ЦЕНТР НАСТОЯЩИХ БОЙЦОВ

По результатам служебно-­боевой деятельности, состоянию воинской дисциплины, поддержанию правопорядка учебный центр, возглавляемый капитаном Мурадханом Ахмедхановым, не один год  занимает первое место в соединении Северо­-Западного округа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Как лучшего командира его делегировали в Москву для участия в представительном Офицерском собрании Национальной гвардии  России, на котором обсуждались важнейшие вопросы.

Что способствует достижению успеха? Какова методика работы командира с подчиненными? Об этом наш рассказ.

 

«Хозяйство» у капитана достаточно хлопотное. Учебный центр бригады является основной площадкой по обучению специалистов по охране важных государственных объектов и сопровождению воинских грузов. Здесь ежегодно для подразделений Северо­Западного округа Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ проходят подготовку более тысячи военнослужащих по призыву и контракту из различных регионов страны.

Несмотря на свою молодость, начальник учебного центра соответствует предъявляемым высоким требованиям и со своей дружной командой единомышленников успешно справляется с поставленными задачами.

­ Сейчас учусь в аспирантуре Ленинградского государственного института им. А.С. Пушкина по специальности «психология развития» и в скором времени выхожу на защиту диссертации, ­ рассказывает капитан Мурадхан Ахмедханов. ­ Поэтому помимо установленных уставами и приказами методов по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка активно применяю и нестандартные психологические формы работы с личным составом, обучаю этому офицерский состав центра.

Прибыв на обучение в центр, все курсанты здесь проходят тесты, специально разработанные начальником учебного центра, его заместителем по работе с личным составом капитаном Иваном Чурковым и психологом бригады майором Светланой Лазаревой. Они основаны на методике социально–психологического изучения, которая состоит из нескольких блоков. Первый ­ комплекс вопросов социально­демографической направленности, второй ­ тест «цветового выбора», третий ­ графологическое исследование подписи и почерка солдат и 4­й блок ­ изучение гражданской позиции и патриотической направленности.

По опыту капитана Мурадхана Ахмедханова эти тесты позволяют очень эффективно выявить различные психологические отклонения в поведении военнослужащих, составить их более детальный психологический портрет. Например, в ходе проведения учебного сбора офицерами были выявлены трое военнослужащих со скрытыми суицидальными наклонностями. После чего они были направлены на военно­врачебную комиссию. Психологические отклонения подтвердились, и призывников комиссия признала не годными к дальнейшей службе.

­ Успехи в обучении и выполнении служебно­боевых задач напрямую зависят от состояния воинской дисциплины в коллективе. Как показывает практика, военнослужащий, который будет чувствовать себя «не в своей тарелке», в скором времени станет агрессивным и менее исполнительным, ­ говорит начальник центра. ­ Поэтому весь процесс боевой подготовки направлен на развитие именно тех профессионально значимых психологических характеристик, которые влияют на успешность служебно­боевой деятельности. Для этого были проведены исследования, в которых приняли участие более 200 военнослужащих.

Результатом этого исследования стала выработка новой методики развития профессионально значимых психологических характеристик, определяющих успешность учебно­профессиональной деятельности. Она была разработана совместно с профессором кафедры морально­психологического обеспечения служебно­боевой деятельности Санкт­Петербургского военного института внутренних войск МВД России, заслуженным деятелем науки, профессором Владимиром Губиным.

После ее внедрения результаты учебно­профессиональной деятельности в центре повысились на 30%, также заметно улучшилось и состояние воинской дисциплины. Итоги этих исследований были закреплены в более чем двадцати научных публикациях.

Основой упор в обучении подчиненных начальник учебного центра делает прежде всего  на практику. Здесь регулярно проводятся полевые выходы и комплексные занятия. Для поддержания воинской дисциплины и правопорядка, а также сплочения коллектива с первого дня организуется работа пункта боевого информирования. В нем отмечаются лучшие и худшие по итогам учебного дня, успехи и ошибки военнослужащих. Ответственным за работу пункта назначается внештатный психолог. По мнению капитана Ахмедханова, это способствует более качественному выполнению служебно-­боевых задач и повышению уровня воинской дисциплины.

Для сплочения воинского коллектива с учетом многонациональности и различных конфессиональных особенностей личного состава в выходные дни здесь проводятся конкурсы. В каждой из команд собираются военнослужащие различных национальностей, народностей, вероисповедания, и это объединяет людей. Также в коллективе регулярно проводятся конкурсы на лучшее исполнение строевой песни, смотры художественной самодеятельности, военно­спортивные эстафеты. Команды победителей награждаются памятными фотографиями и грамотами. Все это, как показывает практика, сплачивает коллектив.

В центре систематически проводятся встречи с представителями разных конфессий, национально­культурных объединений, ветеранами воинской части и боевых действий. Так, например, большое впечатление на молодых военнослужащих произвели встречи с руководителем представительства Республики Дагестан в Санкт­Петербурге Гасаном Гасановым, его заместителем по работе в Ленинградской области Магомедом Омаракаевым и помощником имама мечети при культурно­просветительском центре «Дагестан» Умарасхабом Магомедовым.

В своей работе капитан Мурадхан Ахмедханов  эффективно использует практику поощрений. Личный состав регулярно поощряется за образцовое исполнение должностных обязанностей дневального по роте, за лучшее исполнение строевой песни, заправку кровати в расположении и т.д. К примеру, благодаря взаимодействию с руководством одного из охраняемых важных объектов от имени его директора военнослужащим, наиболее отличившимся в ходе командно­штабных учений, были вручены памятные медали.

­ Хочу особо подчеркнуть, что мы проводим все занятия, в том числе по боевой подготовке, с учетом индивидуальных особенностей людей. Всегда нужно видеть перед собой прежде всего человека. В процессе конкурсов и соревнований стараемся предоставить возможность каждому военнослужащему проявить себя. Обязательно отмечаем или поощряем не только победителей. Это создает дополнительную мотивацию к учебе и службе, значительно повышает уверенность военнослужащих в себе и формирует чувство значимости в воинском коллективе. «В итоге у военнослужащего складывается устойчивое позитивное мнение о службе, повышается заинтересованность в ней», ­ отметил начальник учебного центра.

На мой вопрос, возникают ли проблемы с некоторыми категориями призывников, прибывающих из регионов Северного Кавказа, и как они решаются, капитан ответил следующее:

­ Действительно, некоторые военнослужащие пытаются уклониться от выполнения должностных обязанностей, ссылаясь на религиозные запреты и национальные традиции. Причина ­ слабые знания ими традиций и вероисповедания. С целью решения проблем мы проводим комплекс мероприятий.

В числе таких мероприятий капитан М. Ахмедханов назвал проводимые разъяснительные беседы не только с военнослужащими по призыву, но и с сержантским и офицерским составом.

­ Являясь уроженцем Северного Кавказа, я обладаю достаточными знаниями в этих вопросах. Поэтому мне удается проводить разъяснительную и воспитательную  работу с личным составом без лишней конфронтации и применения мер дисциплинарного воздействия. Ведь прибывший военнослужащий не виноват в том, что ему в свое время не истолковали правильно традиции и религию его народа, ­ отметил офицер.

По мнению капитана Мурадхана Ахмедханова,  для воспитания военнослужащего продуктивна и методика порицания нарушителя в ходе общих собраний. Также хороший эффект приносят беседы с привлечением старших офицеров­земляков, а еще лучше ­ их родителей. Это положительно влияет на осознание военнослужащим своих проступков и, как правило, не доводит дело до серьезных взысканий. Роль родителей, подчеркивает офицер, в данной работе весьма эффективна, авторитет отца и матери, как правило, «усмиряет» даже самого злостного нарушителя, особенно военнослужащих с Северного Кавказа.

Взаимодействие с родителями налаживается здесь с момента прибытия военнослужащих в учебный центр. Призывники сразу же звонят им и рассказывают о своем прибытии, после чего командиры взводов также общаются с родителями, оставляют им свои контакты. Поэтому в каких­либо случаях родители смогут в первую очередь позвонить и задать волнующие их вопросы не прокуратуре или комитету солдатских матерей, а непосредственно командиру.

В учебном центре с пользой для дела активно используют и стенную печать подразделений. В стенгазетах пишут о проступке военнослужащего, а при необходимости в военный комиссариат и учебное заведение по месту жительства нарушителя отправляют  его служебную характеристику. Такие несложные меры тоже способствуют поддержанию уставного порядка в подразделении на должном уровне.

Заместитель начальника учебного центра по работе с личным составом капитан Иван Чурков поведал, что они также поддерживают контакты со средствами массовой информации ­ как ведомственными, так и муниципальными, откуда призваны военнослужащие. К примеру, материалы о добросовестном отношении к службе и успехах в боевой подготовке военнослужащих учебного центра были напечатаны в газетах и журналах «Молодежь Дагестана», «Ломоносовский районный вестник», «Балтийский луч», «Защитник Родины», «Ротный вестник» и других.

Кроме того, офицеры и сержанты подразделений систематически привлекаются к занятиям по военно­патриотическому воспитанию в школах Ломоносовского района Ленинградской области. Представителями учебного центра регулярно проводятся уроки Мужества, викторины, посвященные дням воинской славы, военизированные эстафеты. «Этот фактор взаимодействия очень положительно сказывается на дисциплинированности младшего командного состава, на его умении в последующем правильно работать с призывниками», ­ отметил капитан Иван Чурков.

Следует заметить, что первую скрипку, образно говоря, во всей многогранной деятельности коллектива играет сам начальник учебного центра капитан М. Ахмедханов. В родном коллективе и у вышестоящего командования офицер пользуется заслуженным уважением и авторитетом. Одними из важных черт характера капитана сослуживцы называют его целеустремленность, огромное трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям, требовательность к себе и подчиненным.

­ Я прежде всего благодарен своим родителям, а также учителям школы Нового Поселка Сулейман­-Стальского района Дагестана, которые с детства привили мне необходимые в жизни качества, ­ с теплотой говорит М. Ахмедханов. ­ На мой выбор стать офицером повлияло и то, что в нашей семье с большим уважением относились к ратному труду, гордились дедом Эмирсултаном, который в годы Великой Отечественной войны дошел до Берлина и удостоился боевых наград.

Внук фронтовика, решив достойно продолжать семейную традицию служения Родине, с дипломом с отличием и золотой медалью окончил в 2010 году Санкт–Петербургский военный институт внутренних войск МВД России.

­ Мне как лучшему выпускнику тогда было предоставлено почетное право произвести полуденный выстрел с вестовой пушки на Петропавловской крепости города. Словами не передать, какие чувства охватили мое сердце! ­ с улыбкой вспоминает Мурадхан.

Занявшего первое место в рейтинге выпускников вуза лейтенанта М. Ахмедханова назначили на должность командира учебного взвода. Через некоторое время ему доверили роту по охране Ленинградской АЭС. И еще, спустя два года офицеру М. Ахмедханову  поручили руководить учебным центром  бригады. За короткий срок он сумел своими делами доказать, что является компетентным командиром, умелым управленцем.

Сослуживцы его еще называют неугомонным. Как упоминалось, он учится в аспирантуре, подготовил более трех десятков научных статей, которые опубликованы в разных рецензируемых изданиях.

Кроме того, он стал инициатором и основным разработчиком вышеупомянутой методики развития профессионально-значимых психологических характеристик, определяющих успешность подготовки специалистов на этапе становления профессионализма в учебном центре Северо­-Западного округа Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ. Благодаря этому, как заметил проверяющий офицер из вышестоящего штаба, успешность учебно­-профессиональной деятельности военнослужащих здесь значительно повысилась. Подчиненные М. Ахмедханова традиционно принимают участие в обеспечении безопасности Санкт­-Петербургских международных экономических форумов и в других ответственных мероприятиях.

За достигнутые успехи в служебной и педагогической деятельности Мурадхан Ахмедханов награжден ведомственными медалями «За воинскую доблесть», «За отличие в службе» III степени МВД России, нагрудными знаками внутренних войск МВД России «За отличие в службе» I и II степени. За образцовое выполнение служебно­боевых задач он отмечен грамотами руководства Северо­Западного округа Федеральной службы войск Национальной гвардии и губернатора Санкт­Петербурга.

В войсках округа капитан М. Ахмедханов не первый год удостаивается звания лучшего руководителя  группы общественно­государственной подготовки. А за весь период службы офицер заслужил более 40 поощрений от командиров и начальников различных степеней.

Капитан Мурадхан Ахмедханов и его команда единомышленников постоянно совершенствуют методику. А главное, наверное, то, что они благодаря упору на психологическую работу способны морально поддержать людей, вдохновить их. Не зря говорят, что в этом центре готовят настоящих бойцов.

Низамидин КАИНБЕКОВ, специальный корреспондент журнала «Ориентир».

Фото автора