Созидатели стальных магистралей

По завершении очередного учебного цикла около 300 выпускников дислоцированного в Волгоградской области учебного батальона железнодорожных войск регулярно отправляются в различные регионы России.

Новоиспеченные младшие командиры и специалисты после успешной сдачи квалификационных экзаменов пополняют ряды различных подразделений.

Отдельный Краснознаменный учебный железнодорожный батальон им. Вацлава Воровского, которым командует подполковник Андрей Баринов, имеет славную историю. В его послужном списке без малого 100 лет службы и выполнения различных, в том числе боевых и специальных, задач.

А вот подготовка специалистов здесь в полной мере ведется с 2001 года, когда эта воинская часть вновь стала учебной. В 2009 году последовало новое переформирование — на этот раз в отдельный учебный батальон, на который возложены задачи по обучению курсантов по различным специальностям и дальнейшему обеспечению частей (прежде всего Железнодорожных войск России) младшими командирами и специалистами.

Этот статус волгоградская «учебка» сохраняет и сегодня. За эти годы подготовлены и отправлены в войска тысячи специалистов, которые продемонстрировали свое мастерство в ходе ряда крупных, в том числе и стратегических, учений, а также в борьбе с разгулом природных стихий.

— Сегодня в нашем батальоне ведется подготовка по семи специальностям, — поясняет заместитель командира батальона (по учебной работе) — начальник учебной части майор Сергей Глущенко. — В этот раз основную часть выпускников составили мотористы переправочных (буксирно-моторных) средств, а также командиры отделений и монтажники по сборке и монтажу мостов.

Нужно отметить, что лишь второй период курсанты волгоградского учебного батальона осваивают новую инженерную конструкцию — мост ИМЖ-500, позволяющий пропускать не только железнодорожные составы, но и колесную и гусеничную технику. Помимо универсальности этот мост отличается от своих «собратьев» принципом сборки — его прокладка напоминает алгоритм сборки конструктора. И потому на процесс уходит намного меньше времени. Немаловажно, что первые ИМЖ-500 ЖДВ получили лишь в 2013 году. Возможности этого моста были в полной мере продемонстрированы на одном из этапов стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2016», которое стало первым серьезным испытанием на профессиональную зрелость для многих выпускников учебного железнодорожного батальона. Кроме того, военные специалисты спроектировали и организовали работы по строительству железнодорожного обхода на общевойсковой полигон Прудбой, что значительно сократило время и материальные затраты на передислокацию вооружения и военной техники, участвовавшей в СКШУ.

Не менее успешно военнослужащие действовали и в ходе недавно проведенных на полигоне батальона квалификационных экзаменов. Солдаты и сержанты на практике отрабатывали сложные задачи по наведению железнодорожных мостов ИМЖ-500 и РЭМ-500.

— Учебный батальон, дислоцированный в ЮВО, уникален — он единственный, который готовит специалистов данного вида деятельности. Все мы понимаем, что наша страна огромна, развитости железнодорожной инфраструктуры в ней отведена очень важная роль. Поэтому от качества подготовки и умения личного состава выполнять задачи именно по восстановлению и сооружению железнодорожных мостов зависит успех нашего общего дела, — отметил представитель Главного управления начальника Железнодорожных войск полковник Владимир Смирнов.

Обеспечить продвижение воинских эшелонов с различными грузами — это основное предназначение военнослужащих Железнодорожных войск. Задача волгоградского учебного батальона, пожалуй, одна из самых сложных. Ведь именно здесь будущие военные железнодорожники должны всецело постичь свои воинские специальности. Квалификационным экзаменам предшествовало несколько месяцев усиленной подготовки.

На протяжении обучения солдаты познавали всю специфику возведения мостов, а также сдавали общевойсковые нормативы. И вот пришло время доказать на деле, что вчерашние новобранцы стали полноценными бойцами стальных магистралей. Курсанты в один голос заявляют, что сдавать экзамены было несложно, ведь прежде они тщательно готовились.

Зачетные занятия проводились на 25 учебных площадках. У каждого упражнения есть свой норматив, например, на установку пролетного строения должно уйти не более 15 минут. В квалификационных экзаменах традиционно задействовано большое количество специальной техники (в этот раз свыше 30 единиц), включая сложные инженерные машины. Например, сборно-разборный кран, способный возвести мостовой переход в любых условиях. Со стороны могло показаться, что многие курсанты справляются с поставленной задачей, как говорится, играючи. Так, например, уверенно выполнил нормативные требования рядовой Михаил Терехов, достаточно успешно освоивший специальность машиниста. Как признался солдат, достижению высоких результатов в учебе и службе в значительной степени поспособствовала атмосфера технического творчества, царившая в его семье. С малых лет парень любил возиться с техникой, будь то велосипед или сломавшийся пылесос. С жадным вниманием наблюдал, как чинит непослушный механизм отец, старался ему во всем помогать. Затем свою роль сыграла учеба в местной школе ДОСААФ, где Михаил осваивал азы будущей военно-учетной специальности. Когда оказался в учебном железнодорожном батальоне, искренне обрадовался. И взялся за изучение секретов воинского мастерства всерьез. Поэтому и к экзамену подошел во всеоружии. Есть хорошие шансы к тому, что и служба в подразделении  благодаря этому у него сложится удачно.

Экзамены сданы успешно: общая оценка учебного батальона — твердая четверка. А лучшие результаты показали в учебной роте майора Дмитрия Шерстюгина. Курсанты этого и других подразделений после завершения учебы уже прибыли в части и подразделения всех военных округов. И сразу же включились в ритм учебно-боевой повседневности. А ритм этот весьма напряженный. В прошлом году в Южном военном округе было проведено более 50 тактико-специальных, командно-штабных учений и тренировок с привлечением военнослужащих Железнодорожных войск.

Впервые в ходе учений для быстрого устройства мостовых переходов под современную нагрузку военной техники в различных гидрогеологических условиях был применен сборно-разборный мост-эстакада ИМЖ-500 с пропуском железнодорожного, автомобильного и гусеничного транспорта.

В ходе специальных учений в речном порту города Волжский Волгоградской области был наведен наплавной железнодорожный мост длиной около 350 метров с практическим пропуском транспорта.

В рамках учебно-боевых мероприятий железнодорожными подразделениями ЮВО на объектах в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Республике Крым отремонтировано более 25 километров подъездных путей, заменено 20 комплектов стрелочных переводов на 9 объектах Минобороны России.

Более 500 военнослужащих-железнодорожников участвуют в строительстве участка железной дороги Журавка — Миллерово в обход Украины. Среди них немало тех, кто осваивал азы мастерства в отдельном Краснознаменном учебном железнодорожном батальоне им. Вацлава Воровского. И они на хорошем счету.

Наталья КОРОЛЕВА,

Виктор ДЕМИН.

Фото авторов