Резкое падение цен на нефть вызвало бурную дискуссию среди политиков, экспертов, аналитиков относительно причин, последствий и возможных тенденций развития событий. Особенность нынешней ситуации в том, что снижение произошло не в результате финансово-экономического кризиса или спада, как это случилось в 2008-2009 гг., а на фоне финансово-экономического и политического принуждения России.
Вероятно, что одной из главных целей внешней политики США и их союзников по НАТО является не только контроль над территорией, энергоресурсами, технологиями, отсрочкой финансовой катастрофы, сколько устранении России как силы, препятствующий установлению нового мирового порядка (НМП).
Уже в последние месяцы Второй мировой войны мировая финансовая закулиса опасалась более тесного сближения СССР и США, что явно не входило и не входит сегодня в ее планы. Другая причина ядерное оружие и бомбардировки США Хиросимы и Нагасаки. Новый президент США Гарри Трумэн уверился в том, что, обладая атомным оружием, Америка может диктовать свои условия всему миру и в первую очередь Советскому Союзу. В марте 1946 г. Уинстон Черчиль произнес в Фултоне свою ставшую знаменитой речь, которую принято считать точкой отсчета «холодной войны». По сути, это был сигнал Западу опускать «железный занавес» вокруг нашей страны. «Холодная война» стала вестись по разным направлениям: гонка вооружений, идеологическая и психологическая война, операции спецслужб, дипломатическое давление. Одним из главных направлений стало экономическое давление.
В своих официальных речах и делах президент США Барак Обама также продолжает этот курс. Закрепив в стратегии национальной безопасности США в 2009 г. тезис о «возобновлении глобального лидерства США» с опорой на своих союзников и партеров по коалициям, Белый дом увидел в усиливающейся России угрозы своим интересам.
В день начала саммита НАТО в сентябре 2014 г. президент США Барак Обама и премьерминистр Великобритании Дэвид Кэмерон выступили со статьей в британской газете «Times», в которой они обещали совместную поддержку Украине в ее противостоянии с Россией. Речь идет о продолжении санкционной политики (финансовоэкономической войне) против России, а также о том, что Североатлантический союз должен обеспечить «устойчивое» присутствие в Восточной Европе, подкрепленное сухопутными, воздушными, морскими и специальными силами быстрого реагирования, которые могут быть «оперативно развернуты в любой точке земного шара». «Мы сильнее, когда мы работаем сообща, независимо от того имеем мы дело с Россией или Иракским государством».
В выступлении на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2014 г. Обама поставил Россию наряду с исламским фундаментализмом в лице ИГИЛ и вирусом Эбола в список глобальных угроз. Выступая с посланием к конгрессу 20 января 2015 г., американский президент заявил, что усилиями США нанесен значительный урон экономке России: «Сегодня Америка продолжает оставаться сильной и единой, как и наши союзники, в то время как Россия изолирована, а ее экономика разорвана в клочья». Цель США очевидна не допустить возрождение сильной России, а все попытки ее усиления блокировать при помощи возможных средств и методов с целью нанесения существенного урона. В области финансов и экономики, когда Россия стала частью глобального мира, это можно сделать, не прибегая к военной силе.
Снижение цены на нефть рассматривается некоторыми западными экспертами как один из инструментов давления на Россию с целью ухудшения ее финансового состояния. После воссоединения Российской Федерации и Крыма американский финансист Джордж Сорос предложил ежедневно продавать 500750 тысяч баррелей из стратегических ресурсов США (SPR) (700 млн барр), что могло бы привести к снижению мировых цен на нефть примерно на $1012 за баррель.
Администрация Обамы продала 5 млн баррелей нефти из стратегических ресурсов. После такого «тестирования» нефть на торгах в НьюЙорке подешевела на 2%, до $ 97,99 за баррель. Американские аналитики пришли к выводу, что эффект будет недолговременным и отказались от такого метода.
Российские и зарубежные специалисты и аналитики высказывают различные прогнозы. Очевидно, что довольно сложно предсказать точную будущую цену на нефть, от которой зависят балансы бюджетов странпотребителей, производителей и нефтегазовых компаний.
Одним из главнейших мотивов трансформации современного мира является передел прежних геополитических реалий и стремление обеспечить контроль над ресурсами на глобальном, региональном и отраслевом уровнях. Как показывает анализ истории XX и начала XXI века, в основе реальных действий государств на мировой арене оказывается их стремление обеспечить доступ и контроль над запасами дефицитных естественных ресурсов, а жесткая конкуренция предполагает и борьбу за свою ценовую политику.
Факторы, воздействующие на нефтяные цены, очень разнообразны. Рассмотрим те, которые наиболее точно и объективно могут объяснить сложный механизм и переменные, влияющие на образования международной цены на нефть.
При объяснении резкого спада цены на нефть высказываются различные версии. Одна из них наиболее распространенная: сговор США и Саудовской Аравии против Москвы. Согласно ей США хотят убедить Саудовскую Аравию увеличить производство нефти с целью ослабления экономики России.
Политологи и экономисты ссылаются на то, что в истории уже был похожий прецедент подобных совместных действий. В 1985 г. Саудовская Аравия резко увеличила добычу нефти с 2 до 10 млн баррель в сутки, сбросив цену с $32 до $10 за баррель. СССР стал также продавать некоторые объемы по более низкой цене около $6 за баррель. Саудовская Аравия при этом ничего не потеряла, так как при падении цены в 3,5 раза добыча возросла примерно в пять раз. Согласно широко распространенному мнению США просили Саудовскую Аравию снизить цены на нефть для нанесения ущерба СССР, чтобы экономика Советского Союза много потеряла от сокращения экспортных доходов.
Сегодня, как и тогда, также высказываются такие предположения. Так, например, известный обозреватель «NewYorkTimes» Томас Фридман в статье «Война насосов?» высказал предположение о возможном сговоре США и Саудовской Аравии с целью нанесения урона бюджетам России и Ирана. Для такого вывода, по мнению Фридмана, есть причины. Он признает, что снижение цены приведет к замедлению экономического роста в Европе и Китае, а также становлению США как одного из крупнейших производителей нефти, благодаря новым технологиям по извлечению «тяжелой» нефти из сланца и эксклюзивного экспорта американской нефти и нефтепродуктов. К этому следует добавить нежелание Саудовской Аравии сократить добычу для поддержания высокой цены. И все это направляется в результате на ухудшение положения России и Ирана, в то время когда США и Саудовская Аравия выступают единым фронтом относительно ситуации в Сирии.
Однако есть и другие оценки, согласно которым снижение цены выгодно Саудовской Аравии и направлено против США, поскольку, по мнению экспертов, если цены на нефть упадут до $7060 долларов за баррель, то «сланцевая революция» в США окажется под угрозой срыва, т.к. сланцевые технологии окажутся нерентабельными при определенной низкой цене. Следовательно, выигрывает только Саудовская Аравия, которая имеет накопленные резервы, самую низкую себестоимость добычи нефти в мире и меньше всех пострадает от снижения.
Сегодня Соединенные Штаты испытывают большие сложности на Ближнем Востоке: ситуация в Сирии, санкции США и ЕС против Ирана и «ядерная программа» Ирана, военные действия Исламского государства, гражданская война в Ливии и Ираке. Многие страны раздражены политикой США, которая меняет свои ориентиры, ищет новых партнеров в складывающейся конфигурации. В этой ситуации видна переориентация США на Иран, который выступил союзником сирийского лидера Башара Асада, а это не устраивает Саудовскую Аравию.
«Арабская весна», обнажившая социальноэкономические проблемы и политическое недовольство населения арабского мира своими коррумпированными режимами, помноженная на «американские проекты демократизации» и прошедшая под лозунгом «хотим перемен», спровоцировала политический хаос, исламский экстремизм и явное противостояние между сунитами и шиитами.
В таких условиях США непросто договориться с Ближневосточными нефтяными странами относительно координации ценовой политики. Очевидно, в самих США будет происходить переоценка их интересов и роли в новых условиях Арабского Востока.
Отставка министра обороны Чака Хейгела в ноябре 2014 г., заявления о намерении «предварительной стадии» структурной реформе ЦРУ с целью «создания гибридных подразделений, сфокусированных на отдельных регионах и угрозах безопасности США», свидетельствуют о намерениях США пересмотреть ряд прежних подходов относительно роли военной силы и анализа международной ситуации для адаптации к новым вызовам.
Следующий фактор ценообразования это появление «бумажной нефти», которая связана с этапами и механизмами формирования международного рынка нефти.
Использование «нефтяного эмбарго» странамиэкспортерами ОПЕК в 19731974 гг. в ходе политического кризиса на Ближнем Востоке заставило западные страны искать выход из чрезмерной зависимости от ближневосточной нефти. Односторонние действия ОПЕК способствовали поиску и разведки месторождений нефти за пределами стран членов ОПЕК, формированию коммерческих и стратегических запасов нефти в странахимпортерах, созданию международного энергетического агентства (МЭА) в 1974 г. В результате в начале 1980х гг. на рынке сложился избыток предложения, сформировался понижательный тренд нефтяных цен. Для сохранения своих нефтяных доходов страны ОПЕК начали нарушать дисциплину экспортных квот, установленных МЭА для удержания высоких цен.
В 1986 г. произошел переход от официальных отпускных цен ОПЕК к биржевому ценообразованию. Это привело к серьезной трансформации мирового рынка нефти. Главной характеристикой стало увеличение многообразия и гибкости механизмов функционирования ценообразования. Таким образом, картельный принцип ценообразования уступил место бирже. Цены стали устанавливаться в результате конкурентной борьбы между новыми игроками по новой регламентированной и более прозрачной процедуре.
С появлением биржевого рынка произошел переход от средне и долгосрочных контрактов к разовым сделкам с наличной нефтью (рынок «спот»), далее к форвардным и, наконец, к фьючерсным сделкам.
К концу 1980х гг. была фактически сформирована новая мировая система торговли нефтью и нефтепродуктами, обслуживаемая в основном тремя центрами (НьюЙорк NYMEX, Лондон IPE, Сингапур SIMEX). Цент ценообразования сместился в США и в западные страны.
К началу 2000х гг. ряд новых тенденций повлиял на изменение институциональной среды. Среди важных следует отметить переход с системы долгосрочных контрактов к спотовым, а затем и к форвардным и фьючерсным, рост ликвидности рынка, отмена в 1999 г. в США закона ГлассаСтиголла, который ограничивал спекулятивную деятельность американских банков.
В дальнейшем биржевая система с начала 2000х гг. привела к превращению нефти не только в биржевой товар, но и финансовый актив. Таким образом, процессы глобализации рынка превратили нефть из физического товара в «бумажную» нефть как международный финансовый инструмент. Эти новые производные «нефтяные» финансовые активы стали превосходить по объемам торговли рынки физической нефти. Сегодня большая часть нефти в мире продается по долгосрочным контрактам, на споте торгуется около 15 млн баррелей в день, которые и определяют цену.
Наиболее распространенное объяснение основано на балансе спроса и предложения. Можно выделить два фактора, более всего влияющих на формирование цен на нефть: это баланс спроса и предложения и роль ОПЕК на мировом рынке нефти. На них накладываются также разного рода неэкономические обстоятельства, в первую очередь политические риски.
Одну из главных ролей в ценообразовании играет ОПЕК, чьи совокупные запасы и объемы нефти самые значительные в мире. Согласно данным ОПЕК доказанные запасы нефти картеля на 2013 г. достигли 1,206 трлн баррелей, что составляет 81,3% от мировых. При этом если Венесуэла в 2007 г. обладала запасами в 99,377 млрд баррелей, то в результате открытия новых месторождений в 2010 г. доказанные запасы нефти увеличились до 298,5 млрд баррелей, оттеснив на второе место Саудовскую Аравию с объемом в 265,8 млрд баррелей.
Под контролем ОПЕК находится 40% мировых поставок нефти, и поэтому непосредственное влияние картеля на цены на нефть неоспоримо. В особенности с учетом того, что основным фактором воздействия на цены является баланс спроса и предложения. Все страны члены ОПЕК являются крупными экспортерами нефти, чьи экономики в большей степени зависят от нефтяных доходов. Поэтому основной задачей ОПЕК всегда была поддержка цены на нефть на приемлемом для него уровне.
Сегодня ОПЕК, очевидно, не хочет потерять контроль над своей долей рынка и готова пожертвовать ценообразованием как следствие того, что организация начала конкурировать с производителями сланцевой нефти в США.
Наконец, отдельно можно выделить тенденцию к снижению роли США как импортера нефти, которые постепенно превращаются в экспортера нефти и нефтепродуктов. Высказывается предположение, что мы можем стать свидетелями превращения биполярного мирового нефтяного рынка в рынок монополярный, на котором ключевую роль вместо сегодняшних двух центров «нефтяной силы» (США и Саудовской Аравии с ОПЕК) станет играть всего лишь США.
А для такого утверждения есть все основания. После второго «нефтяного шока» 1979 г., вызванного исламской революцией в Иране, когда цены поднялись выше $100 в переводе на современный курс, США осознали, что они не хотят больше зависеть от прежних механизмов ценообразования, установленных Саудовской Аравией и другими ближневосточными производителями.
Мировое потребление нефти растет существенно более медленными темпами, чем в предшествующие десять лет. Согласно обновленному прогнозу развития мировой энергетики в период до 2020 г. добыча нефти в обеих Америках в целом будет выше, чем на Ближнем Востоке. Следовательно, центр производства может сместиться в Северную Америку.
Сформировав систему биржевой торговли нефтью, цены на нефть стали определяться на бирже, куда пришли огромные финансовые ресурсы инвестиционных, пенсионных и прочих американских фондов. Поэтому, принимая во внимание ряд политических факторов, у США есть вполне самостоятельные рычаги влияния на цену нефти на международных рынках.
Вопервых, для того чтобы США смогли снизить цены на нефть, необходимо ограничить приток долларов на нефтяную биржу, обеспечить отток капиталов. Для этого следует вывести деньги из нефтяных фьючерсов и инвестировать их в другие рынки.
Вовторых, в Соединенных Штатах идет добыча сланцевой нефти, а эти проекты дорогие по себестоимости. Как уже отмечалось, есть разные предположения относительно минимального уровня цены нефти, при которой добыча сланца станет нерентабельной: от $50 до $70. Стратегическая цель США стать независимыми от нефти ближневосточных монархий, но для этого цены должны быть не очень низкими, но достаточно высокими и привлекательными, чтобы продолжить «сланцевую революцию». При этом не исключено, что сегодняшние оценки сырьевой базы сланцевой нефти США занижены.
Управление энергетической информации Соединенных Штатов (ЕIA) прогнозирует в 2015 г. добычу сырой нефти, включая жидкий конденсат, в США на уровне 9,3 млн бар\день (для сравнения: в августе 2014 г. Саудовская Аравия добывала 9,6 млн бар\день), а в 2019 г. 9,9 млн бар\день. Импорт сырой нефти в США в августе 2014 г. составил 7,4 млн бар\день, это на 10% меньше, чем в 1996 г., в то время как потребление всей нефти одно из самых высоких в мире. В 2014 г. оно составляет 18,4 млн бар\день, а пик потребления пришелся на 2005 г. 20,8 млн бар\ день, а пик добычи сырой нефти на ноябрь 1970 г. 10,04 млн бар\день.
В своих прогнозах специалисты подчеркивают, что США к 2035 г. могут стать страной, практически полностью обеспечивающей себя энергоресурсами. При этом США в этой модели видения будущей ситуации продолжат импортировать нефть в относительно небольшом количестве, в основном из Канады и Мексики, и будут экспортировать газ. Следовательно, центр формирования цены на нефть может полностью перейти под контроль США.
Рассмотренные факторы ценообразования рынка нефти отражают сложившийся сложный многосторонний механизм, включающий как рыночные факторы спроса и предложения, цикличный характер экономики, а также субъективное поведение участников.
Президент России Владимир Путин в конце прошлого года в интервью китайским СМИ в преддверии саммита АТЭС в КНР дал следующие емкое объяснение причин снижение цены. Он заявил, что «объективной причиной снижения мировых цен на нефть стало замедление темпов роста экономики, а значит, и энергопотребления в целом ряде стран. Кроме того, как стратегические, так и коммерческие запасы нефти в развитых странах находятся на уровне исторических максимумов. Сказываются и новации в технологии добычи нефти, которые привели к появлению новых объемов углеводородов на региональных рынках.
При этом политическая составляющая в ценах на нефть также всегда присутствует. Более того, в некоторые кризисные моменты возникает ощущение, что в ценообразовании на энергоресурсы как раз и превалирует политика.
Другим негативным фактором является отсутствие четкой прямой связи между физическими рынками нефти и финансовыми площадками, на которых ведется торговля. При этом активно используются производные инструменты, которые многократно усиливают волатильность нефтяных цен. Такое положение вещей, к сожалению, создает условия для спекулятивных действий и как следствие для манипулирования ценами в зависимости от чьихлибо интересов».
Таким образом, анализ ценообразования на мировых биржах показывает множественность и зависимость различных факторов и механизмов, которые влияют на динамику цены на нефть. А что может и должна сделать Россия в сложившейся ситуации, чья финансовая и экономическая стабильность зависит от цены на нефть?
Степень сырьевой зависимости экономики России наглядно показывают цифры относительной доли нефтегазовых доходов в бюджет страны. Согласно имеющимся данным начиная с 2005 г. эта доля составила 42,2%. В 2007 г. был достигнут минимум 37,2%. В 2008 году, в период резкого ухудшения финансовоэкономической ситуации, доля нефтегазовых доходов федерального бюджета увеличилась до 47,3%. В конце 2014 г. доля нефтегазовых доходов достигла рекордно высокого показателя 51,9%.
В нынешней ситуации важнейшей проблемой для России является снижение экономической и финансовой зависимости от Запада и усиление экономической безопасности России. В условиях, когда доллар является основной резервной валютой, США могут оказывать существенное влияние на экономику других стран. Это влияние может быть побочным результатом решения собственных внутренних проблем, а также целенаправленных действий как инструмента влияния на финансовую политику некоторых государств, включая Россию.
За последние десятилетия Россия, несомненно, усилила позиции на международной арене. В результате настойчивых, решительных действий на ответ внешних вызовов и действий США и Запада Россия укрепила свой суверенитет, а внешняя политика стала независимой. Обозначились контуры будущего мирового устройства с опорой на БРИКС. Увеличились ВНП России, объем бюджета и золотовалютные запасы, созданы Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, значительно сократился внешний долг России, происходит усиление и модернизация оборонной мощи России.
Очевидно, что уже сегодня США признали тот факт, что Россия и Китай стремятся к укреплению и усилению своего влияния в мире. В частности, заместитель министра обороны США Боб Ворк, выступая в американском Совете по международным отношениям, отметил, что «абсолютно ясно, что эти две страны (Китай и Россия) укрепляют свои позиции рядом со своими границами». По его мнению, Вашингтон должен найти способы убедиться в том, что намерения Пекина и Москвы «не приведут их к применению силы, что потребует от нас ответа с использованием военной силы».
В то же время сохраняется ряд факторов, ущемляющих суверенное положение РФ: зависимость от высоких технологий запада, зависимость от внешних займов крупного российского бизнеса и финансового сектора, зависимость бюджета от цены на углеводородные ресурсы, слабость рубля по отношению к ведущим валютам мира.
Каковы возможные выходы для России из финансовоэкономической зависимости Запада? Их немного, но они очень существенны. Это укрепление рубля через создание альтернативной доллару глобальной резервной валюты и увеличение запасов золота; усиление своего влияния на формирование цены на нефть и газ через создание нового механизма и института координации потребителей и производителей нефти и газа, в частности, с ОПЕК; производство современных и новых технологий ТЭК в России; продажа этих и других ресурсов на товарносырьевой бирже за рубли.
Овладеть умением эффективно влиять объемами продаж и добычи нефти на ее цену есть важная задача для России. Сегодня в мировой практике отсутствует единый институт координации интересов потребителей и производителей нефти. Каждая страна, или группа стран, «тянет» на себя, исходя из своих эгоистических интересов.
Добывая свыше 10 млн баррелей нефти в день (более 10% от мировой добычи), занимая второе место по добыче в мире после Саудовской Аравии и США, Россия не имеет существенных рычагов влияния на мировую цену нефти.
Уровень добычи и экспорта нефти в период СССР также не играл существенной роли в определении мировой конъюнктуры. Советский Союз принимал уже установленную цену, а не определял ее в международной нефтяной торговле. Из представленных ценовых моделей очевидно, что и сегодня Россия в большей степени принимает цену, потому что добавились факторы, которые определяется не рынком физической нефти, а на финансовом рынке, на котором Россия слабо присутствует. Кстати, по мнению некоторых экономистов, именно это обстоятельство неспособность России влиять на ценообразование противоречит идее России как энергетической сверхдержавы.
С 1998 г. Россия имеет статус наблюдателя в ОПЕК. Для реализации содействия обеспечению долгосрочной устойчивости нефтяного рынка в интересах всех участников Россия планирует заключит с ОПЕК соглашение (меморандум) об энергодиалоге, которое предусматривает создание механизма координации с целью проведения работы по подготовке и реализации совместных планов, включая информационноаналитическую деятельность, а также проведение совместных семинаров, конференций.
Перед саммитом ОПЕК в ноябре 2014 г. в Вене прошли неформальные консультации между странами членами ОПЕК и независимыми добытчиками нефти, включая Россию. В таком расширенном формате встреча прошла впервые. Участники обменялись мнениями о состоянии рынка и договорились провести мониторинг рынка и встречаться в будущем раз в год.
После этой встречи глава Роснефти Игорь Сечин в интервью газете «Die Welt» сказал о необходимости создания совета рынка нефти. «Существующие отраслевые структуры, такие как Международное агентство энергетики и Секретариат энергетической хартии, не выполняют свою функцию. Я имею в виду, что в будущем будут эффективны не картельные организации, а совет рынка, в котором примут участие производители, потребители и регуляторы нефти».
Очевидно, что инициатива России по созданию координирующего института исходит из результата саммита Большой G8, прошедшего в 2006 г. в СанктПетербурге. Главной темой обсуждения, по инициативе России, стала энергетическая безопасность. В принятой декларации участниками встречи отметили ряд взаимосвязанных проблем в области добычи, продажи и транспортировки углеводородных ресурсов. Среди прочих была выделена проблема высоких и неустойчивых цен на нефть. В итоговой декларации лидеры отметили, что «в связи с глобальным характером этих проблем и растущей взаимозависимостью между странамипроизводителями, транзитными странами и государствамипотребителями необходимо развивать партнерские отношения между всеми заинтересованными сторонами в целях укрепления глобальной энергетической безопасности».
Однако в настоящее время это и другие заявления подобного рода игнорируются США и их союзниками. При этом до сих пор в международном сообществе не выработано даже единое понимание самого понятия «энергетическая безопасность», а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в это понятие, прямо противоположны друг другу. При этом и Большая восьмерка уже без России. Тем не менее те страны, включая Россию, которые пытаются предложить максимально широкий подход, учитывающий разные интересы, в принципе соглашаются с тем, что на данный момент понятие энергетической безопасности нельзя употреблять в отрыве от процесса глобализации. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что «необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии».
Очевидно и то, что Россия не вписывается в такую «глобализацию», правила для которой формулируются только в одном центре США и Великобритании.
Возможность продажи углеводородов на международном рынке за рубли стала активно обсуждаться в последнее время в правительственных кругах. Пока рано говорить о конкретных результатах, однако содержание дискуссии этой идеи на высоком уровне показывает, что такое решение будет принято.
Отсутствие своих технологий для современных методов бурения на суше и шельфе также сдерживает развитие и независимость России. Добыча в России может сократиться в результате действия запрета на ввоз оборудования и технологий. В сентябре 2014 г. глава Лукойла Вагит Алекперов отметил, что 25% нефти в России добывается методом гидроразрыва пласта, а оборудование для этого процесса производят в США.
Анализ возможных ценовых концепций показывает финансовую зависимость от конъюнктуры международного рынка нефти, но в то же время обнажает самые уязвимые места. Ценовое регулирование может перейти к США, мир вступает в жесткую конкуренцию за ресурсы и их цено-формирование. В таких условиях важнейшей задачей является снижение финансовой зависимости от Запада, повышение конкурентоспособности российской нефти на мировом товарном рынке, для чего требуется радикальное совершенствование экономической модели и новых финансовых условий в первую очередь для российских инвесторов.
Олег ХЛОПОВ,
кандидат политических наук,
доцент Российского
государственного
гуманитарного университета (РГГУ)