ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН ­2016: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

«Броня крепка и танки наши быстры» -­ эти известные строки из «Марша  советских танкистов», написанные в далеком 1938 году, не потеряли своей актуальности и в наши дни при подведении итогов Международного танкового биатлона, проходившего на подмосковном полигоне Алабине в рамках Армейских международных игр-­2016. Российские военные специалисты в очередной раз продемонстрировали свое виртуозное владение бронетехникой и одержали заслуженную победу в финале эстафеты, оставив позади опытнейшие экипажи из Китая, Казахстана и Белоруссии.  Накал борьбы на всех этапах соревнования порою превосходил бразильские олимпийские страсти, о чем свидетельствуют десятки тысяч зрителей на трибунах танкодрома (только на финале присутствовали около 25 тысяч гостей) и миллионы телевизионных болельщиков. За ходом решающей схватки с огромным вниманием и нескрываемым волнением наблюдали «отец-­основатель» этого военно-­прикладного вида спорта министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, начальник Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов, сотни российских и зарубежных военачальников и военных экспертов.

СМОТРЕТЬ ФОТО

 

География стран ­ участников мирового чемпионата по танковому биатлону (такой статус уже давно присвоен алабинским соревнованиям российскими и иностранными специалистами) в этом году охватила практически все континенты. В официальной программе принимали участие экипажи из 17 стран: России, Казахстана, Китая, Венесуэлы, Анголы, Белоруссии, Ирана, Азербайджана, Зимбабве, Армении, Монголии, Индии, Сербии, Кувейта, Киргизии, Никарагуа, Таджикистана. Для сравнения: в гонках 2013 года участвовали команды 4 стран, в 2014-­м их было уже 12, в 2015-­м ­ 13 сборных.

В каждую из команд входили по 24 человека, включая начальника сборной, четыре танковых экипажа по 3 человека (один экипаж запасной), двух тренеров и отделение технического обеспечения в составе 6 специалистов. Вне конкурса в заездах приняли участие три экипажа Лиги ветеранов, представляющие ДОСААФ России и составленные из военнослужащих запаса. К слову, в рамках проведения военных сборов для пребывающих в запасе граждан можно было бы комплектовать лучшие команды резервистов для их последующего участия в подобных соревнованиях окружного, российского и международного уровней. Как заявил один из преданных поклонников танкового биатлона, в недалеком прошлом ­ опытный механик­водитель прославленной Кантемировской дивизии Артем Воробьев: «Мы с бывшими сослуживцами находимся в постоянном контакте, совершенствуя свои тактические навыки посредством виртуальных танковых сражений. Если бы представилась возможность, многие из моих бывших коллег прошли бы реальную переподготовку и, уверен, не ударили в грязь лицом» на родном полигоне в ходе армейских состязаний. К тому же практически  все команды (кроме Китая и Белоруссии) выступали на надежнейших машинах Т­72Б3, представленных принимающей стороной. «Эти танки стоят у нас на вооружении уже более 30 лет и ничуть не утратили боевой готовности и спроса, ­ делится мнением заместитель председателя общественной организации «Офицеры России» Одинцовского района Владимир Маренников. ­ Самое главное в этих соревнованиях ­ сплоченность танковых экипажей, взаимовыручка, умение производить стрельбу и вести танк к финишу».

Следует отметить, что к танковому чемпионату тщательно готовились не только военнослужащие четырех российских военных округов, но и специалисты отечественной «оборонки». Усилиями инженеров  корпорации «Уралвагон-завод» специально для состязаний была создана новая модификация танка Т-­72 (или его «биатлонной» версии Т-­72Б) ­ модернизированная модель Т­72-Б3, отличающаяся от серийных образцов повышенной надежностью, увеличенной мощностью двигателя (до 1130 л. с.), существенными доработками в ходовой части и гусеницах. На танке были установлены цифровая система управления шасси, обеспечивающая автоматизированный контроль работы силовой установки, трансмиссии и режимов автоматического переключения передач, дополнительная система прицеливания и управления огнем, а также усовершенствованные видеосмотровые устройства.

Новую версию боевой бронемашины, практически на дававшей сбоя на алабинском полигоне, высоко оценили как российские, так и зарубежные участники состязаний, а также независимые военные эксперты. «Это безотказная, боеспособная машина, ­ утверждает тренер монгольской команды Ганцух Эрдэнэцогш. ­ Главное преимущество ­ надежность и простота. Ее легко можно водить, а если потребуется ­ и починить». Аналогичного мнения придерживаются тренер и капитан азербайджанской команды Бахтьяр Мамедов и Рашат Атакшаев: «Машина стала сильнее. Мощный мотор, другая радиостанция, улучшенная система управления, что положительно влияет на точность попадания. Танк теперь более удобный». «Все этапы Т­72Б3 проходит хорошо, ­ считает начальник связи механизированного батальона Республики Беларусь Иван Лагутин. ­ Самые лучшие танки ­ это танки Урал-вагон-завода». Независимый эксперт военных дел ЮАР Эштон Млинден особо отметил быстроту и возможность долговременного маневрирования российской машины.

О надежности наших танков высказался и главнокомандующий Сухопутными войсками Российской Федерации генерал­-полковник Олег Салюков при подведении итогов эстафеты: «До сегодняшнего дня очень хорошие результаты показывал китайский танк. Все экипажи выступают на нашей технике, кроме сборной Китая, они на своей технике, и выгодно превосходили по скорости. Сейчас мы их опередили».

Китайские коллеги привезли на чемпионат свою собственную новинку ­ глубоко модернизированный танк Type 96В с силовой установкой повышенной мощности и улучшенной системой воздухопитания, новой трансмиссией, а также новыми гусеничными лентами. В официальных документах была заявлена  явно заниженная мощность двигателя китайской машины ­ 1000 л.с. (по мнению экспертов, эта цифра не совпадает минимум на 200 позиций). Данные новшества позволили экипажам из Поднебесной развивать на полигоне просто космические скорости. Однако не обошлось и без поломок ­ в финальном заезде танк наших основных конкурентов при прохождении «гребенки» потерял один из опорных катков.

Партнеры из Белоруссии привезли свою модернизированную версию Т-­72, оснащенную оптико-­электронной системой прицеливания Sosna­U и датчиком ветра, производимыми на предприятиях союзного государства. Мощность двигателя представленных ими танков не превышала 840 л.с., что, однако, не помешало белорусским танкистам на отдельных этапах оставлять позади китайских конкурентов.

Для справки: в подобных соревнованиях стран НАТО принимают участие немецкие Leopard 2A5, Leopard 2A6, итальянские Ariete, словенские М-­84 (модернизированный Т-­72) и американский «Абрамс» М1А2SEP. Однако эти состязания не имеют «биатлонной» составляющей и более напоминают тактические маневры с учебными стрельбами. А главное ­ в них нет тех спортивной борьбы, эмоционального накала и командного духа, вот уже на протяжении нескольких лет отличающих проводящиеся в России международные танковые состязания.

Из хронологии финала танковой эстафеты

С первых метров более чем шестнадцатикилометровой дистанции вперед вырывается экипаж Китайской Народной Республики, пытаясь использовать преимущества сверхмощного двигателя своей бронемашины. Российская команда в составе командира танка старшего лейтенанта Артема Кириллова, механика­-водителя младшего сержанта Степана Гаврилова, представляющих Западный военный округ, и наводчика-­оператора сержанта Константина Вертунова из Восточного военного округа бросаются в погоню, пытаясь не только нагнать соперника, но и попытаться сделать определенный задел на определенном по жребию для наших танкистов скоростном участке эстафеты.

Российский танк на первом огневом рубеже ­ фланговая пушечная стрельба. Последний выстрел, выдох сожаления многотысячных зрителей ­ есть один промах.  Казахский экипаж перед этим допускает сразу три непростительные ошибки и становится временным аутсайдером гонки. Китайцы по­снайперски точны.

Вторая стрельба россиян из зенитного пулемета. Артем Кириллов, как и подобает опытному и хладнокровному командиру, поражает «вертолет» и «ПТУР» условного противника. Но китайцы буквально наступают на пятки. К третьему рубежу обе команды подходят практически одновременно. Наша стрельба из спаренного пулемета ­ 3 точных попадания. У основного соперника неожиданно «сбился прицел» ­  один промах, круг штрафа и почти минутное отставание при передаче этапа. Третьи с весомым отставанием пока белорусы.

Отдельно следует упомянуть о новом регламенте танковых соревнований. Чемпионат был разбит на три основных этапа: индивидуальная гонка с участием всех команд, полуфинал эстафеты с 12 участниками и финальные эстафетные состязания. В индивидуальных гонках принимали участие по 3 экипажа от каждой команды. В заездах с интервалом в 1­2 минуты стартовали 4 экипажа, которые должны были преодолеть по 3 круга протяженностью 3­5 км с выполнением стрельб из пушки тремя штатными артиллерийскими выстрелами по 3 танковым мишеням, из зенитного пулемета по условному вертолету и ПТУР, из спаренного пулемета по 3 условным расчетам ручного противотанкового гранатомета противника. Результаты команд складывались из общего времени за прохождение дистанции и начисленного количества штрафных баллов.

Согласно правилам соревнования 10 штрафных баллов начислялось за каждый сбитый (задетый) столб (ограничитель) препятствий, 30 ­ за движение без снижения скорости до 5 км/ч за 5­10 метров до эскарпа.

На дистанции танкистам предстояло преодолеть целую серию серьезных искусственных препятствий: участок заграждений и маневрирования, брод, колейный проход в МВЗ, курган, огненную полосу, противотанковый ров с проходом, макет колейного моста, гребенку, эскарп, косогор.

Двенадцать команд, набравшие наибольшее количество баллов по итогам индивидуальной гонки, выходили в полуфинал эстафеты.

Первые же индивидуальные заезды опровергли  мнения скептиков об отсутствии конкуренции в современном танковом биатлоне. Российская команда с результатом 23 мин. 18 с. ожидаемо пришла в своем дебютном старте к финишу первой, однако индийский экипаж (отставший на 2 минуты) опередил казахских коллег, считавшихся одними из фаворитов соревнований. В третьем заезде первенствовала команда Белоруссии, однако ее результат ­ 26 мин. 58 с. ­ был отнюдь не гроссмейстерским. В шестом заезде еще один экипаж Союзного государства всего на 7 секунд опередил танкистов из Армении. В противостоянии казахских и белорусских коллег первые взяли верх с уверенным двухминутным отрывом. В очном противоборстве России и Китая в 12­м заезде наши коллеги одержали уверенную победу, показав прекрасное время прохождения дистанции ­ 21 мин. 3 с., оставшееся рекордом нынешнего первенства.

По итогам результатов командного зачета индивидуальных заездов лидерство захватил коллектив Китайской Народной Республики (два ее экипажа уверенно расположились на первых строчках пьедестала), за ним следовали Россия (3­я и 4­я позиции) и Казахстан, Белоруссия осталась пятой, пропустив вперед сборную Индии. Список двенадцати сильнейших замкнула команда Анголы.

Лучшим российским экипажем стала команда, собранная из представителей 39­й отдельной Краснознаменной мотострелковой бригады 68­го армейского корпуса Восточного военного округа, получившая бронзовые награды.

«Не стоит отчаиваться, ­ успокаивал сидящий рядом на трибуне убеленный сединами ветеран­танкист, не пропускающий ни одной гонки. ­ Россияне всегда были сильны своим командным духом. Будет и на нашей улице праздник. Ведь впереди эстафеты!»

Из хронологии финала танковой эстафеты

На втором этапе российский экипаж в составе командира танка старшего лейтенанта Павла Мартьянова, наводчика-­оператора младшего сержанта Евгения Яжгуновича и механика-­водителя младшего сержанта Артема Убиенных, представляющих Восточный военный округ, имеет небольшой гандикап перед ближайшим преследователем. Но за китайскую команду выступает абсолютно лучшее по итогам индивидуальных заездов трио «виртуозов бронетехники». Россияне прекрасно проходят скоростной участок, но допускают досадный промах на огневом рубеже ­ одна танковая мишень остается непораженной. Между тем, китайцы кладут точно в цель все три пушечных заряда и вырываются в лидеры.

Но и на старуху бывает проруха. Анонсированный как супертанк Поднебесной  Type 96В  неожиданно при прохождении гребенки теряет один из своих опорных катков. Однако, не дожидаясь запасной машины, китайцы продолжают уверенно лидировать в гонке, демонстрируя всему миру запас прочности своей даже частично поврежденной машины. Белорусы хотя и с большим отставанием удерживают третью позицию.

Стрельба россиян из зенитного пулемета ­ и вновь один досадный промах. Но штрафного круга не избежать и китайцам ­ их тоже постигла одна неудача на огневом рубеже. Однако соперники пока впереди. Быстрая смена танка на запасной, и они вновь лидируют в гонке. Артем Убиенных выжимает максимум из родной «семидясьтидвушки». К третьему стрелковому рубежу команды­-лидеры подходят практически одновременно. Выстрелы Евгения Яжгуновича ложатся точно в цель. Но и китайские снайперы подтверждают свою высокую квалификацию.

Наступает один из кульминационных моментов гонки ­ китайский (новый после вынужденной замены) и российский танки одновременно вырываются на прямой широкий простор. Пришло время настоящей битвы механиков­-водителей и моторов.  Артем Убиенных, используя всю мощь уникального детища уральского оборонпрома, по левому флангу классически обходит «Поднебесную надежду», отрываясь на сотню-­полторы метров от грозного преследователя. А китайский экипаж… отправляется на штрафной круг. Жюри признало поломку танка виной экипажа, и время на его замену не компенсировало.

Правила этого самого зрелищного этапа состязаний предусматривают танковое сражение трех экипажей от каждой команды, меняющихся на этапах. Представители четырех сборных стартуют одновременно и проходят четыре круга (протяженностью 3­5 км), преодолевая препятствия и поражая цели на трех огневых рубежах. При этом последовательность стрельбы определяется жребием.

Каждая из команд должна преодолеть участок скоростной гонки, провести фланговую стрельбу из пушки по трем мишеням с ходу, поразить две мишени  из зенитного пулемета и три мишени из спаренного пулемета. При неточной стрельбе начисляются штрафные круги за каждый промах. Дополнительными 500 метрами дистанции наказываются и ошибки механиков­-водителей. Требования к прохождению трассы неимоверно строги. Штрафной круг добавляется экипажу в случаях остановки на броде, скатывания назад при выходе на противоположный берег или его обход; за движение задним ходом, сваливание с макета колейного моста или его обход; за остановку на кургане или эскарпе; за задевание боковой стенки противотанкового рва с проходом, приведшее к повреждениям, не влияющим на движение боевой машины; за движение без снижения скорости, остановку на противотанковом рве с проходом; за наезд на мину колейного прохода в минно-­взрывном заграждении; за остановку на косогоре; за движение с открытым люком и нарушение порядка разряжания оружия.

Более серьезный штраф (два дополнительных круга) предусмотрен за нарушение мер безопасности: начало движения или ведение стрельбы без команды главного судьи; ведение стрельбы экипажем с открытыми люками за боковые защитные зоны за пределами рубежа открытия и прекращения огня; движение танка, когда члены экипажа не заняли свои штатные места; загрузку боеприпасов при незаглушенном двигателе.

В эстафетной гонке экипажу надо продемонстрировать все свое стрелковое мастерство и в движении поразить артиллерийским огнем 3 мишени «Танк» (фронтальная имитация бронемашин на уровне земли габаритами 2,37х3,42 м на удалении от 1600 до 1800 м); из спаренного пулемета выбить 3 мишени РПГ (имитация расчетов ручного противотанкового гранатомета противника габаритами 0,85х0,85 м на удалении от 600 до 800 м); из зенитного пулемета поразить мишень «Вертолет» (фронтальная проекция на высоте 12 м габаритами 3,2х3,8 м на удалении от 800 до 1000 м) и мишень «ПТУР» (фронтальная проекция противотанкового орудия габаритами 1,1х1,5 м на удалении от 800 до 1000 м).

Как и предполагали эксперты, все фавориты соревнований на этапе полуфиналов блестяще справились с этими сложнейшими задачами. В первом же заезде команда Китая без проблем обошла своих конкурентов и показала гроссмейстерский результат ­ 1 час 45 мин. 55 с. Однако в следующей четверке наши белорусские друзья почти на 4 секунды превзошли это время, оставив позади сборную Казахстана, отставшую на три с лишним минуты. Но зрителей более всего интересовал третий заезд с участием российской команды. И наши танкисты не подвели ­ всего 1 час 39 минут и 50 секунд потребовалось им на преодолении этой сверхтяжелой дистанции. Целых 20 минут они «привезли» ставшей второй в заезде команде Индии. Трибуны рукоплескали мастерству отечественных экипажей. Как воскликнул по итогам гонки бывший танкист­кантемировец Артем Воробьев, внимательно следящий за ходом соревнований: «Русские парни всегда дольше запрягают, но гораздо быстрее ездят. Сказывается классная армейская подготовка. Российские танкисты всегда были, есть и будут лучшими в мире!» Однако до победных реляций было еще далеко. Впереди ­ сложнейший финал эстафеты с участием жаждущих реванша китайских, белорусских и казахских сборных.

Из хронологии финала танковой эстафеты

Нашим финишером в этой драматической гонке выступает танковый экипаж в составе командира старшего сержанта Алексея Чебана, наводчика-­оператора старшего сержанта Александра Тободякова и механика­-водителя младшего сержанта Сергея Бронникова (все представляют Восточный военный округ). Это слаженное «механизированное трио» (в индивидуальной гонке оставшееся за чертой призеров, но занявшее почетное четвертое место) ушло на дистанцию с почти минутным преимуществом над соперниками из Китая.  Третьими передают эстафету белорусские танкисты.

Первая стрельба китайцев из спаренного пулемета ­ все патроны ложатся точно в цель. Россияне после прохождения скоростного участка также методично и четко расстреливают танковые мишени. Соперники в который раз практически одновременно подходят ко второму огневому рубежу. Наступает момент истины для наших стрелков. Сергей Чебан двумя меткими выстрелами из зенитного пулемета поражает две мишени, но и китайский наводчик не оставляет никаких шансов танкам условного противника. Вновь начинается «война моторов».

Приступая к стрельбе из спаренного пулемета  Александр Тободяков наверняка чувствовал, как в спину упираются грозные соперники. Но не дрогнул, точно поразил все мишени. Стрельба китайского командира ­ «вертолет» подбит, последняя цель ­ выстрел ­ «ПТУР»  остается не пораженным. Главные соперники отправляются «отматывать» штрафной круг. А тем временем российские биатлонисты на всех парах жмут к своей четвертой в истории этого военно­прикладного вида спорта победе. Последнее минное заграждение, противотанковый ров ­ и российский экипаж под восторженные крики болельщиков врывается на подтрибунную площадь ставшего знаменитым на весь мир алабинского полигона. Лучшие танкисты России «привезли» своим ближайшим конкурентам ­ сборной Китая ­ более двух минут и почти на 12 минут опередили ставшей третьей команду из Казахстана.

«Наша команда выполнила задачу на 100 процентов. Мы еще раз доказали, что Россия ­ достойный соперник», ­ отметил по итогам гонки командир одного из экипажей Павел Мартьянов. «На полигоне нет места эмоциям. Идеальная дисциплина и сплоченность команды ­ это залог успеха. Все должны действовать слаженно», ­ поддержали своего командира другие участники нашей победоносной сборной.

Российские танкисты в очередной раз подтвердили звание лучших в своей профессии на крупнейших международных соревнованиях. На торжественной церемонии закрытия Армейских международных игр­2016 награды в данной номинации вручали министр обороны РФ Сергей Шойгу и генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко. Победители вместе с заслуженными медалями получили ключи от современных автомобилей «УАЗ­патриот». Серебряных медалей и ценных подарков удостоились представители китайской сборной, «бронза» ­ у Казахстана. Самым слаженным экипажем были признаны Алексей Чебан и его товарищи Александр Тободяков и Сергей Бронников.

 Представители российского оборонного ведомства, внимательно следившие за ходом состязаний, почерпнули для себя массу полезной информации, которая, несомненно, будет использована при составлении новых требований к наставлению по боевой подготовке видов и родов войск, а также типам вооружений и военной техники. По словам начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации генерал­лейтенанта Ивана Бувальцева, предполагаемые нововведения объективно обусловлены опытом, полученным в ходе проведения Армейских международных игр, и, в частности, этапов танкового биатлона. По его словам, в новых требованиях к боевой подготовке военнослужащих уже запланировано существенное сокращение времени на выполнение боевых стрельб, а также увеличены нормы боеснабжения экипажей.

«Каждое из соревнований по танковому биатлону вносило коррективы в «Курсы требований стрельб», принятых для танковых подразделений Минобороны России, ­ уверен ветеран танковых войск, редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. ­ Соревнования далеки от реальных боевых. Например, нельзя увидеть стрельбу танка во время движения на максимальной скорости, проходимость по болотистой местности или движение по шоссе. Зато четкие нормативные требования прохождения этапов дистанции открывают другие тайны ­ конкретную подготовленность танковых экипажей. В позапрошлом году мне удалось ознакомиться со сводными данными стрельб команд ­ участниц биатлона, и они оказались хуже, чем «удовлетворительно». Именно после этого Сергей Шойгу потребовал от подчиненных не экономить на боеприпасах. Выросла и интенсивность использования бронетанковой техники в ходе различных учений. Сегодня ни одно из них не обходится без танков и их практического применения».

По словам эксперта, выработка новых требований невозможна без сравнительного анализа того, что и как происходит в других армиях. В этом плане соревнования по танковому биатлону ­ уникальная возможность не только проверить себя, но и сравнить свои методики с другими армиями.

По мнению генерал­полковника Сергея Маева, возглавлявшего ранее Главное автобронетанковое управление МО РФ: «Обычный танковый экипаж использует свою технику не более чем на 60%. Соревновательный момент способен повысить эффективность ее боевого применения до 80­90%. Военнослужащие идут ва­банк ради победы. Этот момент и заслуживает анализа для внесения изменений в планы боевой подготовки, создания новых методик подготовки танковых экипажей, уточнения курсов стрельб. Только в ходе прямого сравнения можно понять сильные и слабые стороны, сделать выводы и внести коррективы в собственные планы боевой подготовки».

Особо участники соревнований отметили техническую сторону их организации. Более 30 специалистов Уралвагонзавода занимались обслуживанием машин и обучением экипажей. «В прошлом году мы не смогли пройти брод, ­ говорит полковник, глава сербской делегации Драган Боич. ­ В этом году подобных проблем не возникало. Каждый возникший вопрос решался за 5­10 минут. Без такой помощи наш экипаж не смог бы перейти к следующим этапам».

Будем надеяться, что будущие чемпионаты мира по танковому биатлону, традиционно проходящие в подмосковном Алабине, будут еще более представительными, конкурентными  и зрелищными. Особенно с участием команд из Североатлантического альянса. По словам организаторов соревнований, с 2013 года они приглашают представителей вооруженных сил НАТО сразиться на подмосковном танковом полигоне, но те упорно отмалчиваются. Между тем честное соперничество по олимпийским принципам с ведущими западными державами могло бы не только повысить уровень международных армейских игр, но и способствовать укреплению взаимопонимания между народами и разрядке международной напряженности.

«Военным надо где­то показывать свое мастерство, ­ сказал на церемонии закрытия «АрМИ­2016» генерал армии Сергей Шойгу. ­ Для этого есть два места: одно из них, как вы понимаете, ­ это война. Другое ­ это наши с вами Армейские международные игры. Именно поэтому я абсолютно убежден, что их география будет расти. Количество команд в этом году в 2,5 раза больше, чем в прошлом. Приехали около 3,5 тысячи специалистов разных профессий: летчики и моряки, разведчики и десантники, артиллеристы и инженеры, саперы и кинологи, медики ­ все те, кто так или иначе занимается военным делом, ратным делом. Хотел бы вас поблагодарить за тот труд, за службу, направленные на обеспечение безопасности ваших стран. Очень хотелось бы, чтобы мы встречались только на этих полях, на полях таких соревнований».

Андрей ПЕТРОЧИНИН