РАСШИРЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В современных условиях интересы развития и обеспечения безопасности Российской Федерации требуют укрепления ее позиций во многих регионах мира. Особого внимания в этой связи заслуживает Латинская Америка, которая представляет для многих стран мира значительный интерес благодаря своим природным ресурсам и человеческому потенциалу.

4

В настоящее время внешнеполитическая стратегия России в отношении латиноамериканского региона строится в соответствии с установками Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции внешней политики Российской Федерации. Согласно стратегии под национальными интересами России подразумевается «совокупность различных интересов граждан Российской Федерации, российского общества и государства в социально-­экономической, политической, военной и других сферах». Из чего следует, что национальные интересы России имеют географическое и геополитическое измерения. Реализовывать их в отношении Латинской Америки приходится в весьма непростых условиях. Так как, несмотря на внешне кажущуюся независимость стран региона, во многих сферах и областях до сих пор ощущается присутствие США. На протяжении большей части своей истории латиноамериканский регион находился под зависимостью тех или иных политических сил. Сначала это была «кастильская корона», в дальнейшем инициатива в решении судьбы региона перешла в руки США. В 1823 году США приняли доктрину Монро, которая стала основой ее внешней политики и геополитики. Суть доктрины Монро ­ в обеспечении доминирования США на обоих американских континентах. С тех самых пор Латинская Америка выступала в качестве сырьевого придатка США. Ввиду усиления в современных условиях тенденций к формированию полицентричной системы геополитической картины мира латиноамериканские страны пытаются изменить традиционный статус­кво и добиться того, чтобы расстаться со статусом сырьевого придатка.

5

В этих условиях усиливается взаимное внимание государств региона и России друг к другу. Официальные установки в отношении латиноамериканского региона сформулированы в Концепции внешней политики Российской Федерации. Согласно концепции внешняя политика нашей страны по отношению к странам Латинской Америки и Карибского бассейна ориентирована на расширение политического взаимодействия, развитие торгово­-экономического, инвестиционного, инновационного, культурно-­гуманитарного сотрудничества, совместный поиск ответов на новые вызовы и угрозы, закрепление российских компаний в динамично развивающихся секторах промышленности, энергетики, связи и транспорта стран региона.

Поэтому Латинская Америка (и весь регион в целом) интересны для России в качестве:

­ стратегического союзника в западном полушарии;

­ перспективного рынка сбыта для российской высокотехнологичной, прежде всего военной, продукции;

­ потенциального поставщика ресурсов (прежде всего энергоносители и сельхозпродукция).

Основные точки сближения между Россией и странами этого региона складываются вследствие существенного совпадения геополитических интересов.

Во-­первых, это выход и закрепление на внутренних и международных рынках, укрепление своего геополитического потенциала и приобретение статуса активных субъектов международных процессов. В итоге Россия и страны региона смогут не просто быть представленными, например в Генеральной Ассамблее ООН, но и стать реальными акторами мировой политики.

Во-­вторых, учитывая нарастающую в международных отношениях тенденцию к выстраиванию коалиций и формированию надгосударственных экономических и политических объединений, Россия и ее латиноамериканские визави имеют серьезные шансы на сближение и координацию своих внешнеполитических усилий. Что немаловажно в условиях существования мощных военно­политических союзов, в которые объединены страны, стремящиеся усиливать давление на тех, кто располагает значительными природными ресурсами. К ним, как известно, как раз относятся Россия и Латинская Америка. Таким образом, Россия и латиноамериканские страны могут оказаться лишь объектами будущего передела мира, не будучи актором политических и экономических событий. Стоит в этой связи напомнить, что в настоящее время в мире существует три геополитических центра: североамериканский, западно­европейский и тихоокеанский.

В-­третьих, объективно сближению России и стран Латинской Америки способствует осознание необходимости противодействия экспансионистской политике, проводимой США. В этих условиях взаимный интерес России и стран Латинской Америки заключается в образовании полицентричности современного мира и создании механизмов сдерживания геополитических поползновений США, которые являются объективным лидером, как в военной, так и в политико­экономической сферах.

В этой связи можно выделить три позиции, способствующие сближению России и стран латиноамериканского региона.

Во-­первых, Россия и страны Латинской Америки консолидируются на почве отстаивания и укрепления своей идентичности и являются сторонниками многополярного мира. Серьезным инструментом здесь является их активное участие в деятельности таких международных институтов, как ООН, группы из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно­Африканская Республика (БРИКС) и «двадцатка».

Во-­вторых, и Россия, и страны этого региона намерены занимать более достойное место в глобальном экономическом и финансовом регулировании и добиться экономического суверенитета.

В­-третьих, Россия и страны Латинской Америки не являются соперниками в международных экономических отношениях и способны дополнять и усиливать взаимные возможности.

Учитывая деятельность других геополитических игроков, Россия вынуждена активно отстаивать свои экономические интересы в данном регионе. Ввиду того, что на рынках Латинской Америки идет острейшая борьба за ресурсы, корпорации разных стран активно прибегают к поддержке своих правительств. В складывающихся условиях России целесообразно развивать двусторонние отношения и многосторонние формы сотрудничества через такие организации, как Всемирная торговая организация (ВТО),  общий рынок стран Южной Америки (Меркосур), Лига арабских государств (ЛАГ).

Перспективы Россия имеет весьма неплохие, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства:

­ богатый опыт сотрудничества и торговли с рядом стран, накопленный еще в советский период;

­ распространение идеи ослабления влияния США в регионе;

­ так же как и многие страны Латинской Америки, Россия испытывает давление со стороны транснациональных корпораций, в том числе через механизм иностранных инвестиций. Развитие экономических связей, учитывая благоприятную конъюнктуру на международных рынках углеводородного сырья, могло быть снять необходимость использования инвестиций третьих стран;

­ развитие торговых связей России со странами региона будет способствовать вытеснению значительного количества посредников в лице транснациональных посреднических компаний, которые присваивают себе часть выгоды от внешней торговли.

Следует отметить, что вплоть до начала XXI века отношения между Россией и странами Латинской Америки имели в основном эпизодичный характер. После поездки Президента Российской Федерации Владимира Путина по странам региона ситуация в корне изменилась. В результате Россия добилась определенных результатов в сотрудничестве с рядом стран региона.

Особое внимание Российской Федерации заслуживает сотрудничество со странами Латинской Америки в военно­промышленной области. Как известно, вопрос торговли вооружением, военной техникой и военными технологиями является одним из важнейших в современном мире и приносит государствам, различным государственным и негосударственным акторам существенные дивиденды. Свидетельством того, что в России эта отрасль сохраняет конкурентоспособность, выступает заинтересованность в нашей продукции. Отечественные компания уже имеют ряд подписанных перспективных контрактов. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры со многими странами региона.

Особо стоит отметить налаживание сотрудничества с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой и Кубой. Вооруженные силы названных стран реформируются и модернизируются. Проявляют заинтересованность в модернизации обороны и другие страны региона. Данные обстоятельства открывают серьезные возможности для российских компаний. Учитывая потенциал отношений, следует подчеркнуть, что нынешний внешнеторговый оборот между нашими странами еще достаточно невелик, а стало быть, у России существует большой потенциал для увеличения внешнеторгового сальдо с этими странами.

В то же время следует подчеркнуть: закрепление России в регионе происходит достаточно медленно. Так, хотя российско­аргентинские встречи на высшем уровне состоялись еще в 2005 и 2006 годах, официально наша страна артикулировала свои интересы лишь в 2010 году. Между тем Аргентина является одной из самых экономически развитых стран региона. Во время визита Дмитрия Медведева в Аргентину и его встречи с президентом Аргентины К.Ф. де Киршнер было подписано заявление, из содержания которого следует, что Аргентина является потенциальным геополитическим союзником России в регионе. Аргентинские вооруженные силы ориентируются в основном на боевую технику и вооружение из западной Европы, в частности на французские образцы. Вместе с тем в последнее время появляются признаки того, что отечественная военная продукция может потеснить своих конкурентов на латиноамериканском оружейном рынке. Так, Россия способна предложить систему и условия оплаты, которые могут заинтересовать страну-­покупателя, допуская даже продажу в кредит на долгий срок. Надо учитывать, что в среднем правительство Аргентины, даже несмотря на мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, ежегодно выделяет около 3 млрд долларов на переоснащение армии. За них Россия вполне может побороться.

1

В отличие от Аргентины, с которой Российская Федерация только начинает развивать военно­политическое сотрудничество, Бразилия уже давно является надежным торговым и политическим партнером России. Большая заинтересованность России связана с развитием отношений с Бразилией в рамках БРИКС. Бразилия разделяет геополитическую заинтересованность России в утверждении в мировой политике принципов много-полярности и примата международного права, центральной роли ООН. Кроме того, роль Бразилии как одного из ведущих государств Латинской Америки постоянно возрастает. Наряду с Аргентиной и Мексикой Бразилия входит в «двадцатку» крупнейших экономик мира и активно участвует в деятельности ООН. В связи с этим бразильские власти намерены, в том числе с помощью России, постоянного члена Совета Безопасности ООН, добиться места постоянного представителя от Южной Америки в вышеуказанном совете. Товарооборот между нашими странами непрерывно растет с 1994 года, на что не влияет даже международный экономический кризис. На данный момент сотрудничество России в Бразилии развивается в следующих сферах:

­ поставки российской военной техники;

­ совместная разработка новейших образцов военной техники, включая истребители 5­го поколения;

­ взаимодействие в рамках международных организаций;

­ совместная разработка нефти и газа на восточном побережье Бразилии.

3

Так же как и Бразилия, Венесуэла стремится играть ключевую роль в интеграции латиноамериканского континента, усиливать свое влияние на международной арене. Республика Венесуэла начиная с 2005 года идет по пути построения «социализма XXI столетия». Соответствующую программу начал пропагандировать бывший президент Венесуэлы Уго Чавес. Венесуэла заинтересована в интеграции геополитического латиноамериканского пространства под своей эгидой. Для этого в 2004 году было создано новое интеграционное объединение АЛБА, цель которого ­ создать своего рода «региональную» оппозицию США, которые стремятся удержать Латинскую Америку в качестве своего сырьевого придатка. Венесуэла интересна для России в следующих областях:

­ перспективный рынок сбыта российской военной техники, крупнейшим покупателем которой она сейчас является;

­ участие российских компаний в добыче полезных ископаемых;

­ единомышленник в стремлении ослабить позиции США в латиноамериканском регионе.

В течение длительного времени Венесуэла закупала военную технику у западных стран, прежде всего у США. Вместе с тем отказ последних продавать латиноамериканскому государству образцы современной техники не оставил другого выбора правительству Уго Чавеса, кроме как стать клиентом России и Китая. В 2005 году Россия подписала с Венесуэлой контракт на поставку современного автоматического стрелкового оружия АК­103, которое заменило аналогичные образцы бельгийского производства, бывшие на вооружении армии Венесуэлы на протяжении 50 лет. Были заключены и контракты на строительство заводов по производству по российской лицензии автоматов АК­103 и по выпуску к ним патронов. Во время визита Чавеса в Москву в 2006 году между руководством двух стран была достигнута договоренность о продаже Венесуэле 53 российских вертолетов Ми и истребителей Су.

7

Кроме того, Венесуэла позволила России дислоцировать свои военно­морские и военно­воздушные базы в Южной Америке. Такая договоренность позволяет нашей стране играть большую роль в латиноамериканском регионе. Одновременно такие действия позволяют убедительно демонстрировать США и их союзникам, что Российская Федерация имеет свои геополитические интересы в регионе и собирается их отстаивать всеми возможными средствами. Интенсивное положительное взаимодействие между нашими странами подкрепляется и тем, что Венесуэла оказалась одним из немногих государств, которые признали суверенитет Абхазии и Южной Осетии.

Особо стоит отметить заинтересованность России в развитии отношений с Кубой. Как известно, остров Свободы на протяжении долгого времени был ключевым союзником СССР в регионе во время «холодной войны». И ныне Куба остается одним из главных наших перспективных партнеров, выстраивая конструктивные отношения с которым, Россия способна эффективно отстаивать свои национальные интересы в Латинской Америке.

Россия в отличие от других субъектов производит расчеты со многими странами, используя бартер или заключая встречные сделки, что не вводит экономики латиноамериканских стран в упадок, если учитывать, сколько дорогостоящих контрактов страны Латинской Америки в прошлом заключали, например, с США. Начиная с 2000-­х годов между странами проводятся регулярные встречи дипломатических и прочих представителей. По итогам недавно проведенного заседания деловых советов России и Кубы в Гаване обе стороны положительно оценили динамику развития двусторонних экономических отношений. Россия поставляет на Кубу различные образцы военной техники, включая автомобили гражданского и военного назначения марок КамАЗ, «Лада» и ЛиАЗ. Несмотря на нарушение хозяйственно­экономических связей между нашими государствами в начале 1990­х годов, военно­техническое сотрудничество с Кубой не прекратилось. Россия продолжает поставлять на Кубу вооружения и запчасти к ним, продолжается обучение офицерских кадров страны в высших учебных заведениях России. Взаимодействие с Россией способствует тому, что кубинские вооруженные силы остаются одними из самых эффективных в регионе. Данное обстоятельство и другие факты делают Кубу весьма влиятельным фактором в латиноамериканском регионе.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что Россия нуждается в выработке и реализации целостной внешнеполитической стратегии в отношении Латинской Америки.

Стратегия должна будет учитывать и наличие препятствий выстраиванию отношений со странами региона и реализации своих интересов. Несмотря на наличие благоприятных факторов, существуют и те, которые препятствуют.

Во-­первых, экономические и финансовые возможности России не безграничны, что, в частности, затрудняет реализацию ее долгосрочных национальных интересов.

Во-­вторых, Россия объективно не может удовлетворить все ожидания латиноамериканского региона. Вместе с тем Российская Федерация способна создать благоприятный плацдарм для будущего сотрудничества, основываясь на развитии межкультурного цивилизационного диалога, совместной работе в области культуры, науки, образования, то есть используя имеющийся у нее потенциал «мягкой силы».

9

Реализуя же свои экономические проекты в Латинской Америке, Россия должна учитывать деятельность других геополитических игроков. В условиях, когда на рынках региона разворачивается острейшая борьба за ресурсы, корпорации разных стран опираются на поддержку своих правительств.

На Россию же «работают» богатый опыт сотрудничества и торговли, сложившийся еще в советское время, идея отстаивания суверенитета внешней политики, стремление противостоять влиянию транснациональных корпораций и иных наднациональных структур, другие обстоятельства, возможности взаимодействия при добыче и осваивании углеводородных ресурсов.

К тому же наша страна активно интегрируется в экономические организации региона. Так, с 1992 года Россия является страной­наблюдателем при Организации американских государств и, кроме того, сотрудничает с такими региональными экономическими объединениями, как Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и общий рынок стран Южной Америки (Меркосур).

Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что Латинская Америка становится приоритетом во внешней политике России. В результате богатого опыта сотрудничества и позитивной репутации у нашей страны есть все шансы закрепиться в регионе. Это позволит выйти к берегам Антарктиды, где находится большое количество неразработанных нефтяных и газовых ресурсов. По существующим оценкам, в перспективе Антарктика может стать новым полем битвы во всемирной геополитической игре.

6

Россия сможет обеспечить военное присутствие сил флота и военной авиации в регионе, что будет четким сигналом ее партнерам и геополитическим противникам.

Россия также может приобрести новых торговых и экономических партнеров и повысить свою значимость на мировой арене путем диверсификации отношений со странами региона.

Главным условием успеха России на латиноамериканском направлении выступает четкое понимание и артикуляция ее национальных интересов и учет потенциальных угроз.

Василий БЕЛОЗЕРОВ,

доктор политических наук.

Антон ЕМЕЛЬЯНОВ,

политолог