К началу 1930-х годов собаки успели хорошо себя зарекомендовать в ратном деле. Если в Первую мировую войну их использование было эпизодическим, то с 1926 года в большинстве частей Красной армии, расположенных в северных районах, четвероногие помогали очень часто. В Карелии, Архангельской области и на Дальнем Востоке собаки использовались военными для перевозки станковых пулеметов и аппаратуры связи, а также для других целей. Необходимость четвероногих в ратном деле была продиктована самой жизнью. В ходе зимних тактических учений в глубоком снегу, в котором лошади не могли передвигаться, подразделения стрелков-лыжников, дополненные собачьими упряжками, обладали большей маневренностью, чем бойцы, несшие радиостанции, боезапас и пулеметы на себе.
30-е годы прошлого столетия ознаменовались активным освоением Советским Союзом арктических широт. Не последняя роль в этом деле отводилась военным морякамгидрографам. Для проведения исследований на центральном участке трассы Северного морского пути, а также на его побережье была создана Таймырская гидрографическая экспедиция Управления военно-морских сил РККА. Морякам экспедиции предстояло выполнить в высоких широтах множество работ, при этом не исключалась возможность зимовок. Несмотря на то что советская промышленность вооружила своих первопроходцев ледоколами, самолетами, аэросанями и другими транспортными средствами, в труднодоступных районах арктического побережья оставалось актуальным использование собачьих упряжек.
Таймырская гидрографическая экспедиция заказала на фабрике имени Каракозова 11 комплектов нарт. Так как гидрографам предстояло высаживаться с нартами с борта судов и пользоваться ими на льду, 2 из 11 нарт были выполнены в облегченном варианте. Они были короче в целях размещения в шлюпке (поперек, не мешая гребцам), имели меньшую грузоподъемность и буксировались меньшим количеством собак. Прежде чем использовать экспериментальные облегченные нарты в суровых условиях Арктики, неплохо было бы устроить им ходовые испытания в условиях зимы средней полосы, чтобы накопить опыт и устранить все неполадки перед отправкой в северные широты.
В 1930 1932 годах в СССР состоялась целая серия пробегов на собачьих упряжках. В феврале 1933 года Ленинградский совет ОСОАВИАХИМа решил провести звездный пробег, посвященный 25й годовщине РККА. 35 упряжкам, состоящим из более 300 собак, предстояло совершить одновременный переход из Мурманска, Ленинграда, Боровичей, Харькова, Ярославля, Горького, Магнитогорска и ряда других городов, финишировав в Москве. Таймырская гидрографическая экспедиция выставила для участия в пробеге свою команду, оснащенную легкими нартами. Морякам предстояло преодолеть путь от Ленинград до Москвы. Упряжка гидрографов состояла из шести собак северных и восточных лаек. Две из них одиннадцатимесячные щенки были доставлены с острова Диксон специально для участия в пробеге.
Сами нарты, выполненные по так называемому камчатскому образцу, представляли собой деревянные сани с длиной полозьев 202 сантиметра. Ширина нарт составляла 65 см, а высота 38 см. Экспериментальные облегченные нарты были пропорционально уменьшенной копией классических камчатских нарт. Вес конструкции составлял всего 23 кг, а вместе с грузом и погонщиком около 170 кг. За месяц до старта гидрографы приступили к тренировкам. Этого времени хватило, чтобы обучить собак, выявить и устранить первые недостатки. В частности, интенсивно стирающиеся березовые полозья были укреплены металлическими рейками.
Старт пробегу был дан в Ленинграде 18 февраля. Путь на Москву проходил через пункты Луга, Сольцы, Залучье, Молвотицы, Осташков, Ржев, Волоколамск. Участок маршрута от Ленинграда до Луги проходил по шоссе, и молодые собаки развили здесь достаточно высокую скорость. Далее после Луги путь нарт пролегал по проселкам, замерзшим болотам и озерам. В районе Сольцов началась сильная метель, изза которой упряжка потеряла ориентировку и совершила крюк в 70 км. Самым сложным оказался участок от Сольцов до Осташкова, где нартам приходилось двигаться по изрезанной местности. Холмы, овраги, ухабы и рытвины изматывали собак даже при хорошем кормлении. Вместе с тем это было отличным испытанием для легких нарт, которые свободно преодолевали рытвины и уверенно себя вели на всевозможных уклонах. Нарты показали замечательную устойчивость. За время пробега им не раз доводилось входить в крутые повороты на большой скорости. При этом они перевернулись лишь трижды.
В Москву нарты Таймырской гидрографической экспедиции прибыли полностью исправными и точно в срок. К величайшему сожалению, история не сохранила для нас имени их погонщика. За 18 дней этим человеком было пройдено 1013 км, из которых около 700 км по пересеченной местности. Облегченный вариант камчатских нарт достойно выдержал испытание и заслужил право вместе с моряками-гидрографами участвовать в освоении арктических широт.
Майор Владимир ПРЯМИЦЫН,
кандидат военных наук