ходе проведенной работы удалось также установить местонахождение нескольких военнослужащих, ранее дезертировавших из своих частей и проживающих в настоящее время на территории иностранных государств, в частности, в США, Германии и Эстонии. Один из них осужден и отбывает наказание в Англии.
Не секрет, что среди военнослужащих военной полиции, выполняющих свои обязанности на авиабазе Хмеймим в Сирии, есть и наши сослуживцы.
По итогам минувшего учебного года руководством военной полиции Вооруженных Сил России наше региональное управление было отмечено в числе лучших. Примите наши поздравления и добрые пожелания.
Сердечно вас благодарю. Да, среди органов управлений военной полиции в Вооруженных Силах оно заняло первое место. За достигнутые высокие показатели в боевой и профессиональной подготовке, а также за успешное выполнение поставленных задач наше региональное управление военной полиции удостоилось кубка и грамоты. Награды в Москве торжественно вручил начальник Главного управления военной полиции Минобороны России генераллейтенант Владимир Ивановский.
В успехах, безусловно, большая заслуга не только руководства управления, но и подчиненных ему подразделений. Кого бы вы отметили в числе лучших?
Наиболее результативно и целенаправленно работа по выполнению задач патрульной службы, поддержанию правопорядка, предупреждению правонарушений, преступлений и укреплению воинской дисциплины в районах ответственности проводилась военными комендатурами городов СанктПетербурга, Воронежа, Пскова, Калининграда, Гусева Калининградской области и поселка Мулино Нижегородской области.
За добросовестный труд и старание хочу отметить полковника В. Ермошова, подполковников С. Козлова и Г. Кузему, капитанов М. Войтова и С. Тулупова, старших лейтенантов О. Вербицкого, А. Волчкова, В. Егорова, С. Носуленко и других.
Игорь Михайлович, вы недавно приняли участие в учебнометодическом сборе с должностными лицами военной полиции (ВП) Вооруженных Сил. Как он проходил?
В нем приняли участие около 300 офицеров руководящего состава центральных органов военного управления, округов, флотов и ВАИ, военные коменданты Москвы и СанктПетербурга. В ходе сбора до нас довели организацию и порядок выполнения задач и функций ВП в соответствии с ее уставом, оценили результаты деятельности региональных органов ВП, военных комендатур и ВАИ и определили задачи на перспективу. Был проведен цикл лекций, групповых и практических занятий по вопросам планирования работы органов военной полиции в повседневной деятельности, при возникновении различных нештатных ситуаций, занятия в воинских частях и в полевых условиях. Также состоялось показное учение, где его участники наглядно демонстрировали свою выучку в ликвидации условного незаконного вооруженного формирования при его попытке провести террористический акт в воинской части. Здесь использовались беспилотные летательные аппараты и роботизированная техника, поступившие на вооружение спецподразделений в последние годы. В ходе мероприятия были показаны элементы организации обороны полевых пунктов управления.
При подведении итогов генераллейтенант Владимир Ивановский подчеркнул, что органы военной полиции должны активнее включаться в работу по наведению правопорядка и поддержанию воинской дисциплины в своих гарнизонах. «Сегодня органам военной полиции предоставлены все полномочия, максимальная самостоятельность в работе. От вас прежде всего требуется освободить командиров воинских частей от задач по наведению правопорядка и поддержанию воинской дисциплины в гарнизоне. Они должны быть заняты боевой подготовкой», подчеркнул начальник Главного управления военной полиции Минобороны России.
Генераллейтенант Владимир Ивановский также отметил, что предстоит многое сделать и в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Вызывает тревогу тот факт, что более 30 процентов случаев гибели военнослужащих происходит в ДТП на служебном и личном автотранспорте.
В ходе сбора мы не только обменивались опытом, но и увидели лучшие наработки в деятельности военной полиции, комендатур и ВАИ, технические новшества, которые планируется ввести в нашу работу. Так, например, на полигоне показали роботизированный комплекс на гусеничном ходу для остановки и уничтожения прорвавшейся через КПП начиненной взрывчаткой машины «террористов». Был здесь поднят и вопрос об организации соревнований между сборными ВП округов и флотов. Завершился сбор проведением круглого стола по теме взаимодействия военной полиции со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти при выполнении задач в сфере обеспечения законности и правопорядка. В заключение руководителям региональных управлений военной полиции по Северному флоту, Восточному, Южному, Западному и Центральному военным округам были торжественно вручены флаги органов и подразделений ВП, учрежденные приказом министра обороны.
В целом все увиденное и услышанное на прошедшем мероприятии обнадеживает и настраивает на целенаправленную перспективную работу.
Над чем трудитесь в нынешнем учебном году?
Для нас главное успешно выполнить все задачи по предназначению, стоящие перед органами управления и подразделениями военной полиции ЗВО. Прилагаем все силы, чтобы отстоять завоеванные позиции и достичь новых рубежей в совершенствовании профессионального мастерства.
Вел интервью
Низамидин КАИНБЕКОВ,
специальный корреспондент журнала « Ориентир».
Фото автора и из архива регионального управления военной полиции по ЗВО