ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ ­- СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Повышенный интерес к практическому освоению арктического пространства, проявляемый в последние годы международным сообществом, вызван как геополитическими и экономическими, так и оборонными факторами. Огромная территория к северу от Полярного круга общей площадью около 27 млн. кв. км (для сравнения, площадь всей Европы равняется 10,5 млн. кв. км) является объектом пристального внимания не только приарктических стран: России, США, Канады, Дании и Норвегии (юридический статус которых на эту территорию закреплен в соответствующих международных соглашениях), но и весьма далеких в географическом плане Китая, Японии, Южной Кореи и некоторых других европейских и азиатских государств. Стоит отметить, что из всей протяженности приграничного арктического побережья, составляющего 38700 км, на нашу страну приходится его большая часть ­ 22600 км. Сохранить за собой безусловный статус владения этими бескрайними северными пространствами, с максимальной эффективностью использовать их сырьевой, логистический и оборонный потенциал, как в реальной, так и в долгосрочной перспективе являются приоритетными задачами российского руководства.

СМОТРЕТЬ ФОТО

Вопреки недальновидному мнению некоторых оппозиционных скептиков, считающих невозможным в условиях экономического кризиса трату бюджетных средств на развитие «эфемерных и неперспективных» северных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации при законодательном обеспечении Парламента Российской Федерации не только гарантируют четкое выполнение уже принятых по данному вопросу решений, но и продолжают наращивать российский «арктический потенциал», в т.ч. с учетом последних отечественных и зарубежных научных прогнозов.

Согласно заключениям авторитетных ученых-­климатологов, на Арктический регион в наибольшей степени распространяется эффект глобального потепления. Полученные данные позволяют сделать вывод, что ежегодно площадь ледникового слоя сокращается до 5 миллионов квадратных километров. А это значит, что уже к 2030 году в летний период большая часть Северного океана будет доступна для судоходства, промышленной добычи биоресурсов, разведки и использования источников углеводородов, а также других полезных ископаемых. Вместе с эффектом глобального потепления наблюдаются и эффекты частного (т.е. на отдельных участках Северного морского пути можно встретить ледяные заторы, что далеко не безопасно для мореплавания в этом районе, в отдельные года общего климатического цикла) похолодания, что говорит о сложности процессов, происходящих в Арктике, хотя общее потепление вполне очевидно.

По оценкам специалистов, в арктических недрах содержится около трети всех мировых запасов природного газа и до 13% нефти. Кроме того, на территории шельфа залегают огромные запасы угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца. При этом в российской части арктических владений находится более 70% нефти и свыше 88% газовых запасов всех отечественных морских акваторий. Общая стоимость разведанных и прогнозных ресурсов энергетического и минерального сырья превышает 15 трлн долл. США. К тому же большая часть арктических месторождений находится на континентальном шельфе на глубине менее 500 метров и на плоскодонье. Следовательно, с технической точки зрения процесс поиска и добычи углеводородов не будет сопряжен с такими сложностями, как, к примеру, в Мексиканском заливе, но есть и свои проблемы в этом вопросе.

Одним из первых успешных примеров освоения нефтеносного арктического шельфа стал проект государственной компании «Роснефть», разрабатывающей новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. Сейчас это месторождение носит символичное имя «Победа». Несмотря на достаточно высокую себестоимость добычи (по оценкам экспертов, цена за баррель выше, чем в других регионах страны), руководство компании не боится работать на долгосрочную перспективу. По мнению аналитиков корпорации, через полтора десятилетия с истощением традиционных углеводородных источников не будет альтернативы арктической нефти для насыщения мирового рынка. И в этом залог будущей энергобезопасности страны.

Оценивая экономический потенциал Арктического региона, необходимо упомянуть о богатстве его биологических водных ресурсов. Сегодня здесь производится около 15% общих объемов рыбной продукции России, а для Норвегии и Канады арктические моря ­ главный источник рыболовного промысла. В Беринговом и Баренцевом морях и прибрежных водах Гренландии и Исландии добывается значительная часть всего мирового объема морской рыбы. Так, например, свыше половины улова США поступает из Берингова моря. Около четырех пятых дохода от экспорта Исландии приносит рыболовный промысел. Глобальное потепление и постоянное повышение цен на продовольствие делают воды Арктики все более привлекательными для рыбной промышленности.

Таяние арктических льдов с каждой навигацией позволяет увеличивать трафик прохода по Северному морскому пути грузовых и пассажирских судов. Согласно прогнозу грузооборот по этому направлению уже к 2021 году возрастет практически в десять раз: с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. Арктические маршруты логисты называют новым Панамским или Суэцким каналом. И к этому есть все основания. Северный морской путь из Европы  в Азию практически в два раза короче других аналогичных маршрутов. Расстояние от Санкт­-Петербурга до Владивостока по арктической артерии, к примеру, составляет 14 280 км, через Суэцкий канал ­ 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды ­ 29 400 км.

Немаловажным является тот факт, что северный трафик соединяет не только европейские и азиатские порты, но и устья всех судоходных сибирских рек в единую общероссийскую транспортную систему, являясь главной коммуникацией для обеспечения приарктических районов. Северный завоз, охватывающий сотни тысяч жителей сорока регионов Сибири и Дальнего Востока, имеет огромную социально­экономическую составляющую в жизни этих отдаленных от центра территорий. Согласно неутешительной статистике северянам во время завоза зачастую удается заполучить не более 70% от необходимого объема товаров. В частности, в навигацию 2013 года на Индигирку из запланированных 33,3 тысячи тонн нефтепродуктов недовезено 15,2 тысячи тонн. Развитие водных перевозок, позволяющих удешевить доставку по сравнению с железной дорогой в 8 раз, а с автотранспортом ­ в 20 раз, сможет стабилизировать график значимых в социально­экономическом плане поставок.

Поскольку большая часть северного морского трафика находится под российской юрисдикцией, как отечественные, так и зарубежные инвестиции будут направлены на создание наших новых портов, сопутствующих логистических комплексов, производственных предприятий, объектов жилищной и социальной инфраструктуры. Города северных окраин получат возможность превратиться из сырьевой периферии в реальные центры международной торговли.

Помимо геополитических и социально-­экономических факторов Арктический регион является важнейшим звеном национальной оборонной стратегии. Здесь размещены компоненты системы предупреждения о ракетном нападении, а также ракеты-­перехватчики США (Аляска) и России (побережье Северного Ледовитого океана). В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон. Североморск (Мурманская область) является местом базирования Северного флота России. Кроме того, в прибрежных территориях развернуты десятки военных аэродромов ВКС РФ и других военных объектов. Таким образом, российская Арктика является первым рубежом обороны в случае военного конфликта.

С учетом приведенных факторов вполне понятны стремления стран «арктического альянса» и не имеющих прямого географического выхода на эту территорию государств закрепить и расширить свое геополитическое, экономическое и военное влияние в Заполярном круге. На сегодняшний день собственные программы освоения арктических территорий разработаны и активно реализуются правительствами североевропейских (Норвегии, Дании, Швеции, Исландии, Финляндии), американских (США, Канады), а также азиатских (Китая, Индии, Японии, Сингапура, Южной Кореи) стран. Задача России, при этом, отстоять свои законные и исторически обоснованные интересы в арктических широтах, не повторяя совершенных ранее ошибок.

В 1990 г. руководством Советского Союза было безвозмездно передано в пользу США свыше 60% примыкающей к Северному Ледовитому океану акватории Берингова моря (но в настоящее время этот договор не ратифицирован Россией, несмотря на ратификацию его со стороны США). Этот грубый дипломатический просчет в дальнейшем получил весьма негативный для нас внешнеполитический резонанс. Другие партнеры по «арктическому альянсу» не преминули воспользоваться таким прецедентом и с завидным упорством выступают с территориальными претензиями на исконно российские арктические владения. К участию в «северном пасьянсе» за последние годы подключаются все новые игроки: Исландия, Китай, Южная Корея, Япония и т.д. К примеру, в целях отстаивания общих интересов по обеспечению доступа к ресурсам Арктики, а также права свободного использования северных морских путей в 2004 году был образован так называемый «Азиатский форум полярных исследований» (КНР, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия). В рамках реализации данной программы наши китайские партнеры активными темпами уже создают сильный ледокольный флот.

При этом Российская Федерация демонстрирует открытое и искреннее стремление мирно урегулировать споры по поводу разграничения пространств и акватории.

Пять прибрежных государств региона Северного Ледовитого океана ­ Соединенные Штаты, Канада, Дания, Норвегия и Россия еще в мае 2008 года связали себя положениями так называемой Илулиссатской декларации и обязались решать все спорные вопросы, связанные с конфликтами суверенных прав, в рамках Конвенции ООН по морскому праву. За последние годы значительно вырос авторитет Арктического совета восьми арктических государств, а также представителей коренных народов.

Вместе с тем, отдельные планы зарубежных партнеров создают прямую угрозу стратегическим интересам России в арктическом пространстве. В частности, вызывают опасения норвежские, датские и особенно канадско-­американские проекты преобразования российского Северного морского пути в международный коммерческий транзитный маршрут. США и Канада выступают против обязательной проводки судов российскими лоцманами и ледоколами и оспаривают право РФ регулировать судоходство на отдельных участках Севморпути, что ни в коем случае мы не должны делать, т.к. это не отвечает нашим национальным интересам.

Все чаще со стороны североатлантических партнеров озвучиваются предложения о пересмотре границ континентального шельфа. В США для реализации этих задач под эгидой госдепартамента была создана специальная закрытая межведомственная группа, занимающаяся в условиях повышенной секретности организацией работ по замерам с помощью многолучевых сонаров арктического океанского дна. Для ускорения данных исследований Вашингтон активно использует свой подводный и ледокольный флот, рассчитывая на основе полученных данных предоставить в ООН аргументированную заявку на право обладания богатыми углеводородами арктическими территориями. В состав группы включены представители военно-­морского флота, Службы береговой охраны и Службы управления минеральными ресурсами. По данным западных СМИ, перед американскими экспертами поставлена задача расширить американскую шельфовую зону за счет арктических широт сразу на 4,1 млн. квадратных миль. Симптоматично, что госдепартамент США объявил о создании нового дипломатического поста ­ спецпредставителя по делам Арктического региона.

Канада и Дания, производящие аналогичные замеры, стремятся доказать, что хребет Ломоносова состыкован с канадским островом Эллсмер и Гренландией. Таким образом, площадь территории, на которую претендует Канада, составляет 1,75 миллиона квадратных километров. Дания рассчитывает присоединить 62 тыс. квадратных миль. Не плохой «арктический аппетит» и у Норвегии. В ее планах дополнительно заполучить 96 тыс. квадратных миль арктического дна и зарезервировать право на дальнейшее расширение своих владений. Следует отметить, что речь идет о переделе Арктической зоны, находящейся в российской юрисдикции. Действия Норвегии направлены также на силовое вытеснение Российской Федерации из традиционных районов промысла в Баренцевом и Норвежском морях.

Под предлогом введенных антироссийских санкций в 2014­-2015 гг. в одностороннем порядке было практически заморожено участие нашей страны в международных экономических и технологических проектах по освоению Арктики. В частности, Норвегия в нарушение действующего договора наложила ограничения на работу российских исследователей на Шпицбергене. Российской Федерации следует разработать Федеральный Закон о деятельности Российской Федерации на архипелаге Шпицберген.

Кроме того, наблюдается тенденция наращивания военного присутствия ряда государств в Арктической зоне, стремящихся существенно снизить роль Российской Федерации в этом регионе.

США активизировали деятельность средств ПВО, нацеленных на перехват патрулирующей Арктику и Северную Атлантику российской стратегической авиации. Возросла группировка американского атомного подводного флота в Баренцевом море, имеющего на вооружении высокоточное ракетное оружие большой дальности. Скандинавские страны (Швеция, Норвегия и Финляндия), планирующие создание в регионе военного блока наподобие «мини­НАТО», регулярно проводят в Заполярье военные учения, в том числе, и в зоне спорных с Россией шельфовых территорий. Кроме того, Норвегия объявила о переводе своей главной военной структуры ­ штаб-­квартиры операционного командования в Рейтан, находящийся за Полярным кругом.

За последние годы натовским альянсом в непосредственной близи от северных границ Российской Федерации были проведены десятки военно­-тактических маневров с участием атомных подводных лодок, ударных авианосных флотилий, десятков боевых самолетов. В них приняли участие подразделения США, Великобритании, Германии, Норвегии, Польши, Швеции и Финляндии (заметим, что последние не являются участниками североатлантического блока и де­юре приарктическими государствами). При этом перед военными ставилась условная задача ­ уничтожить противника в лице «докучающего соседнего государства» в несуществующей «северной спорной зоне». Подобные демонстративно­-силовые действия, в первую очередь, направлены на вытеснение России из Заполярного круга, пересмотр в свою пользу существующих международно-­правовых договоренностей и актов о линиях разграничения континентального шельфа и о границах экономических зон в арктическом регионе.

Кроме того, в рамках развернутой информационной войны, предпринимаются усиленные попытки дискредитации Российской Федерации касательно ее хозяйственной и военной деятельности в Арктической зоне, формируется отрицательный имидж нашей страны в глазах мирового сообщества. В частности, западные СМИ активно публикуют различные инсинуации на тему умышленного загрязнения нами заполярных широт, неспособности России без внешнего вмешательства эффективно использовать и развивать свои северные владения.

В этой связи российским военно­-политическим руководством был предпринят целый комплекс адекватных ответных мер, направленных на защиту национального суверенитета, геополитических, социально­экономических и оборонных интересов страны. В важнейшем государственном документе, определяющем стратегию нашей политики в северных широтах, указано на необходимость «…обеспечения благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе».

В российской Арктической зоне в декабре 2014 года появилось новое стратегическое территориальное объединение Северный флот; были сформированы арктические мотострелковые бригады; на Новой Земле, Новосибирских островах, острове Врангеля, а также на мысе Шмидта развернуты группировки войск, оснащенные  самыми современными береговыми ракетными комплексами «Рубеж» и зенитными ракетно­пушечными комплексами «Панцирь-­С1».

В целях комплексного обеспечения безопасности арктического региона и единого управления военными силами и средствами в зоне от Мурманска до Анадыря стало функционировать новое стратегическое командование на базе Северного флота, в состав которого вошли подводные и надводные силы, морская авиация, береговые войска и ПВО.

Одновременно с этим, интенсивными темпами идет восстановление аэродромов на Новосибирских островах и Земле Франца-­Иосифа, реконструкция аэродромов Тикси, Нарьян­-Мар, Алыкель, Воркута, Анадырь и Рогачево, строительство 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации.

Силами кораблей Северного флота налажено постоянное военное патрулирование в проблемных районах промышленного рыболовства, прилегающих к архипелагу Шпицберген; на трассе Северного морского пути; вблизи Штокмановского и Приразломного нефтегазовых месторождений в Баренцевом море.

Укрепление обороноспособности страны в Арктической зоне напрямую связано с ее экономическим и инфраструктурным развитием. Все главные опорные пункты на побережье Ледовитого океана с советских времен и по сей день имеют двойное назначение. Поэтому процесс безальтернативного возвращения военного российского присутствия в Арктике должен проходить в непосредственной связке с решением общеэкономических задач этого региона, усиливая взаимный военно­гражданский потенциал.

Наряду с серьезными подвижками, существует и ряд существенных проблем. В их числе ­ недостаточное материально­технологическое оснащение; необходимость доработки техники и снаряжения для их эксплуатации в условиях сурового климата; отсутствие запчастей; дефицит специальных обогреваемых надувных модулей (в т.ч. палаток для приема и обогрева пострадавших), а также систем жизнеобеспечения спасателей; недостаток современных спутниковых и коротковолновых средств связи и мониторинга. В этой связи тесное взаимодействие военно­промышленного комплекса и предприятий гражданских отраслей промышленности должно дать ощутимые результаты. Уже сейчас российский ВПК активно включается в работу по проектированию оборудования для арктического машиностроения, предназначенного для освоения континентального шельфа. Арктическая экономика максимально открыта для инноваций. Поэтому у военных и гражданских предприятий есть большая площадка для тесного интеграционного взаимодействия, которое предполагает создание совместных научно­учебных центров, кафедр, лабораторий, центров коллективного пользования, конструкторских бюро и т.п., запуск целевых программ подготовки специалистов, выполнение НИОКР, проведение совместных прикладных исследований. Таким образом, создается дополнительный импульс к инновационному научному и промышленному развитию России.

Для комплексного решения всего спектра перечисленных выше задач в сентябре 2008 года были приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и далее». Согласно документу, «Арктика ­ северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах Арктики расположены пять приарктических государств ­ Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане».

Арктическую зону Российской Федерации составляют полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало­Ненецкого и Чукотского автономных округов, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.

В феврале 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была утверждена  «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Документ закрепляет план действий РФ, направленный на реализацию суверенитета страны и национальных интересов в Арктике.

Арктическая зона, согласно принятой стратегии, должна способствовать значительному обеспечению потребностей в углеводородных, водных и биологических ресурсах, а также других видах стратегически важного сырья. Предусматриваются конкретные меры по защите государственных интересов России при освоении соответствующих месторождений, защите границ континентального шельфа, эффективной разработки источников хрома, марганца, олова, глинозема, урана, титана, цинка на островах Северного Ледовитого океана, Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, а также коренных золоторудных месторождений восточных районов Арктической зоны РФ.

На период до 2020 года поставлены задачи завершения гидрографических работ; недопущения пространственных потерь и худших по сравнению с другими прибрежными арктическими государствами правовых условий деятельности России в Арктике; создания и развития береговой охраны ФСБ РФ в Арктической зоне; создания комплексной информационно­телекоммуникационной инфраструктуры; развития системы аварийно­спасательной готовности; разработки единой национальной системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

В развитие основополагающих документов в 2014 году была утверждена Государственная программа «Социально­экономического развития Арктической  зоны Российской Федерации на период 2020 года», а затем созданы специальные органы управления Арктической зоной РФ ­ Государственная комиссии по вопросам развития Арктики и Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В конце прошлого года на совместном заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Совета по Арктике и Антарктике, которое состоялось в Совете Федерации, было принято решение о разработке проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» как инструмента реализации ранее принятых основополагающих документов.

Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, образованный по распоряжению председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко в декабре 2015 года как постоянно действующий экспертно­консультативный орган призван решать следующие задачи: проведение анализа законодательства РФ и правоприменительной практики по вопросам реализации государственной политики и обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике и Антарктике; подготовка предложений о внесении изменений в соответствующее российское законодательство; экспертиза национальных и международных проектов; мониторинг реализации государственной политики в этих регионах. Председателем Совета был назначен член Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации В.А. Штыров.

В состав Совета вошли спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, Председатель Научно­экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, знаменитый полярник А.Н. Чилингаров, председатели и члены профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, руководители региональных и муниципальных органов, ведущие специалисты научно­исследовательских организаций, представители общественных объединений и бизнес­сообщества, занимающиеся практическим освоением северных территорий.

По общему мнению участников Совета и привлеченных к его работе авторитетных экспертов, сегодняшняя Россия способна и должна отстоять свои национальные интересы на бескрайних арктических просторах. А именно ­ окончательно закрепить за собой соответствующими международно­-правовыми актами границы континентального шельфа; в интересах обороноспособности упрочить свое военное присутствие в Заполярье; реализовать глобальные нефтегазовые и иные ресурсные проекты в зоне означенной юрисдикции; создать под своим контролем выгодный и безопасный морской евроазиатский трафик; обеспечить поступательное социально-­экономическое развитие российских северных регионов.

В настоящее время все условия для этого имеются.

 

Алексей ИВАНОВ, ответственный секретарь Совета по Арктике и Антарктике при СФ РФ, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Георгий ИВАНОВ, член Совета по Арктике и  Антарктике при СФ РФ, капитан 1 ранга, доктор военных наук.