НАШЕЙ АВИАЦИЕЙ МОЖНО ТОЛЬКО ГОРДИТЬСЯ…

НАШЕЙ АВИАЦИЕЙ МОЖНО ТОЛЬКО ГОРДИТЬСЯ…

Главнокомандующий Военно-­воздушными силами Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-­лейтенант авиации Виктор БОНДАРЕВ.

 Генерал-­лейтенант Виктор Николаевич Бондарев родился 7 декабря 1959 г. в селе Ново­-Богородицкое Петропавловского района Воронежской области. Окончил Борисоглебское высшее военное училище летчиков, Военно-­воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Главнокомандующий Военно-­воздушными силами Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-­лейтенант авиации Виктор БОНДАРЕВ.

Службу проходил в должностях летчика­-инструктора, старшего летчика-­инструктора, командира звена, заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, старшего штурмана полка, заместителя командира авиационного полка, командира авиационного полка, заместителя командира авиационной дивизии, командира авиационной дивизии, заместителя командующего армией ВВС и ПВО, командующего армией ВВС и ПВО, заместителя главнокомандующего Военно-­воздушными силами. С июля 2011 года по май 2012 года ­ начальник Главного штаба ВВС ­ первый заместитель главнокомандующего ВВС.

Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2012 года назначен на должность главнокомандующего Военно-­воздушными силами.

Заслуженный военный летчик, летчик ­ снайпер, имеет общий налет более 3000 часов. Освоил более 3 типов авиационной техники: Л­29, МиГ­21, Су­25 и его модификации. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, в ходе контртеррористической операции в Северно-­Кавказском регионе, Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года, присвоено звание Героя Российской Федерации.

 Товарищ главнокомандующий, хотелось бы начать с исторического юбилея, который вся страна отметила в прошлом году ­ 100­летия Военно­воздушных сил России и коротко вспомнить о некоторых страницах их яркой истории…

­ Авиация России прошла славный путь с создания самолета «Илья Муромец» до нынешних суперсовременных самолетов дальней, истребительной, военно­транспортной авиации. Начало было положено 30 июля (12 августа) 1912 года, когда в составе Русской армии был создан специальный орган военного управления авиацией и воздухоплаванием. Этот день официально установлен в Российской Федерации как День Военно­воздушных сил.

К началу Первой мировой войны Россия имела 39 отрядов, на вооружении которых насчитывалось 263 самолета, предназначенных для использования в военных целях. В годы войны для прикрытия наиболее важных центров страны начинает структурно оформляться воздушная оборона. Одной из первых 8 декабря 1914 г. создается воздухооборона (так она называлась в то время) столицы России ­ Петрограда и его окрестностей, организационно включавшая в себя батареи зенитной артиллерии, авиационные экипажи, сеть постов воздушного наблюдения. В историю Первой мировой войны вписаны имена создателей русской школы воздушного боя П. Нестерова, Е. Крутеня, А. Козакова, К. Арцеулова, Н. Яцука. К концу войны авиация стала самостоятельным родом сухопутных войск.

С развитием военной авиации шло организационное оформление войск воздушной обороны (с 1928 г. ­ противовоздушной обороны). Создавались отдельные дивизионы, с 1924 г. ­ зенитные артиллерийские полки.

В 1932 г. Военно­воздушные силы получают статус самостоятельного рода войск. ВВС Рабоче­Крестьянской Красной армии организационно делились на войсковую, армейскую и фронтовую авиацию. В 1933 г. структурно оформляется тяжелая бомбардировочная авиация (как средство Главного Командования). Достижения наших летчиков в довоенные времена гремели на весь мир, было установлено немало мировых рекордов. Кстати, в прошлом году мы торжественно отметили еще одну славную дату, посвященную одной из ярчайших страниц истории ВВС ­ 75­летию беспосадочного перелета экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку. Летчики приземлились в американском Ванкувере, проведя в воздухе 63 часа 25 минут и покрыв расстояние более 10 тысяч километров. Чкалову и его экипажу аплодировал весь мир.

10 мая 1932 г. создается Управление ПВО РККА. Формируются отдельные бригады, дивизии, корпуса ПВО. 9 ноября 1941 г. войска ПВО приобрели статус самостоятельного рода войск. В январе 1942 г. в их составе организационно оформилась авиация ПВО. В ПВО также входили войска воздушного наблюдения, оповещения и связи.

В годы Великой Отечественной войны в составе ВВС и войск ПВО имелись оперативно­стратегические формирования: воздушные армии, фронты и армии ПВО. За годы войны ВВС и войска ПВО в воздушных боях зенитным огнем и на аэродромах уничтожили более 64 тысяч вражеских самолетов.

Отечественные самолеты совершенствовались в ходе войны и доводились до высочайших по тому времени боевых характеристик. Все это благодаря огромному, кропотливому труду наших конструкторов, наших людей, занятых в производстве самолетов для фронта. Они сумели в те грозные годы в кратчайшее время улучшить качество наших истребителей и превзойти аналогичные самолеты фашистской Германии. С 1943 года, начиная со сражения на Курской дуге, наша авиация завоевала превосходство в воздухе и больше его не теряла до самой победы.

Более 280 тысяч авиаторов и воинов противовоздушной обороны награждены орденами и медалями, 2513 человек были удостоены звания Героя Советского Союза, 65 летчикам это звание присвоено дважды, а двоим ­ А. Покрышкину и И. Кожедубу ­ трижды.

В послевоенные годы в ВВС осуществляется переход от поршневой к реактивной, сверхзвуковой авиации, а в войсках ПВО создаются всепогодные истребители­перехватчики, зенитные ракетные и радиолокационные системы.

С 1 апреля 1998 г. Военно­воздушные силы и войска противовоздушной обороны объединены в один вид Вооруженных Сил ­ Военно­воздушные силы, которые все эти годы стоят на страже мирного неба страны.

Ну и, конечно, нельзя не сказать о том, как отпраздновали 100­летний юбилей ВВС. Перед грандиозным праздником померкли даже престижные авиасалоны, говорю с полным на то основанием. Была организована масштабная и зрелищная программа торжеств. На праздничном параде над подмосковным Жуковским боевые самолеты прошли в форме цифры «100». Аналогично, как прошли строем «65» на 65­летие Великой Победы над Красной площадью. Это было сложнейшее построение, выполненное безукоризненно. Выполнение фигур высшего пилотажа в сомкнутом боевом строю, когда интервалы и дистанции между самолетами составляют до десяти метров, требует мастерства высшей пробы. Наши летчики на это способны. Если на 65­летие строй крылатых машин состоял из МиГ­29 и Су­25, то цифру «100» на нынешнем параде над Жуковским образовали уже три типа боевых самолетов. Свое мастерство на аэродроме в подмосковном Жуковском показали не только лучшие пилотажные группы России, но и ряд иностранных. На празднике были представлены самолеты Ту­160, Су­34, Су­35 и другие современные крылатые машины. Присутствовали большинство главнокомандующих ВВС со всего мира. А еще очень важно то, что после захватывающих мероприятий в честь юбилея у молодежи наверняка возникло желание стать военными летчиками.

­ Обратимся к сегодняшнему дню ВВС. Как изменились Военно­воздушные силы России после приведения к новому облику, что представляет собой их нынешняя структура?

­ Строительство и развитие Военно­воздушных сил с 2008 года осуществлялось в условиях перехода на новую структуру Вооруженных Сил Российской Федерации. Работа по приведению структуры и состава Военно­воздушных сил к новому облику проводилась и проводится в настоящее время по нескольким основным направлениям.

Прежде всего это переход на новую организационно­штатную структуру и сокращение численности управленческого аппарата, а также перевод всех соединений и воинских частей ВВС сокращенного состава в категорию воинских частей постоянной готовности. Вместе с тем, это оснащение новыми и модернизированными образцами ВВТ. Отдельная задача ­ формирование облика нового офицера. Соответственно, в этих целях проводится совершенствование системы высших учебных заведений.

Но это далеко не все. Последовательно оптимизируется система базирования войск, ведется капитальное строительство, предпринимаются кардинальные меры для обеспечения военнослужащих и членов их семей постоянным и служебным жильем. Параллельно с этим создается система набора и подготовки военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту.

В ходе проведения реформы в Военно­воздушных силах упразднены воздушные армии, армии ВВС и ПВО, корпуса и дивизии ПВО, авиационные дивизии и авиационные полки. На их базе созданы командования дальней и военно­транспортной авиации, командования ВВС и ПВО, бригады ВКО (воздушно­космической обороны), авиационные базы 1 и 2 разрядов, авиационные группы.

В результате проведенных мероприятий сокращено значительное количество офицеров. Так, в органах военного управления ­ 63%, в том числе в центральном аппарате ­ 53%. В боевых войсках этот показатель составляет в среднем 40%. Говоря конкретно, в авиации сокращено 43%; в ЗРВ ­ 29%, в РТВ ­ 46% офицеров.

В основных (типовых) подразделениях авиационных баз, зенитных ракетных и радиотехнических полков сохранено минимальное количество офицеров. Например, в авиационной (вертолетной) эскадрилье ­ летный состав, начальники ИАС эскадрильи и ТЭЧ звена (по количеству звеньев), инженеры авиационных комплексов (по количеству летательных аппаратов), в каждой группе обслуживания по 1­2 офицера (начальник группы и инженер). Все офицерские должности техников и старших техников сокращены.

Кроме того, в остальных воинских частях (специальных, воинских частях обеспечения, тыловых) 85% должностей офицеров заменены на должности сержантов либо сокращены.

Институт прапорщиков полностью ликвидирован. Данные должности также заменены на должности сержантов и солдат либо сокращены.

В состав объединений ВВС принята авиация ВМФ, РВСН, Космических войск, ВДВ, войск РХБЗ и 12 ГУ МО и проведены мероприятия по их оптимизации.

В соответствии с указами Президента РФ и директивами министра обороны РФ переподчинены из состава ВВС в состав Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов войска 1­го, 2­го, 3­го и 4­го Командований ВВС и ПВО. Войска оперативно­стратегического командования воздушно­космической обороны исключены из состава ВВС и переданы в состав войск Воздушно­космической обороны.

Проведена реорганизация военно­учебных заведений, научно­исследовательских и спортивных организаций ВВС.

Так, в соответствии с директивами министра обороны РФ и указаниями Генерального штаба расформирован Военно­научный комитет ВВС, исключены из состава ВВС и переданы Департаменту образования Минобороны России все военно­учебные заведения ВВС, исключен из состава ВВС и подчинен ФГУ МО РФ «ЦСКА» Центральный спортивный клуб Военно­воздушных сил. Исключены из состава ВВС и подчинены Военно­научному комитету Вооруженных Сил Российской Федерации все научно­исследовательские институты Военно­воздушных сил.

Продолжается работа по внедрению способов материально­технического обеспечения ВВС на условиях аутсорсинга, в том числе с максимальным привлечением сил и средств поставщиков в ходе завоза материальных средств в воинские части и организации, дислоцированные в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Новая организационная структура авиационных частей позволила сгруппировать авиационную технику на авиабазах, повысить ее исправность. Теперь в каждом военном округе имеется крупное авиационное соединение, оснащенное различными типами самолетов, хорошо подготовленное и гибко управляемое при проведении боевой подготовки.

­ В связи с вышесказанным вопрос ­ соответствует ли потребностям ВВС аэродромная сеть России, обеспечивает ли она базирование в полном объеме?

­ Аэродромная сеть России очень разветвленная. С военной точки зрения это хорошо, но с другой стороны ­ неэкономично. Содержание каждого аэродрома ­ очень дорогое удовольствие. Поэтому руководством Министерства обороны принято решение на оптимизацию использования аэродромной сети.

Всего создается семь укрупненных авиабаз. Остальные аэродромы мы будем использовать и дальше, но уже на ротационной основе. То есть, когда возникает необходимость в ходе боевой подготовки. Например, одна­две эскадрильи уйдут на такой аэродром и будут выполнять там мероприятия летной подготовки в течение необходимого времени: месяц, два, три, полгода и т.д.  Именно так и будем работать. В результате эксплуатация данных аэродромов обойдется значительно дешевле.

Вообще­то это общепринятая мировая практика. За рубежом такого состояния, как было у нас, когда на аэродроме находится, допустим, одна эскадрилья, и масса средств уходит на ее постоянное содержание, нигде не увидите. Там картина иная: на одном аэродроме базируется не менее 120­150 самолетов, что несравненно более экономичнее. Ведь расположить на одном аэродроме, скажем, 150 самолетов ­ это значит как минимум шесть­семь аэродромов можно освободить. Словом, речь идет о реальной оптимизации, при этом качество выполнения задач не страдает.

­ Безопасность России обеспечивает в первую очередь воздушный компонент ядерной триады ­ наша стратегическая авиация. Как продвигается разработка перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)?

­ Облик этого новейшего комплекса сформирован, идут работы по доработке тактико­технического задания. У нас есть все силы, средства и возможности для того, чтобы своевременно разработать этот самолет и в свое время поставить в строй на замену или в дополнение к подтвердившим свою высокую надежность Ту­95МС, Ту­160 и Ту­22М3.

Что касается сроков поставки, то все планы четко определены Государственной программой вооружений, рассчитанной до 2020 года. К этому времени должны быть разработаны и поставлены в ВВС первые образцы ПАК ДА. Нередко представители СМИ интересуются, сколько таких самолетов планируется поставить? Такой вопрос не совсем уместен. Скажу просто и понятно для всех ­ перспективных авиационных комплексов дальней авиации у нас будет ровно столько, сколько необходимо. Количество ПАК ДА планируется, исходя из принципа разумной достаточности.

­ А как в целом идет процесс переоснащения ВВС на новую технику и какое значение придается модернизации авиатехники?

­ В настоящее время начался процесс кардинального технического обновления ВВС в рамках Государственной программы вооружений, рассчитанной до 2020 года. К этому времени вооружение Военно­воздушных сил на 70 процентов составит самая современная авиационная техника, речь идет прежде всего о самолетах и вертолетах.

По программе модернизации будут идти практически все самолеты, которые есть в линейке ВВС. Всего до 2020 года Минобороны России планирует закупить более 1,5 тысячи и модернизировать более 300 авиационных комплексов.

В войска должны поступить перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, многофункциональные истребители Су­35, Су­З0СМ, тяжелые военно­транспортные самолеты Ан­124­300, Ил­76МД­90А, модернизированные  самолеты дальней авиации, самолеты ДРЛО и РЭБ.

Важная роль придается оснащению армейской авиации, которая имеет неоценимое значение в современных вооруженных конфликтах.

До 2020 года мы закупим тысячу вертолетов, в том числе тяжелые вертолеты Ми­26. Разработан всепогодный, летающий в любое время суток вертолет с расширенными боевыми возможностями на базе Ми­8. Промышленность предлагает нам переходный вертолет, между тяжелым и средним, ­ Ми­38. Эта машина имеет хорошую перспективу, в ней мощные двигатели и высокая полезная нагрузка.

Среди экспертов долго шли споры, какой вертолет лучше ­ Ми­28 или Ка­52? Но обе машины имеют свои неоспоримые преимущества, ведь они по сути дополняют друг друга. Ми­28 ­ линейный основной боевой вертолет на поле боя, а Ка­52 ­ командирская машина, осуществляющая помимо поражения целей координацию действий группы боевых вертолетов и целеуказания.

К слову сказать, меня порой спрашивают на пресс­конференциях, какое обновление авиатехники ожидается в том или ином конкретно взятом регионе. Можно объективно сказать, что обновление авиатехники идет в масштабах всех частей ВВС. Позволю себе шутку: мы, как заботливая мама, делим все поровну. никого не забываем, всем достанется понемногу… Уже к 2015 году ВВС будут иметь в своем составе до 35 процентов новой авиационной техники, естественно, различных типов и повсеместно, а к 2020 году, как уже говорил, порядка 70%. Словом, процесс перевооружения идет по восходящей.

Что касается модернизации, то это общепринятая мировая практика. И в США, и во Франции, и практически во всех развитых странах модернизация самолетов постоянно продолжается. Это, во­первых, значительно дешевле, чем создать новый самолет. Во­вторых, эксплуатируемая авиатехника уже освоена летным составом и может решать любые задачи. Зачем нам отправлять «на свалку» такие дорогостоящие аппараты? Если у самолета, допустим, максимальный срок службы составляет двадцать пять лет, а он еще может вполне стабильно летать, то почему его не модернизировать и не использовать по полной программе в дальнейшем?

Да, другое дело, когда от эксплуатации какого­то типа самолета уже получили все, что только было возможно. Так, будут «отходить» транспортные самолеты семейства Ан­26, которые выработали свой ресурс. Смысла в их модернизации нет, проще и экономически выгоднее создать новый самолет такого типа. И работа по этому вопросу идет.

­ Виктор Николаевич, хотелось бы подробнее коснуться перспектив оснащения военно­транспортной авиации. Не так давно руководством МО РФ было заявлено, что нужно интенсивно развивать военно­транспортную авиацию с тем, чтобы до 2020 года Вооруженные Силы могли перебрасывать в сжатые сроки любые группы войск на любые направления. Какие же конкретно меры принимаются к тому, чтобы обновить авиапарк ВТА?

­ Меры принимаются серьезные. Государственной программой вооружений до 2020 года (ГПВ­20) для военно­транспортной авиации будет представлено большое количество новой авиационной техники. В первую очередь, с 2014 года ВТА начнет получать самолеты Ил­76МД­90А. Это тяжелый военно­транспортный самолет новейшей модификации, в данный момент продолжаются научно­исследовательские и опытно­конструкторские работы (НИОКР) по его созданию.

Ведутся НИОКР по модернизации тяжелого военно­транспортного самолета (ВТС) Ил­76МД в Ил­76­МД­М с планируемым окончанием работ в 2014 году. Мероприятия по модернизации парка самолетов Ил­76МД запланированы на 2014­2020 годы, ориентировочное количество составит свыше сорока машин. Если сказать о модернизации более конкретно, то, к примеру, самолет Ил­76­МД­90А ­ это машина с новой кабиной, с многофункциональными индикаторами, то есть практически с новым пилотажно­авиационным оборудованием. И двигатели на нем тоже будут стоять новые. В основе же лежит конструкция самолета Ил­76, общая для всей линейки этих машин различных модификаций.

Кроме того, рассчитано также получение нового оперативно­тактического самолета Ан­70. Сейчас также продолжаются НИОКР по его созданию. В дальнейшем, в 2014­2020 годах, спланировано производство для ВВС ориентировочно шестидесяти этих новых самолетов.

Также на базе ЗАО «Авиастар» идут НИОКР по модернизации тяжелого военно­транспортного самолета Ан­124 в Ан­124­100М с планируемым окончанием работ в 2015 году. Самолет этот нужен, он будет выпускаться и поставляться в ВВС. Боевые задачи по переброске людей и техники он решает успешно. Требования к производителям только одно ­ поставить на самолет новые двигатели, более экономичные в эксплуатации, и соответственно увеличить сроки эксплуатации. Хотя и без того, напомню, «Руслан» является самым экономичным самолетом в мире по тонностоимости груза. В перспективе, к 2020 году мы планируем получить десять самолетов, абсолютно новых, и в дальнейшем еще будем их закупать. Самолет, повторю, России и ВВС нужен.

Много сил вкладываем в ремонт авиатехники, так как в недавнем прошлом существовала большая проблема с ее исправностью. И теперь эта проблема успешно решается. В последние два года очень интенсивно работают наши авиаремонтные заводы.

­ А как продвигаются работы по созданию выше упомянутого военно­транспортного самолета Ан­70? И устраивает ли по своим характеристикам самолет Ан­148?

­ Работы по созданию самолета совместного российско­украинского производства Ан­70 идут успешно, на данный момент он сделал уже много полетов. Машина, скажем так, очень интересная и нужная нашим ВВС. Раньше возникали некоторые проблемы, к сожалению, самолет был «сырой». Мы указали украинской стороне на недостатки, попросили устранить их. Нам  пообещали в ближайшем будущем довести самолет до нужной «кондиции», и когда это будет сделано, мы примем эту машину на вооружение ВВС.

Что касается самолета Ан­148, то он нас вполне устраивает. Мы его используем для обучения летного состава и решения транспортных задач.

Вообще, мы очень тщательно изучаем характеристики самолетов разных стран. Можно привести такой перспективный проект, как совместная российско­индийская программа создания среднего многоцелевого военно­транспортного самолета (Проект МТА ­ Multi­role Transport Aircraft). Разработка его идет в конструкторском бюро Ильюшина совместно с индийской стороной. Это двухмоторный самолет, рассчитанный на выполнение задач, решаемых военно­транспортной авиацией, то есть по десантированию и перевозке грузов. Пока невозможно сказать о сроках осуществления проекта, но работы идут. Такой самолет нужен нам в своем классе, по грузоподъемности он будет занимать линейку примерно между Ил­76 и Ан­12.

­ Достаточно ли сегодня в авиачастях проводится полетов, хватает ли ресурсов для полноценной боевой подготовки?

­ В настоящее время боевая подготовка проводится по новым руководящим документам, переработанным с учетом современных требований и новых типов авиационной техники, имеющейся на вооружении ВВС. Основные усилия сосредоточены на подготовке летчиков к выполнению боевых задач по предназначению во всех условиях обстановки с применением всего арсенала вооружения, во взаимодействии с другими видами (родами) войск ВС РФ. Ресурсов хватает на полную отработку всех плановых задач. Времена, когда не хватало топлива на полеты, к счастью, давно ушли в прошлое.

Картина с летной подготовкой начала кардинально меняться несколько лет назад, когда наметилась положительная тенденция к росту налета на одного летчика, начиная с 70­80 часов и выше (в зависимости от специализации налет у летчиков разный). В 2011 году налет в ВВС составил 340 тысяч часов, а на каждого летчика ­ в среднем 93 часа. В минувшем году показатель был увеличен, «перевалили» за сотню часов. При этом мы отдаем приоритет подготовке выпускников летных вузов, ставим их «на крыло», давая летать по максимуму.

Сейчас практически еженедельно в частях ВВС проходит одно­два летных тактических учений. Также в последние годы значительно увеличилось число крупных учений, любое из которых, конечно же, невозможно себе представить без действий авиации. Отрадно и то, что стало проводиться немало совместных учений со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья: например, с США, Казахстаном, Республикой Беларусь, Украиной и другими странами. Это позволяет отработать актуальные задачи, поделиться опытом. Такие учения важны также в плане противостояния терроризму. Откровенно говоря, испытываешь чувство гордости за наши ВВС, когда мы в очередной раз подтверждаем на международных учениях свой высокий уровень подготовки, свой статус, особенно когда наши летчики показывают себя лучше всех…

­ Как сейчас осуществляется подготовка летчиков для ВВС?

­ Непосредственно подготовка летного состава осуществляется сейчас в учебных авиационных заведениях ВВС, расположенных в Краснодаре и Сызрани (армейская авиация).

Для подготовки летчиков в Краснодаре поставлены самолеты Як­130. Это легкий самолет, соответствующий самым высоким требованиям. Надо сказать, во всем мире существует проблема с легкими самолетами для первоначального обучения летного состава. За счет Як­130 она в России практически решена, и на этом самолете мы и в дальнейшем будем обучать курсантов. Самолет прекрасный, очень маневренный, для обучения подходит идеально, соответственно, и для выполнения боевых задач в своем классе.

Меня иногда спрашивают, разрабатываются ли у нас машины класса легкого истребителя? Так вот, Як­130 вполне можно назвать легким истребителем. Этот самолет успешно решает те же задачи, что и МиГ­29, и Су­27, Су­35, Су­33. Соответственно, и производство легкого истребителя как такового у нас пока не планируется. Истребители у нас и без того отличные, признанные во всем мире. При этом также замечу, что наш Т­50 намного легче, чем его зарубежные аналоги, тот же американский А­22, и задачи решает в значительно большем объеме и качественно лучше.

Для подготовки вертолетчиков армейской авиации в Сызрань поставлены новейшие вертолеты АНСАТ­У. Сейчас мы готовим на летный профиль порядка 180 курсантов, плюс к этому около 80 ­ для федеральных органов исполнительной власти.

Словом, никаких проблем с подготовкой летчиков нет. Современные самолеты и вертолеты для обучения, опытные инструкторы, топливо в нужном количестве и аэродромы ­ все это есть.

­ А что можно сказать о тенденциях современного образовательного процесса в авиационных вузах, что создано нового за последние годы?

­ Завтрашний день ВВС закладывается в Воронеже. Еще в 2008 году на базе двух знаменитых академий имени Жуковского и имени Гагарина был образован Военный учебно­научный центр ВВС «Военно­воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС ВВА). В настоящий момент продолжается процесс его становления в Воронеже после перевода из Москвы.

Процесс объединения ­ требование времени, мировой опыт, а не чья­то прихоть. Большое количество военных вузов, которое было в советские времена и перешло «по наследству» России вплоть до 2000­х годов, нам совершенно не нужно. К примеру, Соединенные Штаты Америки имеют всего три военных вуза по подготовке офицерского состава. Мы тщательно изучали организацию боевой подготовки американских ВВС, знаем положение дел на авиабазах. В воздушной академии у них одновременно обучаются несколько тысяч курсантов разных специальностей на четырех курсах, они все собраны вместе, на одной мощной и развитой базе. Это и есть мировые тенденции, мировой опыт. Вполне логичен вывод, что все средства нужно не распылять по многочисленным вузам, а сосредотачивать.

На сегодняшний день мы достигли в Воронеже многого. Все курсанты, которые будут служить в ВВС, собраны в одном месте. Они не понаслышке знают, а видят, чем будут заниматься авиационные специалисты всех профилей. Весь учебный процесс, все тактические учения теперь проходят с участием всех специалистов. Так, как это и должно быть.

Да, когда собирали всех под «одно крыло», возникали некоторые проблемы с профессорско­преподавательским составом. Вполне понятно, что не все поехали в Воронеж. Мы набрали и подготовили новых преподавателей, и сейчас уровень обучения нисколько не снизился. Говорю это совершенно объективно, так как знаю положение дел. Неоднократно бывал там, являлся председателем комиссии, которая принимала экзамены у курсантов. Никакой «трагедии» в создании научно­образовательной базы в Воронеже, как это иной раз преподносится в прессе, я не вижу. В этом только огромный плюс и ничего больше.

Теперь подготовка технического состава и обслуживающего персонала ВВС сосредоточена в г. Воронеже, в Военном авиационном инженерном университете (ВАИУ). В прошлом году состоялся первый выпуск в количестве 1310 офицеров. Из них 24 ­ золотые медалисты. Среди выпускников вуза порядка 150 человек ­ иностранцы. Надо сказать, они остались очень благодарны нам за высокий уровень обучения. Об этом же говорит увеличившееся вдвое количество заявок на обучение от зарубежных стран.

ВАИУ ­ это наглядный пример высшего учебного заведения нового поколения, результат реорганизации путем слияния нескольких военных вузов. Он стал одним из десяти системообразующих военных вузов страны. За два года создан новый учебный аэродром, оснащенный модернизированными тренажерными комплексами, современной технико­эксплуатационной частью и другим оборудованием. Сегодня в ВАИУ более 37 единиц современных летательных аппаратов и 14 новых тренажеров. То есть процесс обучения идет на обновленной технике. Это значит, что выпускников не придется «переучивать» на новую технику непосредственно в частях, как это случалось прежде. На новой элементной базе развернуты учебные командные пункты авиационной группы, авиабазы, объединения ВВС и ПВО. Вся учебно­материальная база для подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы ­ тоже обновленная, самая современная.

Идя по пути объединения, мы экономим ресурсы и создаем солидную учебно­материальную базу.

Еще один достойный пример ­ Липецкий учебный центр ВВС, располагающий передовой техникой. Он позволяет проводить стажировку и подготовку офицеров оперативно­тактического уровня.

­ Виктор Николаевич, вопрос применительно к вашему личному опыту как летчика штурмовой авиации. Насколько далеко ушла техника, на которой летают летчики­штурмовики? Иной раз можно услышать мнение, что после появления Су­25 много лет назад до сих пор ничего нового взамен ему не создано…

­ Это дилетантское мнение. Сегодняшний модернизированный Су­25 СМ­2 ­ это уже другой, современный самолет, от прежнего в нем осталась по сути одна оболочка. Вся «начинка» ­ оборудование, приборы и системы соответствуют самым взыскательным требованиям. Соответственно, он сегодня решает вдвое больше задач по сравнению с прежним Су­25. У него, в частности, очень хороший комплекс обороны, он может подавлять различные средства ПВО противника.

Вспомним также, какой боевой путь прошел этот самолет, сколько он жизней спас, начиная с Афганистана! В свое время в минимально возможное время он был создан для решения задач в афганской кампании. После нее штурмовик прошел все «горячие точки» на территории России, за ее пределами. Уж поверьте мне, лучшего самолета для поддержки сухопутных войск нет. Самолет, названный «Грач», способен работать с ювелирной, снайперской точностью, на предельно малых высотах.

Что касается создания перспективного самолета­штурмовика, то работы в этом направлении идут, и такой самолет со временем будет. Сегодня же Су­25СМ­2 прекрасно справляется со всем спектром возложенных на него задач.

­ Как вы оцениваете уровень войск ПВО, их техническую оснащенность?

­ Хочу сразу сказать главное ­ противовоздушная оборона Российской Федерации обеспечена надежно. Наши полки боеготовы, расчеты обучены. Один раз в два года боевые расчеты проходят серьезнейшую проверку на наших полигонах и, как показывает практика, успешно выполняют сложнейшие задачи.

Техническое переоснащение войск ПВО успешно продолжается. Ежегодно мы получаем по несколько частей, оснащенных зенитными ракетными системами С­400. В перспективе ­ получение С­500, причем в ближайшем будущем. Планируется, что первый комплект мы получим уже в 2013 году.

Техника ПВО непрерывно развивается в соответствии с современными требованиями. Промышленность поставляет то, что нам необходимо, мы вполне удовлетворены характеристиками систем ПВО, новой техники, поступающей к нам на вооружение.

­ Спасибо за интервью, Виктор Николаевич. Примите наши самые добрые и искренние пожелания.

 

Интервью подготовил

Олег КОБЫЛЕЦКИЙ