ВОЕНТОРГ НЕ БРОСИТ АРМЕЙСКИЕ ГАРНИЗОНЫ

«Война войной, а обед по расписанию» ­ гласит известная армейская мудрость.

От вещевого и продовольственного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил, их своевременного снабжения самым широким спектром сервисных услуг и товаров повседневного спроса во многом зависит налаженный быт личного состава и членов их семей, что, как подсказывает практика, всегда благотворно влияет на боеготовность воинских подразделений.

Особую актуальность эти вопросы  приобретают в условиях отдаленности от крупных мегаполисов, областных и районных центров, для дальних гарнизонов, расквартированных по всей необъятной территории нашей страны. Там, где нет альтернативы централизованному военному снабжению, где отсутствует интерес у крупных частных предпринимателей заниматься не только чисто коммерческой, но и социальной деятельностью, работают торговые точки и объекты сервисного обслуживания АО «Военторг». При этом стоит отметить, что глобальная торговая и сервисная сеть подведомственной Минобороны России компании, превышающая по охвату многих отечественных и зарубежных ритейлеров, по ассортименту и качеству предоставляемых товаров и услуг в своем сегменте способна конкурировать с ними даже в крупнейших индустриальных центрах России.

История военного торгово­бытового обеспечения действующей армии берет свое начало в далеком  1918 году, когда 16 ноября  был издан Декрет Совета Народных Комиссаров об организации на фронте и в прифронтовой полосе базисных складов, передвижных и стационарных лавок, хлебопекарен и других торговых структур, призванных обеспечить красноармейцев и командный состав товарами повседневного спроса.

В соответствии с этим декретом Реввоенсовет Республики 13 декабря 1918 года своим приказом учредил Центральное управление красноармейских лавок (ЦУКЛ), а при штабах фронтов и военных округов ­ управления красноармейских лавок.

В 1921 году согласно Декрету «О кооперации»  функция торгово­бытового обеспечения армии  передается потребительской кооперации, а в структуре Центросоюза создается Всеармейское военно­кооперативное управление. Однако сложности становления потребительской кооперации советского времени не позволили эффективно осуществлять задачи бытового, продовольственного и вещевого обеспечения красноармейцев и членов их семей.

Поэтому в 1935 году в системе Народного комиссариата внутренней торговли создается Центральное государственное объединение ­ Центрвоенторг. Ему передаются из Центросоюза все предприятия военной торговли. В дальнейшем Центрвоенторг реорганизуется в Главное управление торговыми предприятиями, обслуживающими Красную армию, ­ Главвоенторг.

С началом Великой Отечественной войны перед военной торговлей встали новые и чрезвычайно сложные задачи. Главная из них ­ организация торгово­бытового обеспечения личного состава непосредственно в районах боевых действий.  Впервые появляются полевые военторги, которые через передвижные автолавки доставляли необходимое имущество как можно ближе к районам дислокации фронтовых подразделений.

В июне 1956 года Совет Министров СССР принимает Постановление «О передаче Главвоенторга из Министерства торговли в Министерство обороны СССР». Главвоенторг реорганизуется в Главное управление торговли главного оборонного ведомства страны. Это переподчинение позволило значительно улучшить торгово­бытовое обслуживание войск. Сотрудникам военной торговли приходилось организовывать быт и жизнедеятельность армейских частей в Афганистане, на строительстве БАМа, при ликвидации последствий землетрясения в Армении и аварии на Чернобыльской АЭС, строительстве дорог в Нечерноземье, отдаленных воинских гарнизонов в Сибири, на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Заполярье, группах советских войск за пределами страны. По сути, Главное управление торговли Министерства обороны стало ключевой  структурой в системе материально­технического обеспечения Вооруженных Сил.

Распад Советского Союза и последовавшие события, связанные со структурной реформой всей экономики, не могли не отразиться на состоянии системы военной торговли, она продолжала сохранять достигнутый уровень предоставления услуг военным потребителям, однако на тот период не учитывала тенденции развития рыночных отношений. Поэтому приказом министра обороны Российской Федерации № 312 от 30 апреля 2009 г. было организовано ОАО «Военторг», которое наследовало задачи Главного управления торговли, а также распоряжением Правительства Российской Федерации № 155­р от 6 февраля 2010 г. было определено единственным исполнителем, оказывающим услуги по организации питания и банно­прачечного обслуживания военнослужащих Минобороны России.

На сегодняшний день руководством страны и главой оборонного ведомства Сергеем Шойгу перед АО «Военторг» поставлены глобальные задачи по организации войскового питания; питанию отдыхающих в санаторно­курортных комплексах Минобороны России и пациентов в военных медицинских учреждениях, призывников на сборных пунктах страны.

Еще одной сферой деятельности компании в рамках выполнения задач в интересах Министерства обороны является широкий комплекс услуг бытового обеспечения военнослужащих. В их числе ­ стирка предметов вещевого имущества воинских частей, учебных, медицинских и санаторно­курортных учреждений; организация помывки личного состава; индивидуальный пошив предметов военного обмундирования; поставка вещевого имущества; торгово­бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей.

Решение вышеуказанных задач производится в тесном взаимодействии со штабом материально­технического обеспечения Минобороны России, ГВМУ, Главным управлением по работе с личным составом ВС РФ и другими организациями и учреждениями Министерства обороны.

«Для обеспечения российских военнослужащих сервисными услугами и товарами повседневного спроса на сегодняшний день создано более 2,2 тыс. объектов торгово­бытового назначения, охватывающих большинство субъектов Российской Федерации, ­ рассказывает официальный представитель АО «Военторг» Екатерина Короткова. ­ В их числе сотни  магазинов, кафе, столовых, солдатских чайных, десятки комбинатов бытового обслуживания, ателье по пошиву и ремонту одежды, мобильных передвижных торговых точек».

Автолавки и автобуфеты отнюдь не являются советским анахронизмом. Первые из них активно используются в отдаленных от «благ цивилизации» гарнизонах и до сих пор служат серьезным подспорьем в обеспечении военнослужащих и членов их семей качественными и недорогими продуктами питания и товарами первой необходимости. Вторые с успехом применяются при проведении крупных общественных, культурно­массовых, спортивных и иных мероприятий, проводимых под эгидой Минобороны России в различных регионах России.

В рамках выездной торговли подразделениями АО «Военторг» разработана и активно применяется новая схема ­ военно­полевые мини­маркеты. С их использованием в 2016 году компанией было организовано обслуживание более 400 различных мероприятий, в том числе Армейских международных игр (АРМИ­2016), Международного военно­технического форума (АРМИЯ­2016), агитпоезда «Армия Победы», Всеармейского фестиваля «Армия России», информационно­агитационной акции «Военная служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации ­ твой выбор!» и т.д. По словам Екатерины Коротковой, для этих целей одновременно были задействованы 39 передвижных автолавок и 9 автобуфетов.

Особое внимание АО «Военторг» уделяет вопросам снабжения и торгово­бытового обслуживания мест дислокации войск и гарнизонов Крайнего Севера, Сибири и дальнего Востока. В частности, на архипелаге Новая Земля была организована работа 6 магазинов, кафе и чайной, а также налажено регулярное снабжение продуктами питания дошкольных учреждений. В этих целях подразделениями компании обеспечен бесперебойный круглогодичный транспортный трафик с использованием авиации и морских судов в период их навигации.

Для обслуживания личного состава арктической мотострелковой бригады и членов их семей на территории военного городка Алакуртти организована работа 6 объектов торгово­бытового обслуживания (в т.ч. 4 магазинов, чайной и цеха по производству пищевой продукции). В военных городках, где отсутствуют стационарные объекты или техническое состояние не позволяет использовать их для оказания услуг, АО «Военторг» организовано торгово­бытовое обслуживание на базе модульных зданий (павильонов). К примеру, на территории военного городка (Шилово), а также  на островах Курильской гряды (Итуруп и Кунашир) магазины и чайные расположены именно в таких утепленных и сейсмостойких строительных конструкциях.

Поскольку в современных условиях места дислокации Вооруженных Сил РФ не ограничиваются только отечественной территорией, «Военторгом» была разработана специальная программа по обслуживанию военнослужащих, выполняющих свой долг за пределами государства. На сегодняшний день уже созданы 24 объекта торгово­бытовой инфраструктуры на пяти зарубежных российских военных  базах.

Военнослужащим среднего и старшего поколений еще помнится незамысловатое меню советских армейских столовых. «Щи да каша ­ пища наша» ­ было негласным девизом «срочников» прошлых лет. Нынешнему рациону защитников Отечества могут позавидовать многие гражданские гурманы.

На фоне привлечения военнослужащих при старой системе к непрофильным работам в суточном наряде по столовой комплектование персонала точек современного армейского общепита происходит за счет профессиональных специалистов АО «Военторг», что позволяет организовать качественное и разнообразное приготовление пищи личному составу Вооруженных Сил.

После передачи организации питания на аутсорсинг в АО «Военторг»  значительно расширился ассортимент приготавливаемых блюд, введены на постоянной основе новые наименования продуктов, в числе которых булочки в индивидуальной упаковке, плавленый сыр, кондитерские изделия (пряники, вафли), молоко и кисломолочные продукты в мелкой индивидуальной расфасовке (по 200 г). Расширен ассортимент мяса и мясных изделий (в том числе появились в рационе питания сосиски, сардельки, пельмени, субпродукты) и др.

При этом в течение каждой недели предлагается не менее 5 видов сока в индивидуальной расфасовке (по 200 г), 4 видов рыбы, из ассортимента приготовления гарниров исключены такие непопулярные виды круп, как ячневая, перловая, пшено. Энергетическая ценность (4374ккал) и полнота доведения норм продовольственного пайка стабильно отвечают нормативным требованиям.

На сегодня 835 войсковых столовых (те столовые, в которых возможно применение данного формата обслуживания) переведены на новый принцип питания с элементами «шведского стола».

При организации питания с элементами «шведского стола» основное доведение норм идет через линию самообслуживания, на которой выдача выбранного ассортимента блюд осуществляется порционно с нормой довольствия на одного военнослужащего.

В войсковых столовых установлены салат­бары, которые позволяют предложить военнослужащему на выбор широкий ассортимент овощных компонентов (не менее 4­6) для самостоятельного формирования вариантов холодной закуски.

Данный способ питания позволяет военнослужащему, исходя из его предпочтений в еде, получить на раздаче сугубо индивидуальный заказ, включающий салаты, супы, вторые блюда из мясных (рыбных) продуктов с сопутствующими гарнирами, витаминные напитки.

При организации питания военнослужащих с элементами «шведского стола» предусматривается приготовление не менее (в пределах установленных норм довольствия):

­ 2 первых блюд;

­ 2 холодных закусок и салат­бара (не менее 4 компонентов);

­ 3 мясных (рыбных) блюд;

­ 3 гарниров;

­ 5 видов соков или 2­3 видов компотов (морсов).

Однако даже при такой современной и эффективной организации питания в армейских столовых АО «Военторг» не только не отказался, но и продолжает развивать сеть армейских чайных, в солдатском просторечье с давних пор носящих милое сердцу каждого прошедшего военную службу краткое название ­ «чепок». «В связи с разнообразным и расширенным ассортиментом блюд в войсковых столовых в чайные военнослужащие приходят в основном за шоколадом и сладкими напитками, ­ комментирует ситуацию Екатерина Короткова. ­  Следует вывод: либо объединять столовые и чайные, либо создавать на базе последних мини­торговые комплексы. Именно последний вариант был взят за основу при разработке проекта под названием «Точка питания». Этот проект уже реализуется АО «Военторг» в Москве и Московской области. В дальнейшем после апробации и получения положительных заключений в первую очередь от наших посетителей данный формат обслуживания будет транслироваться по всей стране».

В новом формате «Точка питания» (бывший «чепок») одновременно сочетает кафе­кондитерскую и современный продовольственный магазин. Кроме того, в воинских частях, органах военного управления, организациях и вузах Минобороны России установлены и успешно функционируют  858 вендинговых аппаратов (кофейные и снековые автоматы).

Отдельно стоит упомянуть индивидуальные рационы питания (ИРП) ­ пайковые наборы, предназначенные для использования военнослужащими в нестационарных условиях, в том числе при проведении учений и смене места дислокации. Отметим, ИРП, поставляемые в войска, не подлежат реализации в торговых точках, каждая их упаковка содержит специальную надпись «не для продажи».

Исходя из условий применения, ИРП, поставляемый в войска подразделениями АО «Военторг» должен обеспечивать возможность длительного хранения не менее 24 месяцев. В сухой паек не должны входить скоропортящиеся составляющие (майонез, свежие фрукты и т.д.).

Набор продуктов укладывается в мягкую герметичную упаковку с высокой степенью защищенности от действия оружия массового поражения. Вес ИРП составляет 1,7 кг.

Активно используются ИРП двойного применения: имеющиеся блюда могут употребляться в зависимости от обстановки в холодном и разогретом виде. Мясные и мясорастительные консервы, галеты, брикеты можно просто разжевывать и запивать водой или чаем, а можно, предварительно измельчив, растворить в кипящем котелке.

Научно рассчитано, что при данном раскладе продуктов, их высоком качестве, сбалансированности ИРП военнослужащему в полевых условиях можно без ущерба для организма обходиться без горячей пищи до 7 суток (ранее паек был рассчитан на 3 суток). При получении 7­суточного рациона рекомендуется использовать пайки, несколько отличающиеся содержимым (в одном, скажем, каша гречневая, в другом ­ рагу овощное и т.п.), чтобы одно и то же не приедалось. В связи с этим ИРП комплектуются в 7 различных вариантах.

По калорийности ИРП отвечает физическим потребностям военнослужащих, выполняющих тяжелую физическую нагрузку. Энергетическая ценность ИРП в зависимости от варианта составляет около 4600 килокалорий (от 4540 ­ 1­й вариант до 4707 ­ 5­й вариант).

Два года назад по решению министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу (начиная с весенней призывной кампании 2014 года) каждый призывник обеспечивается «армейским несессером», который выдается в военном комиссариате вместе с вещевым имуществом. Также данная норма распространяется и на курсантов вузов Минобороны России. «Армейский несессер» ­ специальная сумка с набором из 18 принадлежностей, среди которых шампунь­гель для душа, зубная паста и зубная щетка, гель для и после бритья, крем для рук, дезодорант, гель для рук и для ног, станок бритвенный, картридж со сменными лезвиями, швейный набор, полотенце, силиконовый складной стакан с крышкой и др. необходимые предметы личной гигиены. Все комплектующие находятся в специальном кармашке и имеют этикетку дизайна установленного образца с символикой «Армия России» и «Военторг».

В пути следования к месту прохождения службы с осени 2016 года вместо привычных сухих пайков новобранцы получают трехразовое горячее питание в вагонах­ресторанах.

С целью обеспечения высокого качества питания при железнодорожных перевозках разработана специальная раскладка продуктов, аналогичная организации питания в стационарных условиях, с учетом особенностей и возможностей вагона­ресторана, по принципу комплексного обеда. Вместе с тем предусмотренный ассортимент блюд позволяет исключить их повторение более 2 раз в неделю.

Кроме того, в целях гарантированного соблюдения санитарных правил и доведения нормы довольствия используются продукты в упаковке для индивидуального пользования (хлеб, масло коровье, сыр плавленый, чай, кофе, сахар, кондитерские изделия, карамель, сок).

«Внимательно проанализировав регулярно поступающие предложения наших покупателей, в первую очередь военнослужащих, было принято решение о разработке специализированных суточных рационов питания, предназначенных для проведения активного отдыха, для охоты, рыбалки, палаточного туризма, ­ рассказала официальный представитель АО «Военторг» Екатерина Короткова. ­ В рамках Международного военно­технического форума «Армия­2016» нами был представлен обновленный компактный кейс, содержащий суточный пищевой рацион, включающий высококалорийные продукты, портативный разогреватель, водонепроницаемые спички, средства для обеззараживания воды, предметы личной гигиены». Подобная новинка уже на прилавках всех военных магазинов.

Эти и многие другие эксклюзивные товары, производимые АО «Военторг» под единым брендом Минобороны РФ «Армия России» (на сегодняшний день это более 700 артикулов и 300000 товарных позиций), завоевывают все большую популярность среди военнослужащих и членов их семей. В расширенном ассортименте помимо армейских аксессуаров присутствуют эксклюзивные коллекции одежды в стиле милитари, детские развивающие игрушки, сладкие наборы «Вежливые мишки», подростковые спортивные костюмы, футболки, толстовки с армейской символикой.

«Переданные нам полномочия на использование товарного знака Минобороны РФ ­ «Армия России» накладывают очень серьезную ответственность, ­ комментирует официальный представитель АО «Военторг» Екатерина Короткова. ­ Продукция, выпускаемая и реализуемая нашей компанией, должна не только отвечать самым высоким качественным стандартами и тем самым вносить свой вклад в укрепление авторитета российских Вооруженных Сил, но и служить некоторой составляющей патриотического воспитания молодого поколения. Используемые нами тренды призваны транслировать  своего рода философию: «Армия России ­ стиль жизни».

Продажа товаров под этими брендами осуществляется в 18 специализированных магазинах «Армия России» крупнейших региональных центров страны, а также в 9 торговых павильонах на основных авиационных и железнодорожных транспортных узлах. Кроме того, организована  работа интернет­магазина компании, в котором представлен весь перечень товаров военного ассортимента и товаров «Армия России».

В рамках исполнения поручения министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу по обеспечению военнослужащих и членов их семей продуктами питания по ценам ниже региональных была организована торговая розничная сеть «Военторг­Пятерочка» в местах, максимально приближенных к их службе и проживанию. В рамках реализации этих планов в Московской и Калужской областях уже открыто 16 магазинов.

«В целях более качественного и доступного по цене снабжения военнослужащих и их семей основными продуктами питания «Военторгом» реализуются собственные производственные проекты, ­ говорит Екатерина Короткова. ­ Среди наиболее перспективных направлений ­ выпуск колбасных изделий (сосиски, сардельки) и мясных деликатесов. По предварительным расчетам, уже в ближайшее время такой ассортимент будет включать свыше 10 позиций, а консервная продукция ­ 12 наименований». Дегустация первых партий произведенного товара состоялась на площадках Международного военно­технического форума и получила наивысшие оценки его гостей и авторитетных экспертов.

Подведомственной оборонному ведомству компанией осуществляются и другие значимые для Вооруженных Сил проекты, в т.ч. усовершенствование качества услуг при стирке предметов вещевого имущества, что позволяет оптимизировать процесс его выдачи, сбора и учета, а также персонифицировать предметы нательного белья по каждому военнослужащему. Кроме того, был создан первый экспериментально­производственный комбинат «Армии России», имеющий в своем составе раскройный, швейные и экспериментальный цеха, отделочно­прикладной цех, склад сырья и готовой продукции, магазин розничной торговли, кафе­столовую с услугами кейтеринга, специализированное ателье военной одежды. Общая площадь всех объектов комплекса составляет порядка 9 тыс. кв. м, а производственная мощность комбината позволяет наладить выпуск около 9 тыс. единиц продукции в месяц.

«Нам приходится решать непростую задачу. Масштабные проекты совершенствования системы торгово­бытового обслуживания армии всегда требовали немалых финансовых инвестиций, которых мы никогда не просили у государства, ­ резюмирует Екатерина Короткова. ­  Созданная нами система позволяет автономно решать большинство вопросов качественного обеспечения военнослужащих как всеми необходимыми товарами, так и сервисными услугами в любой точке страны и даже далеко за ее пределами».

 

Материал подготовил

Андрей ПЕТРОЧИНИН