НА СТРАЖЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

В состав Вооруженных Сил России пять лет назад вошла новая структура ­ военная полиция. Что она собой представляет сегодня? Какие задачи выполняет? Каких успехов в профессиональной деятельности удалось достичь? На эти и другие вопросы журнала «Ориентир» отвечает начальник регионального управления военной полиции по ЗВО полковник Игорь КОСТРЕЦОВ.

 

­ Игорь Михайлович, какой была первая пятилетка для военной полиции? Какое наследие из прошлого вы получили и как проходило становление учреждения?

­ Если говорить о военной полиции в целом, то она является одним из основных компонентов системы поддержания законности и правопорядка в вооруженных силах многих стран, эффективным средством борьбы с преступностью и профилактики правонарушений среди военнослужащих. Ее структура, численность, комплектование и подготовка личного состава подразделений различных государств определяются их ролью в системе военного управления, характером решаемых задач.

В России она имеет свои давние исторические корни. Еще в 1702 году Петром I был учрежден профессиональный институт поддержания правопорядка ­ подразделения гевальдигеров. При корпусных штабах состояли обер­гевальдигеры, а при главном штабе армии ­ генерал­гевальдигер, в обязанности которого входило осуществление общего надзора за исполнением приказов высшего руководства и наблюдение за профессиональной деятельностью в армии. Он был наделен непосредственной судебной властью и если замечал грабеж, мародерство, насилие и разорение, имел право немедленно разобраться в этом деле и привести приговор в исполнение, не считаясь со званием задержанного.

Позднее, в ходе Отечественной войны 1812 года, функции органов военной полиции русской армии были расширены. Гевальдигерам вменялось в обязанность обеспечивать порядок на маршрутах движения войск, охрану транспорта, пленных, а самое главное ­ расследовать дела о преступлениях «нижних чинов».

Проведенный отечественными исследователями анализ показывает, что  военно­полицейские органы в своем развитии прошли несколько этапов. Так, начало XVII ­  XIX в. связано с созданием и деятельностью подразделений гевальдигеров, на которые возлагались военно­полицейские функции. Второй этап, 70­е годы XIX века, связан с образованием и деятельностью в Российской империи военно­полевой жандармерии. Следует заметить, что, начиная с 70­х годов XIX века (третий этап), она просуществовала вплоть до февраля 1917 года.

Во времена СССР, как известно, поддержанием правопорядка в войсках занимались не только командиры, комендатуры, прокуратура, но и политорганы, партийные и комсомольские организации и в пределах компетенции особые отделы. После распада Советского Союза, с упразднением в Вооруженных Силах общественно­политических институтов и органов вследствие демократизации политической системы, в армии вся правоохранительная и профилактическая работа легла на плечи в основном командиров.

При этом для предупреждения правонарушений и осуществления первоначальных следственных действий по уголовным делам как орган дознания командиры и подчиненные им дознаватели воинских частей и подразделений не обладали специальными познаниями и необходимыми полномочиями для проведения оперативно­розыскных мероприятий. Компетенция органов Федеральной службы безопасности России, действующих в войсках, распространяется лишь на строго определенный законом перечень правонарушений, не охватывающий все составы общеуголовных преступлений.

Вместе с тем опыт проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе и боевых действий в локальных конфликтах конца прошлого ­ первого десятилетия нынешнего столетия, а также повседневная армейская и флотская жизнь показали, что отвлечение командиров на решение вопросов поддержания правопорядка в войсках существенно сказывается на организации и проведении боевой подготовки, отвлекает от обучения подчиненных и ведения боевых действий, а главное ­ не обеспечивает должного состояния воинской дисциплины. Более того, в деятельности командиров сложилось устойчивое противоречие, когда они обязаны поддерживать правопорядок и одновременно нести персональную ответственность за его состояние.

Не секрет, подобная ситуация побуждала многих должностных лиц скрывать реальное положение дел с воинской дисциплиной, а зачастую преступления и происшествия, что неизбежно вело к новым нарушениям правопорядка, в том числе и в отношении гражданского населения.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы стало создание независимого профессионального органа поддержания правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации ­ военной полиции.

­ Игорь Михайлович, какова ее структура в Вооруженных Силах России сегодня?

­ Она состоит из Главного управления военной полиции Министерства обороны РФ, пяти региональных управлений, региональных и территориальных военных автомобильных инспекций, двух дисциплинарных воинских частей и 144 военных комендатур.

­ Какие документы ныне регламентируют деятельность военной полиции в Вооруженных Силах?

­ В соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 7­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61­ФЗ «Об обороне» дополнен ч. 4 ст. 25 и ст. 25.1, согласно которым военная полиция «принимает участие в обеспечении законности в Вооруженных Силах Российской Федерации» и «предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил» и других граждан, «обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны».

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 7­ФЗ также установлено, что основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время продолжается работа по подготовке боевого устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

­ Какие приоритетные задачи стоят перед вашим региональным управлением?

­ Согласно положениям Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иных документов, являющихся правовой основой нашей деятельности, в число ее приоритетных задач как рода войск (специального), предназначенного для поддержания правопорядка и воинской дисциплины в армии и боевого обеспечения действий войск, входят следующие.

Во­первых, это обеспечение правопорядка и соблюдение воинской дисциплины в регионе нашей ответственности. То есть предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений в пределах компетенции, установленной законодательством РФ, производство дознания и расследования по делам уголовным и об административных правонарушениях.

Во­вторых, осуществляем розыск и задержание военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, самовольно оставивших расположение воинских частей, а также угнанных или похищенных транспортных средств Вооруженных Сил.

В­третьих, охраняем объекты военной инфраструктуры, районы проведения учений и маневров войск (сил), руководящий состав Вооруженных Сил и иностранных военных делегаций, защищаем имущество от хищений и других преступных посягательств.

В­четвертых, осуществляем охрану и содержание военнослужащих на гарнизонных гауптвахтах и в дисциплинарных воинских частях.

В­пятых, обеспечиваем безопасность движения воинского транспорта в регионе, а также координацию деятельности войск и других воинских формирований по вопросам безопасности дорожного движения.

В­шестых, осуществляем организацию и несение комендантской службы.

В­седьмых, проводим сопровождение воинских грузов, обеспечиваем безопасное передвижения войск (сил) по дорогам.

В­восьмых, в зоне нашей ответственности ­ предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота и  потребления военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В­девятых, принимаем участие в выполнении мероприятий гарнизонной службы и по противодействию терроризму.

­ Если это не секрет, то расскажите, пожалуйста, какими силами ваше региональное управление выполняет возложенные на него задачи по предназначению.

­ В структуре нашего управления на территории округа находится 38 военных комендатур и одна дисциплинарная воинская часть. Мы также тесно взаимодействуем с подразделениями военной автомобильной инспекции, дислоцированными в районах нашей ответственности, командованием объединений, соединений и воинских частей ЗВО.

­ В плане профессиональной подготовки, на что нацелены усилия вашего управления?

­ Основные усилия регионального управления, территориальных органов и подразделений военной полиции Западного военного округа сосредоточены на качественной подготовке подразделений военной полиции и успешном выполнении задач по предназначению.

Подготовка личного состава регионального управления осуществляется в ходе плановых занятий по предметам профессионально­должностной и боевой подготовки, в период проведения учебно­методических сборов специалистов военной полиции, курсов доподготовки, а также при выполнении индивидуальных заданий офицерами.

Кроме того, ряд наших военнослужащих прошли обучение по программе профессиональной подготовки военных специалистов органов военной полиции в Военном учебно­научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая академия» и в Военном университете Минобороны России по программам дополнительного профессионального образования начальников отделений и подразделений дознания.

Нашим региональным управлением была организована и работа военных комендатур по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины при подготовке и проведении более 3100 различных мероприятий.

­ Назовите, пожалуйста, наиболее значимые из них.

­ В их числе ­ международные (всеармейские) этапы конкурсов полевой выучки в рамках «АрМИ­2016», II Международный военно­технический форум «АРМИЯ­2016», учения войск (сил) на полигонах в границах районов ответственности, конференции, совещания, выставки, официальные визиты под руководством первых лиц Министерства обороны РФ,  Всероссийские спортивные состязания «Гонка Героев» и «Заря: Сектор 78».

­ Что можно сказать о результативности работы ваших коллег?

­ Об этом могут свидетельствовать следующие факты. Так, например, при выполнении задач по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины в минувшем году выявлено свыше 50 тыс. нарушений, разыскано более 140 военнослужащих, самовольно оставивших воинские части, в том числе должностными лицами военной полиции во взаимодействии с военной прокуратурой, ВСО СК России, МВД России, командованием воинских частей.

В ходе проведенной работы удалось также установить местонахождение нескольких военнослужащих, ранее дезертировавших из своих частей и проживающих в настоящее время на территории иностранных государств, в частности, в США, Германии и Эстонии. Один из них осужден и отбывает наказание в Англии.

Не секрет, что среди военнослужащих военной полиции, выполняющих свои обязанности на авиабазе Хмеймим в Сирии, есть и наши сослуживцы.

­ По итогам минувшего учебного года руководством военной полиции Вооруженных Сил России наше региональное управление было отмечено в числе лучших. Примите наши поздравления и добрые пожелания.

­ Сердечно вас  благодарю. Да, среди органов управлений военной полиции в Вооруженных Силах оно заняло первое место. За достигнутые высокие показатели в боевой и профессиональной подготовке, а также за успешное выполнение поставленных задач наше региональное управление военной полиции удостоилось кубка и грамоты. Награды в Москве торжественно вручил начальник Главного управления военной полиции Минобороны России генерал­лейтенант Владимир Ивановский.

­ В успехах, безусловно, большая заслуга не только руководства управления, но и подчиненных ему подразделений. Кого бы вы отметили в числе лучших?

­ Наиболее результативно и целенаправленно работа по выполнению задач патрульной службы, поддержанию правопорядка, предупреждению правонарушений, преступлений и укреплению воинской дисциплины в районах ответственности проводилась военными комендатурами  городов Санкт­Петербурга, Воронежа,  Пскова, Калининграда, Гусева Калининградской области и поселка Мулино Нижегородской области.

За добросовестный труд и старание хочу отметить полковника В. Ермошова, подполковников С. Козлова и Г. Кузему, капитанов М. Войтова и С. Тулупова, старших лейтенантов О. Вербицкого, А. Волчкова, В. Егорова, С. Носуленко и других.

­ Игорь Михайлович, вы недавно приняли участие в учебно­методическом сборе с должностными лицами военной полиции (ВП) Вооруженных Сил. Как он проходил?

­ В нем приняли участие около 300 офицеров руководящего состава центральных органов военного управления, округов, флотов и ВАИ, военные коменданты Москвы и Санкт­Петербурга. В ходе сбора до нас довели организацию и порядок выполнения задач и функций ВП в соответствии с ее уставом, оценили результаты деятельности региональных органов ВП, военных комендатур и ВАИ и определили задачи на перспективу. Был проведен цикл лекций, групповых и практических занятий по вопросам планирования работы органов военной полиции в повседневной деятельности, при возникновении различных нештатных ситуаций, занятия в воинских частях и в полевых условиях. Также состоялось показное учение, где  его участники наглядно демонстрировали свою выучку в ликвидации условного незаконного вооруженного формирования при его попытке провести террористический акт в воинской части. Здесь использовались беспилотные летательные аппараты и роботизированная техника, поступившие на вооружение спецподразделений в последние годы. В ходе мероприятия были показаны элементы организации обороны полевых пунктов управления.

При подведении итогов генерал­лейтенант Владимир Ивановский подчеркнул, что органы военной полиции должны активнее включаться в работу по наведению правопорядка и поддержанию воинской дисциплины в своих гарнизонах. «Сегодня органам военной полиции предоставлены все полномочия, максимальная самостоятельность в работе. От вас прежде всего требуется освободить командиров воинских частей от задач по наведению правопорядка и поддержанию воинской дисциплины в гарнизоне. Они должны быть заняты боевой подготовкой», ­ подчеркнул начальник Главного управления военной полиции Минобороны России.

Генерал­лейтенант Владимир Ивановский также отметил, что предстоит многое сделать и в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Вызывает тревогу тот факт, что более 30 процентов случаев гибели военнослужащих происходит в ДТП на служебном и личном автотранспорте.

В ходе сбора мы не только обменивались опытом, но и увидели лучшие наработки в деятельности военной полиции, комендатур и ВАИ, технические новшества, которые планируется ввести в нашу работу. Так, например, на полигоне показали роботизированный комплекс на гусеничном ходу для остановки и уничтожения прорвавшейся через КПП начиненной взрывчаткой машины «террористов». Был здесь поднят и вопрос об организации соревнований между сборными ВП округов и флотов. Завершился сбор проведением круглого стола по теме взаимодействия военной полиции со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти при выполнении задач в сфере обеспечения законности и правопорядка. В заключение руководителям региональных управлений военной полиции по Северному флоту, Восточному, Южному, Западному и Центральному военным округам были торжественно вручены флаги органов и подразделений ВП, учрежденные приказом министра обороны.

В целом все увиденное и услышанное на прошедшем мероприятии обнадеживает и настраивает на целенаправленную перспективную работу.

­ Над чем трудитесь в нынешнем учебном году?

­ Для нас главное ­ успешно выполнить все задачи по предназначению, стоящие перед органами управления и подразделениями военной полиции ЗВО. Прилагаем все силы, чтобы отстоять завоеванные позиции и достичь новых рубежей в совершенствовании профессионального мастерства.

Вел интервью

Низамидин КАИНБЕКОВ,

специальный корреспондент журнала « Ориентир».

Фото автора и из архива регионального управления военной полиции по ЗВО