ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ХАРАКТЕРА

В годы Великой Отечественной войны социальное обеспечение военнослужащих Красной армии и членов их семей стало для органов государственной власти и военного управления такой же первостепенной задачей, как снабжение фронта оружием и боеприпасами. В условиях военного времени отлаженная реализация установленных законодательством прав и льгот граждан имела огромное значение, ибо эта система создавала социальные предпосылки для эффективного решения боевых задач, поддержания высокого морального и боевого духа личного состава.

 

2015-05-15_00007

Законы военного времени

 

Приоритетной задачей для органов государственной власти и военного управления в сфере социального обеспечения военнослужащих и членов их семей в период 1941­1945 гг. было совершенствование нормативно­правовой базы.

Характерной особенностью законодательства периода войны выступало то, что оно помимо непосредственных законов, принятых Верховным Советом, включало в себя нормативно­правовые акты других высших органов государственной власти, как обычных ­ Президиума Верховного Совета СССР и Правительства СССР, так и чрезвычайных ­ Государственного Комитета Обороны (ГКО), которые в силу неотложной военной необходимости наделяли некоторые свои акты силой законов военного времени.

Наряду с общими законами нормативно­правовые акты социальной сферы были призваны защищать в первую очередь интересы военнослужащих Красной армии, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и членов их семей, обеспечивавших решение вопросов тылового обеспечения и бесперебойного всестороннего снабжения наших войск. В целом нормативно­правовые новации в области социального обеспечения касались подавляющей части населения страны.

Немалое место в деятельности органов государственной власти и военного управления занимала организация продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и членов их семей. Данным направление в войсках ведали органы и подразделения тыла.

О важности данной задачи свидетельствует тот факт, что продовольственное и вещевое обеспечение действующей армии с самого начала войны осуществлялось при непосредственном участии Политбюро ЦК ВКП (б), ГКО и Совета народных комиссаров (СНК) СССР. Так, 1 июля 1941 г. СНК СССР образовал Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной армии под руководством первого заместителя председателя СНК СССР А.И. Микояна. Этим же решением была создана специальная группа по контролю за снабжением фронтов продовольствием, руководство которой осуществлял заместитель управляющего делами СНК СССР М.С. Смиртюков. На группу возлагалось решение следующих организационных задач: выделение фондов; оформление отпуска продовольствия НКО из запасов государственных резервов; рассмотрение планов снабжения Красной армии продовольствием; подготовка необходимых проектов решений ЦК ВКП (б) и СНК СССР. Группа снабжения СНК СССР действовала в тесном контакте с руководством тыла и службой продовольственного снабжения Красной армии.

В обеспечении личного состава Красной армии вещевым имуществом на начальном этапе войны имелись значительные трудности. Постоянный состав кадровых войск Красной армии вступил в войну в обмундировании, состоящем в носке. Значительная часть этого имущества вследствие естественного износа потребовала восполнения и замены в первые же месяцы войны. В приграничных военных округах (Прибалтийском, Белорусском и Киевском особых военных округах) неприкосновенные запасы вещевого имущества войсками практически не были использованы, так как из­за неблагоприятных условий оперативной обстановки они были оставлены, а где это было возможным ­ уничтожены. Так, фактические потери имущества в первые дни войны в Белорусском и Киевском особых военных округах составляли 50­60% от имевшихся запасов. В Прибалтийском особом военном округе в тыл страны почти ничего вывезено не было, количество потерь в нем исчислялось в 150,8 млн руб.

По решению ГКО за снабжение войск действующей армии вещевым имуществом нес ответственность заместитель председателя СНК СССР А.Н. Косыгин, который постоянно оказывал помощь службе вещевого снабжения. Начальником Управления вещевого снабжения в декабре 1941 г. был назначен генерал-­лейтенант Н.Н. Карпинский, находившийся на этой должности на протяжении всей войны.

С первых же дней войны возникла необходимость совершенствования системы материального снабжения военнослужащих и членов их семей, обеспечения различных денежных выплат (пенсий, пособий), предоставления льгот и преимуществ в связи с выполнением задач в условиях боевой обстановки.

Схема денежного довольствия военнослужащих трансформировалась таким образом, чтобы она в максимальной степени отвечала условиям фронтовой обстановки и содействовала повышению боевой активности войск для достижения победы над противником. Изменения предусматривали ряд шагов: увеличение должностных окладов военнослужащим некоторых родов войск действующей армии; установление новых видов денежного довольствия и упрощение порядка его выплаты; совершенствование системы удовлетворения денежным довольствием раненых и больных; усиление контроля за своевременным и правильным обеспечением военнослужащих денежным довольствием.

2015-05-15_00002

Одна смерть ­ океан забот

 

Огромные потери в личном составе армии и флота требовали оказания материальной помощи вдовам, сиротам и родителям погибших. По этой причине правительство, осуществляя действия по вооруженной защите нашей страны и повышению боевой мощи Красной армии, не выпускало из поля зрения материальное обеспечение данной категории граждан.

Например, приказом НКО № 227 от 27 июня 1941 г. был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время», которым регулировались денежные выплаты семьям военнослужащих по призыву. Инструкцией Народного комиссариата финансов № 00317 от 15 августа 1942 г. «О порядке назначения и выплаты пособий и пенсий партизанам и их семьям» устанавливались сроки и размеры денежных выплат партизанам и членам их семей. Приказом заместителя наркома торговли СССР № 39 от 4 марта 1944 г. «Об улучшении обслуживания семей офицеров­фронтовиков, семей офицерского состава эвакуированных и инвалидов Отечественной войны» устанавливался льготный порядок обеспечения продуктами питания и промтоварами эвакуированных семей офицерского состава и инвалидов Великой Отечественной войны.

Количество погибших военнослужащих в годы Великой Отечественной войны составило почти 9 млн человек. При этом следует иметь в виду, что у каждого погибшего воина были родители, большинство военнослужащих имели свои семьи. Поэтому смерть одного военнослужащего обусловливала право на оказание государственной помощи нескольким его родственникам. В 1945 г. среди всех пенсионеров Наркомата обороны почти четвертую часть составляли семьи.

Обеспечение семей военнослужащих осуществлялось государством через специальные органы социального обеспечения. 27 января 1943 г. при СНК союзных и автономных республик, при исполкомах областных, краевых, городских и районных Советов депутатов трудящихся были созданы управления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих с целью защиты интересов семей защитников Родины, улучшения их социального обеспечения и бытового устройства. При этом функции по обеспечению пособиями и пенсиями, а также по трудоустройству перешли от органов социального обеспечения к отделам по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих.

Организационное обновление системы социальной помощи семьям военнослужащих и образование управлений и отделов по государственному обеспечению и трудовому устройству семей военнослужащих было вызвано двумя причинами. Во­первых, ухудшением материально­бытового положения семей, оставшихся без кормильцев. Во­вторых, тем обстоятельством, что в Красную армию призывались миллионы граждан, имевших на иждивении семьи. Массовый характер призыва из запаса приписного состава придавал проблеме социального обеспечения семей военнослужащих общегосударственное значение.

Заведующим отделами согласно приказу начальника Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при СНК РСФСР № 30 от 15 мая 1943 г. предоставлялось право проверять и требовать отчеты от всех руководителей предприятий, учреждений и организаций об их работе по применению установленных законом льгот и по оказанию помощи в удовлетворении материально­бытовых нужд семей военнослужащих.

Отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих согласно приказу начальника Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при СНК РСФСР № 80 от 6 ноября 1943 г. уделяли большое внимание трудоустройству членов семей фронтовиков, устройству детей военнослужащих и партизан в детские учреждения, помогали семьям воинов приобретать топливо. Кроме того, в целях оказания социальной помощи отделы выдавали семена для огородов и приусадебных участков, корм для скота, организовывали ремонт квартир, распределяли среди остронуждающихся поступавшие из общественных фондов продукты питания и товары широкого потребления, проводили проверки бытовых условий семей фронтовиков, выявляли их нужды и запросы.

2015-05-15_00008

Пенсии плюс общественно­полезный труд

 

С началом военных действий в СССР начал наблюдаться рост количества инвалидов. Так, по данным Финансового управления Красной армии, инвалидам Великой Отечественной войны в период с 22 июня 1941 г. по 1 апреля 1942 г. было назначено 2961 пенсия, а по состоянию на 1 ноября 1942 г. количество назначенных пенсий уже составляло 23938. Соответственно на первый план начала выдвигаться необходимость заботы органов власти об инвалидах и некоторых других категориях нетрудоспособных.

Забота пенсионных органов Наркомата обороны об инвалидах Великой Отечественной войны не ограничивалась назначением им пенсий. Важной проблемой было приобщение инвалидов войны к общественно­полезному труду посредством их обучения и переквалификации с учетом состояния здоровья. Так, Постановлением СНК СССР № 640 от 6 мая 1942 г. на народного комиссара социального обеспечения союзных республик была возложена персональная ответственность за трудовое устройство и организацию обучения новым профессиям инвалидов Великой Отечественной войны, а также за устройство нуждающихся из них в дома инвалидов.

В этих целях по решению правительства при поликлиниках и амбулаториях органов здравоохранения были организованы постоянно действующие врачебно­трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), на которые наряду с другими задачами возлагалось вынесение заключения об условиях и характере рекомендуемой работы, изучение условий труда инвалидов, обследование предприятий и учреждений для определения работ и профессий, которые могли быть предоставлены инвалидам войны.

Кроме того, на НК социального обеспечения союзных республик была возложена ответственность за трудовое устройство и организацию обучения новым профессиям инвалидов войны. Местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставлять инвалидам войны соответствующую работу и создавать для них все необходимые производственные и бытовые условия, а также в первую очередь предоставлять жилплощадь. Например, Постановлением от 22 мая 1942 г. СНК РСФСР обязал прокуратуру привлекать к уголовной ответственности должностных лиц за необоснованный отказ от приема на работу инвалидов войны.

Архивные материалы указывают, что органы государственной власти и военного управления за 1941­1945 гг. накопили большой положительный опыт социального обеспечения инвалидов войны. В итоге пенсионное обеспечение, материально­бытовое обслуживание в сочетании с многочисленными льготами и преимуществами, предоставлявшимися инвалидам войны, гарантировали им надежную социальную защиту со стороны государства.

2015-05-15_00006

Резервы на вес золота

 

Помощь фронту выражалась не только в ударном труде на производстве и колхозных полях, но и в многочисленных патриотических начинаниях, направленных на изыскание для фронта дополнительных резервов, в той огромной финансовой и материальной помощи, которую на протяжении войны оказывали государству патриоты. Со стороны государства подобные патриотические начинания всемерно поддерживались.

Большую помощь органам власти в решении этой проблемы оказывали женсоветы, состоявшие в своем большинстве из жен военнослужащих. Например, в Красноярском гарнизоне в мае 1942 г. жены командиров ежедневно дежурили в госпиталях по уходу за ранеными. Женсоветами было собрано 980 единиц теплых вещей, пошито 6850 пар белья, проведено 9 воскресников (участвовало 640 человек) по рассортировке обмундирования на складах НКО и госпиталях. Общественно­политическими организациями Ивановской области в январе 1943 г. была проведена Неделя помощи семьям красноармейцев и командиров Красной армии, в ходе которой была оказана помощь 96250 семьям фронтовиков. Нуждающимся семьям была оказана помощь продуктами питания. Для семей колхозников, не имевших своего скота, было передано 250 телок, коров, ягнят и овец. 217 семьям фронтовиков были улучшены жилищные условия, а 1154 семьям произведен ремонт жилья.

В годы войны широкий размах получило патриотическое движение по сбору и отправке на фронт подарков для военнослужащих. Архивные документы ГлавПУ РККА свидетельствуют, что это движение развернулось почти одновременно по всей стране. Уже в 1941 г. в сборе подарков для фронтовиков участвовали десятки миллионов человек во всех областях, краях и республиках. При этом органы государственной власти и военного управления вели совместную работу по равномерному распределению подарков между фронтами. Как правило, вместе с подарками воинам приходили коллективные и индивидуальные письма. И хотя написаны они были в разных регионах страны, по содержанию они были одинаковыми ­ их авторы желали скорейшего уничтожения фашистских оккупантов.

Почти одновременно со сбором подарков для фронтовиков в стране широко развернулся сбор среди населения различной теплой одежды и обуви. Это движение возникло по инициативе трудящихся масс и было закреплено Постановлением ЦК ВКП (б) «О сборе среди населения теплых вещей и белья для Красной Армии» и директивой начальника ГлавПУ РККА № 240 от 21 сентября 1941 г.

Общее руководство сбором теплых вещей для фронта осуществляла Центральная комиссия, которую возглавлял секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Андреев. ЦК партии поставил задачу Центральной комиссии разработать инструкцию о порядке приема, учета, хранения и транспортировки собранных для фронта теплых вещей и разослать эту инструкцию в местные организации. Благодаря работе, проведенной органами государственной власти как в центре, так и на местах, органами военного управления, движение за сбор и отправку на фронт теплых вещей и белья вскоре приняло еще более массовый характер.

Чувство патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны нашло свое выражение и в развитии донорского движения. Во многих случаях лишь донорская кровь как высокоэффективное лечебное средство могла спасти сотни и сотни тысяч жизней. Кровь для раненых сдавали все слои населения, но ведущая роль в этом принадлежала коллективам промышленных предприятий.

В соответствии с приказом наркома торговли СССР № 27 от 27 февраля 1943 г. «О снабжении доноров продуктами питания» были установлены на период военного времени специальные нормы обеспечения доноров продовольствием после каждой сдачи крови.

 

Разъяснения по существу

 

Значительное место в деятельности органов государственной власти и военного управления по социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей занимали задачи по организации и проведению правового воспитания различных категорий личного состава, разъяснению нормативных правовых актов, организации контроля за полным доведением до них положенных норм довольствия и др.

Работа по правовому воспитанию и разъяснению нормативно­правовых актов организовывалась с момента мобилизации военнослужащих на призывных пунктах и военных комиссариатах. С этой целью с 27 июня 1941 г. на призывных пунктах г. Москвы ежедневно проводились консультации по всем вопросам правового порядка, были созданы пункты связи с родными призывников, которые занимались отправкой телеграмм и выполнением отдельных поручений призывников. Так, например, на призывном пункте Краснопресненского района г. Москвы 28 июня 1941 г. в помощь помощнику начальника пункта по политической части районный комитет ВКП (б) выделил инструктора, группу коммунистов и комсомольцев из Московского юридического института, которые были задействованы в качестве чтецов­беседчиков, консультантов по справкам и юридическим вопросам, по содействию трудоустройства членов семей мобилизованных, по работе стенгазет и т.д.

Обширная работа по организации правового воспитания, разъяснению нормативно­правовых актов возлагалась на военные советы фронтов. В поле зрения военных советов находились вопросы, связанные с разъяснением воинам постановлений, приказов ВГК, сводок Совинформбюро. В годы войны военными советами успешно применялись весьма действенные формы воздействия на морально­психологическое состояние личного состава. Широкое распространение получили обращения к войскам, награждения отличившихся, поздравительные приказы, письма, телеграммы. Огромной силой эмоционального воздействия обладали личное общение и личный пример командующих, членов военных советов на фронте.

Вместе с тем следует отметить, что не во всех воинских формированиях действующей армии осуществлялся контроль должностными лицами за выполнением приказов главного командования и использованием материальных ресурсов, о чем может свидетельствовать письмо члена Коммунистической партии большевиков Украины М.А. Шурапей от 10 сентября 1942 г. в политбюро ЦК ВКП (б). Автор письма был явно озабочен безответственностью командиров и начальников в решении вопросов, затрагивавших все сферы материальной деятельности части, и предложил ЦК ВКП (б) создать инспекцию при ГКО, не связанную с руководством фронта, имевшую право вникать во все, что делается на фронте, контролировать использование материальных ресурсов и приказов главного командования с последующим докладом в ГКО.

Как свидетельствуют архивные документы, подобные комиссии на всех уровнях управления, контролировавшие не только материальную составляющую в деятельности войсковых частей, но и все другие сферы, затрагивающие в том числе и социальные вопросы, действительно были созданы и эффективно работали.

Анализ деятельности органов государственной власти и военного управления по социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей в 1941­-1945 гг. позволяет сделать некоторые выводы:

­ во­первых, социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей являлось одной из приоритетных сфер в управленческой деятельности органов государственной власти и военного управления в годы Великой Отечественной войны по поддержанию высокого морального духа и боевой активности личного состава действующей армии;

­ во­вторых, эта деятельность поэтапно в течение Великой Отечественной войны совершенствовалась, способствовала формированию и обновлению системы социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, снятию социального напряжения в обществе и в воинских коллективах;

­ в­третьих, социальное обеспечение сыграло важную роль в формировании моральной стойкости военнослужащих, способствовало скорейшему восстановлению их здоровья, возвращению в строй, обеспечило создание уверенности у семей красноармейцев в необходимости вооруженной защиты Отечества и таким образом способствовало достижению победы над противником.

Подполковник

Константин НАСОНОВ,

кандидат исторических наук