Радикальные изменения военно-политической обстановки, произошедшие в последние годы и оказавшие самое непосредственное воздействие на общий характер потенциальных угроз военной и политической безопасности Российской Федерации на юго-западном стратегическом направлении, существенно изменили и их приоритеты. Существующие в настоящее время угрозы безопасности и стабильности можно условно разделить на две большие группы.
К первой группе относятся территориальные, религиозные и этнические конфликты по периметру границ России, а также территориальные претензии к Российской Федерации со стороны ряда сопредельных государств, усиление религиозного и этнического экстремизма и международного терроризма, наркобизнес, международная организованная преступность.
Ко второй группе относятся такие угрозы, как распространение оружия массового поражения, передовых технологий его производства и средств доставки, борьба целого ряда государств и транснациональных компаний и корпораций за обладание и контроль над крупными залежами стратегического сырья и топлива, борьба за политический контроль над теми или иными регионами, массовая нелегальная миграция, экологические катастрофы и другие.
Различие между этими двумя группами в первую очередь определяется подходом и способами разрешения составляющих их проблем.
Кавказ в настоящий момент является тем регионом, к которому полностью применим весь спектр перечисленных угроз. Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно этот регион и должен занимать значительную долю усилий во внешней политике государств, и прежде всего России, которые имеют общие границы с государствами региона и национальные интересы на Кавказе. Турция же в данном контексте может стать либо серьезным противником, либо надежным партнером в урегулировании подобных процессов и явлений, в особенности когда речь идет о Кавказском регионе как эпицентре столкновений интересов двух крупных региональных геополитических держав.
Существенной особенностью развития обстановки является возрастание влияния исламского фактора, что оказывает дестабилизирующее воздействие на политическую ситуацию в странах как дальнего, так и ближнего зарубежья. Турция и Россия, каждая в отдельности в силу своего геополитического положения, а также ввиду значительных экономических и военных возможностей, воспринимаются в сопредельных и близлежащих странах как влиятельные центры силы. Анализ тенденций развития военнополитической обстановки в регионе показывает, что при существенном ослаблении военной и экономической мощи одной из них могут сложиться условия для стимулирования роста экспансионистских амбиций ряда государств, назревания внутриполитического кризиса и значительного укрепления тенденций, направленных на развал федеративной структуры, то есть на попытки выхода субъектов из состава Российской Федерации в целях создания независимых самоопределяющихся государств (в случае России) либо резкая активизация территориальных притязаний со стороны курдской диаспоры (в случае Турции). Подобная ситуация в некоторой степени определяет и объясняет схожесть подходов руководства обеих держав к решению своих геополитических и геоэкономических проблем, а также заставляет их решительно действовать в контексте усиления своих позиций и влияния в сопредельных странах. Это же в свою очередь приводит к неизбежному возникновению политического конфликта среди государств региона, имеющего к тому же тенденцию к обострению и расширению географических рамок.
В связи с этим значение Кавказского региона было и остается одним из наиболее противоречивых и острых вопросов во взаимоотношениях между Россией и Турцией, поскольку включает в себя независимые государства (бывшие союзные республики) и субъекты самой Российской Федерации, населенные как тюркоязычными народами, так и имеющими славянские корни. В силу этого Кавказский регион можно определить как наиболее взрывоопасный участок южных границ России, что подтверждается многочисленными конфликтами, имеющими, как правило, затяжной характер и отличающимися жесткостью позиций и непримиримостью сторон. Кроме того, основные усилия Турции во внешней политике в большей степени ориентированы на страны Кавказского региона, нежели на государства Средней Азии или Балканы. Это определяется прежде всего их высоким экономическим потенциалом, а также и внешнеэкономическими приоритетами самой Турции, планирующей активно включиться в процесс поставки каспийской нефти на западные рынки.
В этой связи одним из наиболее актуальных и важных направлений во внешней и внутренней политике Турции и является в настоящий момент Кавказский регион, являющийся ареной столкновений интересов двух региональных геополитических центров Российской Федерации и Турции. Притом что на Кавказе наличествует весь спектр проблем, перечисленных в начале статьи, это увеличивает значение данного региона для этих двух стран до архиважного. Так, для сравнения, если Балканы являются «пороховой бочкой» Европы, то Кавказ имеет огромное влияние в решении конфликтов на Ближнем Востоке, военно и социальнополитическая обстановка в государствах региона отражается на угрозах национальной безопасности не только Турции и России, но, например, Ирана, на развитии ситуации в соседнем Среднеазиатском регионе, в конечном итоге занимает определенное место и во внешнеполитических курсах ведущих государств мира. Все это лишний раз подчеркивает тот факт, что Кавказ имеет ключевое геополитическое и геоэкономическое значение не только для государствсоседей, но даже и для стран отдаленных, не имеющих общих границ и не испытывающих непосредственных угроз своей национальной безопасности.
На современном этапе исторического развития и воплощения политики Турции на Кавказе анализ основных ее составляющих можно условно разбить на несколько групп. В первую очередь важной составляющей и одновременно отправной точкой политики Турции является современное состояние отношений между ней и государствами региона. К моменту окончательного развала СССР и Азербайджан, и Армения с Грузией имели веские основания для создания особого отношения к Турецкой Республике как государству, имевшему огромное влияние на историческое развитие как региона, так и народов, его населяющих. На первоначальном этапе отношение со стороны Азербайджана было весьма и весьма восторженным, в то время как Грузия и Армения имели ряд поводов к осторожности и подозрительности. Однако с течением времени и их отношение сменилось в сторону понимания того факта, что плодотворное и всестороннее сотрудничество с Турцией в регионе не только не повлечет за собой негативных последствий, но и окажется выгодным в первую очередь для самих молодых независимых государств.
Особое место в этой связи занимает процесс установления и расширения отношений с субъектами самой Российской Федерации. Однако Турция не может пойти на официальное сближение и установление партнерских отношений с отдельными руководителями и регионами России, поскольку это означало бы вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, что совершенно недопустимо с точки зрения внешней политики.
Прошедшее десятилетие показало реальную решимость Турции укрепить свои позиции на Кавказе и в Центральной Азии, используя весь имеющийся под руками инструментарий: от долговременных политических и экономических инициатив до активного использования пропагандистской машины, которая основывается прежде всего на исторической и этнической близости народов, населяющих регион. Многообразие и хитросплетение политических интриг, захлестнувших регион в последние годы, оказались как нельзя более кстати для достижения целей руководящих политических кругов Турции. Так, в период чеченского конфликта, на словах отрицая всякую связь с руководством мятежной Чеченской Республики и подвергая резкой критике действия боевиков, Турция, сама имеющая колоссальный опыт борьбы с терроризмом и фундаменталистским экстремизмом, не только не предложила свою помощь России в устранении очага напряженности на территории своего геополитического соседа, но втайне поощряла деятельность руководителей чеченских бандформирований как практической помощью финансы, вооружение, так и с помощью опытных инструкторов, прошедших длительную подготовку и непосредственно участвовавших в контртеррористических мероприятиях на востоке и юговостоке Турции, в Северном Ираке, присутствие которых неоднократно отмечалось органами контрразведки России, и сведения об этом нередко просачивались и в российские СМИ.
Второй, и самой важной, составляющей анализа современной политики Турции на Кавказе является выделение ее основных направлений. В первую очередь это внешнеэкономические шаги Турции, направленные на закрепление и расширение своих позиций в регионе. В целом рост экономического потенциала Турции в 8090е годы XX века способствовал высокой активности и динамизму турецкой дипломатии в сфере регионального экономического сотрудничества. В 1992 году во многом по инициативе и при активном участии Турции были развернуты два крупных региональных формата экономического взаимодействия Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС), объединяющее одиннадцать государств Причерноморья и ряд балканских стран, и Организация экономического сотрудничества (ОЭС), в которую вошли среднеазиатские государства СНГ и страны Западной Азии.
Высокую активность Турция проявляет в том, что касается развития транспортной и энергетической инфраструктуры в регионе, реализации международных проектов в области телекоммуникаций.
Активно продвигает турецкая дипломатия идею включения Турции и в схемы межрегиональных перевозок. Немалые усилия направляет Анкара и в отношении создания объединенной энергетической системы стран ЧЭС, рассчитывая стать важным связующим звеном в передаче электроэнергии из России в страны Южной Европы и на Ближний и Средний Восток.
За всем спектром инициатив, однако, не трудно углядеть и еще несколько неафишируемых составляющих. Вопервых, стремление Турции упрочить свои позиции в Черноморском регионе и на Кавказе, а также принимать самое активное участие во всем спектре событий экономической жизни регионов, дабы стать их непременным и безусловным участником. Недаром немалая часть подобных инициатив принадлежит именно Турции. Вовторых, торговые каналы, лишенные какихлибо серьезных ограничений, практически бесконтрольные, с легкостью фокусника могут быть превращены в каналы поставки помощи далеко не гуманитарного содержания, а также быть использованы как каналы передачи сведений разведывательного характера. Втретьих, эти же транспортные каналы могут быть использованы, в том числе и без ведома официальных властей, представителями различных радикальных религиозных организаций, террористических групп и бандформирований под прикрытием выполнения сезонных работ и пр.
Таким образом, подобные инициативы несут в себе не только искреннее желание поднять регион на более качественный экономический и политический уровень, но и скрытую угрозу, которая легко может в короткое время трансформироваться во вполне реальную и осязаемую.
Помимо экономического Турция активно развивает и военностратегический подход к решению задач по укреплению своих позиций в регионе.
Турция намерена также участвовать в создании региональной защиты от ракетного нападения ПРО. Эти и другие вопросы оперативно решаются на встречах в Вашингтоне представителей военных ведомств США, Израиля, Турции и Иордании. Размещение основной части ее элементов планируется на американской базе в Турции Инджирлик. Кроме того, военное командование Турции обратилось с предложением к НАТО создать в Стамбуле, второй неофициальной столице, штаб сил быстрого реагирования (СБР) альянса, в зону ответственности которых будут входить Балканы, Кавказ и Средняя Азия.
В спектре возможных задач в указанной выше зоне западные и турецкие эксперты называют и охрану нефтепровода Баку Джейхан, который проходит через Азербайджан и Грузию в Турцию. Принимая во внимание и значительное усиление черноморского флота Турции, напрашивается вывод о более чем серьезных намерениях руководства Турции в отношении укрепления своих позиций в регионе.
Существует целый ряд и других более или менее значимых факторов, определяющих основные направления политики Турции в Кавказском регионе. На современном этапе, когда угроза со стороны Советского Союза перестала существовать, в Турции растет озабоченность относительно новых потенциальных угроз, источник которых трудно четко установить. Прежде всего это угроза с юга со стороны Ирака и Сирии, накопивших значительные арсеналы современного вооружения, а также от Ирана, который решительно настроен противодействовать пантюркистским тенденциям и попыткам Турции занимать доминирующие позиции на Кавказе. Большое беспокойство руководство Турции проявляет и в отношении роста национализма и сепаратизма, которые могут стать фактором, детонирующим внутренние этнонациональные конфликты в стране. Турецкие власти систематически подавляют силой движение курдов, борющихся за национальное самоопределение. И не случайно Анкара постоянно обвиняет Армению, а заодно Иран, Ирак, Сирию и Грецию в поддержке боевиков Курдской рабочей партии. Кроме того, курдам, армянам, грекам, черкесам и другим национальным меньшинствам запрещено издавать газеты на родных языках.
Помимо прочего, фактором, оказывающим влияние на политику Турции в отношении кавказских республик, является наличие в ней самой довольно многочисленных диаспор кавказских народов. По некоторым данным, численность кавказской диаспоры в Турции составляет около семи миллионов человек. Например, одних абхазов здесь насчитывается около полумиллиона, а выходцев из Дагестана около 400 тысяч человек. Действуют общества «Шамиль», «Северный Кавказ» и др., членами которых являются действующие политики, бизнесмены, депутаты парламента, журналисты и даже офицеры турецкой армии. Эти категории населения Анкара пытается использовать для расширения своего влияния на Кавказе.
Немаловажным фактором анализа политики Турции на Кавказе на современном этапе является и отношение ведущих западных стран к тем или иным шагам Турции на пути отстаивания своих позиций на Кавказе. Так, помимо усилий самой Турции в регионе ее действия в политическом плане активно поощрялись и западными государствами, в частности США, которые небезосновательно опасались идеологического и политического прорыва Ирана в государства региона, что создало бы дополнительный сильный барьер для Запада в распространении своего влияния на Востоке и борьбе с иранским режимом.
Однако ни усилий самой Турции, ни ее западных союзников недостаточно для того, чтобы на данном этапе инициировать процесс интеграции государств региона в некое сообщество с центром в Турции, виной чему в немалой степени явился дисбаланс между политическими амбициями и турецкими экономическими возможностями. Кроме того, сама Турция, пережившая подряд несколько политических кризисов и стоящая с начала 2001 года на грани глубокого экономического кризиса, стала менее интересна для Запада, делающего ставки исключительно на стабильные государства как позитивный фактор международной безопасности. Это приводит к тому, что на данный момент Турция вынуждена заниматься восстановлением своего имиджа в глазах международного сообщества, и угроза захвата политического и экономического лидерства в регионе отходит на второй план.
На основе анализа вышеизложенных фактов можно сделать следующие выводы. На данный момент политическое соперничество между Турцией и Россией в регионе сохраняется, поскольку каждая из сторон рассматривает Кавказ как зону своих прямых национальных интересов. Однако ключевым партнером Турции в регионе является все же Россия, так как объем торговли Турции с Россией в пять раз превышает объем ее торговли со всеми тюркоязычными республиками, вместе взятыми.
Ясно просматривается внешнеполитический и внешнеэкономический приоритет самой Турции на ближайшие десятилетия, с основным акцентом на государства Кавказского региона. О серьезности намерений говорит и тот факт, что при Министерстве иностранных дел Турции был создан специальный отдел, занимающийся сношениями с новыми тюркоязычными государствами и государствами черноморской зоны. Само по себе это уже означает выделение отдельного вектора внешней политики.
Немаловажным фактором развития отношений между Турцией и Кавказским регионом является и продуманная экономическая политика. Турция считает развитие экономических связей первоочередной задачей. В 1991 году она выступила одним из инициаторов создания Организации черноморского экономического сотрудничества. В основу ее деятельности положен принцип региональной интеграции, образования приграничных экономических зон и построения Евроазиатского коридора «TRASECA», наиболее удобного пути переброски энергоресурсов в обход Ирана и части России, идея которого активно поддерживается ЕС и США.
С точки зрения национальных интересов России и безопасности и стабильности на Кавказе опасными представляются экспансионистские устремления Турции. Интересы Турции не ограничиваются тюркоязычными республиками бывшего СССР. Турецкое руководство интересует и Россия с теми ее республиками, которые имеют в своем составе тюркские народы. Ведь в ряде северокавказских автономий тюркоязычные народы проживают вперемешку с народами других языковых групп. В первую очередь это Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия.
Среди основных угроз национальной безопасности России, исходящих от претворяемого в жизнь внешнеполитического курса Турции, можно выделить следующие: экономическое и военное ослабление России; идеи воссоздания Великого Турана и распространение идей пантюркизма; попытки придать России статус основного противника ислама; ориентация большего количества мусульманских регионов России на турецкую модель развития и укрепление религиозных связей с ними; установление контроля над каспийскими нефтяными промыслами и т.д.
Вадим КАЛЮЖНЫЙ,
доктор политических наук