За всю историю государственного ордена Ленина Краснознаменного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова (Липецкого авиацентра) в нем проходили службу тридцать семь Героев Советского Союза и Российской Федерации.
В подавляющем большинстве эти достойнейшие люди были удостоены Золотых Звезд Героя при жизни, как, например, подполковник Владимир Богодухов и полковник Олег Сторожук, награжденные по итогам операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г.
К сожалению, двое военнослужащих центра высшей награды страны удостоены посмертно. Один из них бывший начальник центра генерал-майор авиации Суламбек Осканов, второй начальник огневой и воздушно-тактической подготовки отдела боевой подготовки подполковник Олег Пешков, выполнявший воинский долг в небе Сирии.
РИСК НЕ ПО РАСПИСАНИЮ
В летописи липецкой авиации первая трагедия произошла вскоре после официальной точки отсчета начала ее существования 4 ноября 1918 года, когда на аэродром Липецка приземлился четырехмоторный цельнодеревянный биплан «Илья Муромец».
30 ноября 1918 года при полете на высоте 100 метров «Илья Муромец» попал в густой туман, по неизвестным причинам начал пикировать, ударился в землю. Экипаж не пострадал, но командир экипажа получил травмы, не совместимые с жизнью.
17 декабря 1968 года злой рок настиг в полете сверхзвуковой бомбардировщик Як28 под управлением подполковника Леонтия Кривенкова и майора Сергея Шерстобитова. В ходе выполнения учебнотренировочного полета у самолета загорелся двигатель; система пожаротушения справилась с возгоранием, командир корабля принял решение возвращаться на аэродром, но, когда до взлетной полосы было рукой подать, из строя вышел второй двигатель. В эти критические мгновения под крыльями обреченной машины проносились жилые кварталы города…
Когда члены экипажа поняли, что с техникой ничего сделать нельзя, они приняли единственно верное в той ситуации и самое главное в своей жизни решение: не катапультироваться, чтобы не обрушить на ничего не подозревающих граждан тонны металла, а дотянуть самолет до пустыря как можно дальше от домов. Экипажу удалось увести Як28 на безопасное расстояние от жилья, но самим спастись, увы, не удалось. За этот подвиг отважный экипаж был удостоен орденов Красной Звезды (посмертно).
Впоследствии летчики Леонтий Кривенков и Сергей Шерстобитов стали прообразами для двух фигур памятника героям-авиаторам на городской площади Авиаторов.
Сначала мемориальная композиция представляла собой один истребитель МиГ19 на постаменте, потом на ней появились две скульптуры в летной экипировке и поэтично звучащая фраза «Вы в небо ушли».
Похожий случай произошел 21 апреля 1987 года с истребителем МиГ23УБ, который пилотировали майор Евгений Захаров и майор Владимир Новоселов. Аэродром жил будничным ритмом, когда с индикатора радара пропала метка самолета, экипаж перестал отвечать на запросы. В воздухе тем временем стремительно развивалась аварийная ситуация, все варианты по спасению самолета были испробованы, но безрезультатно. Оставался единственный выход катапультироваться: высота позволяла, но впереди по курсу вырисовывались населенные пункты. Профессиональное мастерство позволило пилотам отвернуть самолет от домов двух деревень, но думать о своем спасении им было уже поздно. За мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении воинского долга, экипаж был удостоен орденов Красной Звезды (посмертно).
7 февраля 1992 года начальник Липецкого авиационного центра генералмайор авиации Суламбек Осканов на истребителе МиГ29 выполнял полет в сложных метеоусловиях. Выполнив задание, самолет лег на обратный курс, но тут связь с ним оборвалась. Судя по показаниям «черного ящика», после этого самолет еще две с половиной минуты находился в воздухе, в течение которых Оксанов пытался справиться с потерявшей контроль техникой. После исчерпания всех способов борьбы за живучесть боевую машину можно было покидать, но тогда она рухнула бы на железнодорожную станцию большого поселка. Суламбек Осканов не допустил такого исхода. Он увел машину как можно дальше от населенного пункта и погиб вместе с нею.
За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Предыстория гибели подполковника Олега Пешкова на сирийской земле в наши дни освещалась средствами массовой информации достаточно подробно.
Вкратце напомним, что 24 ноября 2015 года экипаж самолета Су24М возвращался с боевого задания по уничтожению объектов ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в России) в Сирийской Арабской Республике. В районе сирийскотурецкой границы в провинции Латакия он неожиданно был атакован ракетой «воздухвоздух» турецкого истребителя F16.
По версии турецкой стороны, самолет несколько раз нарушил воздушное пространство страны и не реагировал на предупреждения. Россия утверждает, что пределов Сирии самолет не покидал.
Выступая на брифинге перед представителями СМИ 27 ноября 2015 года, главнокомандующий Воздушнокосмическими силами РФ генералполковник Виктор Бондарев заявил, что турецкие истребители устроили засаду в небе для российского бомбардировщика, т.к. времени на подлет в район атаки с ближайшего аэродрома им бы не хватило.
Вот как вспоминает этот драматический ноябрьский день сослуживец Олега Пешкова по отделу боевой подготовки старший штурманинспектор Липецкого авиацентра майор Павел Л. (фамилия не указана по соображениям безопасности. Прим. авт.): «О том, что самолет сбит, я узнал спустя короткое время из доверенных источников в социальной сети «Twitter». Вскоре подтверждение пришло и по официальным военным каналам.
Когда впервые прошла информация о подбитом самолете, это, конечно, был удар, нам всем было тяжело, но вместе с тем не было никаких сомнений в том, что экипаж спасут. Даже мелькнула мысль, что это, может быть, не атака, а чтото случилось с двигателем самолета.
Позже в Твиттере опубликовали кадры с падающим бомбардировщиком, а спустя примерно сутки в Интернете появилось видео боевиков, на котором они расстреливают в воздухе пилота…
Экипаж катапультировался с интервалом в несколько секунд, в результате штурмана отнесло ветром на другую сторону горы, и ему удалось спастись, а Пешкова бандиты всетаки достали».
При приземлении Олега Пешкова обстреляли боевики нелегальной националистской организации «Серые волки». Бандиты попрали все международные конвенции, которые запрещают совершать нападение на членов экипажа летательного аппарата, пытающихся спастись с помощью парашютов, во время спуска. Медэксперты позже обнаружили на теле погибшего восемь пулевых ранений…
ОН БЫЛ ХОРОШИМ И СИЛЬНЫМ ЛЕТЧИКОМ
Вплоть до последней командировки в Сирию служебный рост Олега Пешкова развивался динамично.
Как бывший суворовец он являлся карьеристом в хорошем смысле этого слова выпускников суворовских училищ всегда отличали особое, трепетное отношение к военной службе и настрой на завоевание в ходе нее максимальных высот. Так и Олег Пешков был перспективным офицером, хорошим и сильным летчиком и мог продвигаться дальше по карьерной лестнице.
Службу в Липецком авиацентре он начал в 2009 году, прибыв сюда с Дальнего Востока из разведывательной авиации (летал на самолете Су24МР).
Когда Пешкову предложили освоить боевой Су24, он в короткие сроки сделал это самостоятельно, несмотря на то что был загружен заботами в отделе боевой подготовки. Затем освоил теоретически и практически еще несколько типов самолетов, в том числе новейший Су34.
По словам бывших подчиненных, Олег Пешков очень любил авиацию, любил летать и в любой момент стремился уйти на полеты, чтобы реализовать себя в воздухе.
При этом он не пускал на самотек свои кабинетные задачи как начальника огневой и воздушнотактической подготовки авиацентра. А хлопот на этом участке всегда хватало: распределение боеприпасов по частям центра в соответствии с годовым планом, контроль выполнения этого плана, присвоение классных квалификаций офицерам за летную подготовку и т.д.
Вспоминает старший штурманинспектор отдела боевой подготовки Липецкого авиацентра майор Павел Л.: «Около четырех лет назад отдел переживал этап обновления кадрового состава: опытные офицеры уходили, а молодые приходили на их места.
Олег Пешков в это время как раз перевелся в отдел из другой части в составе авиацентра. Центр в тот период расширялся, и отдел стал состоять из представителей разных родов авиации: дальней, военнотранспортной, истребительной, бомбардировочной, штурмовой.
Олегу удавалось совмещать любовь к небу и талант штабного работника. С документацией у него всегда был порядок, все было разложено по полочкам, он предвосхищал заранее проблемы и пытался их решить, чтобы не было аврала.
При нем мы старались строить работу так, чтобы успевать сделать все до выходных. Но если не успевали, то выходили на выходные и управлялись с оставшимися делами все вместе настолько дружным был отдел.
Олег Анатольевич был принципиальным человеком, требовательным к себе и к другим. Если чтото шло не так, то он всегда прямо говорил об этом. Скорее всего эта черта зародилась у него еще с суворовского училища.
В то же время он не держался особняком: хотя главной темой для нас всегда являлась авиация, с ним можно было обсудить, например, футбольные и автомобильные темы.
Весной мы выезжали отделом вместе с семьями на природу на шашлыки, чтобы посидеть во внеслужебной обстановке, а вот о том, что Олег хорошо играет на баяне, мы даже не догадывались».
Повествуя о личности Олега Пешкова, его соратники особо выделяли такую его черту, как стремление принимать деятельное участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Он не один год подряд ходил выступать в школу, где училась его дочь, и рассказывал об истории авиации, о ее боевых возможностях, о причинах, побудивших его самого посвятить себя небу.
Роль лектора офицер брал на себя охотно, и если поначалу он выступал перед школьниками в ходе тематических вечеров, приуроченных, например, к Дню защитника Отечества, то в дальнейшем школьное руководство приглашало его просто потому, что о встрече просили учащиеся.
В первый год Олег Пешков с возмущением говорил коллегам по отделу, что во время встреч в старших классах в глазах у школьников пустота, непонимание. Но на второй, третий, четвертый раз он понял, что отношение ребят к содержанию его выступлений стало меняться. Может быть, перемены были связаны с улучшением отношения общества к армии и с ухудшением внешнеполитической обстановки вокруг нашей страны. В конце концов после череды таких лекций появились ребята, которые начали заявлять, что тоже желают служить в авиации и защищать Россию чем это не победа для кадрового военнослужащего, добытая не мощью оружия, а проникновенной силой слова?
…После того как СМИ передали, что в Сирии погиб липецкий летчик, жители города начали приносить цветы к памятнику на площади Авиаторов, там происходили стихийные митинги, на которых люди от чистого сердца делились своей горечью в связи с несчастьем.
По некоторым данным, на гражданскую панихиду в областном Центре культуры, несмотря на будний день, проститься с погибшим пилотом пришли примерно 10 тысяч человек. Похоронили Олега Пешкова на Аллее славы центрального кладбища г. Липецка.
ПАМЯТЬ С ВАРИАЦИЯМИ
Помощник начальника Липецкого авиацентра по информационному обеспечению Владимир Кахленко пояснил, что после гибели летчика поток инициатив по увековечению его памяти хлынул буквально отовсюду.
Авторы одного из предложений ратовали за то, чтобы скульптура, изображающая летчика, появилась рядом с фигурами погибших летчиков С.М. Шерстобитова и Л.А. Кривенкова на площади Авиаторов. Звучали идеи дать имя Олега Пешкова улицам в Москве и Липецке.
Возможно, некоторым из подобных инициатив изначально не было суждено претвориться в жизнь, но всплеск общественного внимания к трагической судьбе офицера в период экономического кризиса, когда многие более озабочены проблемой наполнения своих кошельков и холодильников, свидетельствует о многом.
На момент подготовки данного материала имя и светлую память Олега Пешкова увековечили на его малой родине в селе Косиха Косихинского района Алтайского края. В соответствии с решением губернатора Алтайского края Александра Карлина на Аллее Героев Советского Союза в селе Косиха установлена мемориальная плита в его честь.
В штабе Липецкого авиацентра открыли посвященную офицеру мемориальную доску, согласно религиозным традициям приурочив церемонию к 40му дню со дня его гибели.
Министерство обороны РФ приняло решение присвоить одному из самолетов авиацентра современному истребителю-бомбардировщику Су34 имя Олега Анатольевича Пешкова.
В музее Липецкого авиационного центра открыта экспозиция, посвященная Пешкову.
Заведующий историкомемориальным залом авиацентра подполковник запаса Павел Рухлин поведал, что состав этой новой экспозиции начал формироваться сразу же после гибели пилота. Когда 25 ноября 2015 года вышел Указ Президента о присвоении Олегу Пешкову звания Героя Российской Федерации (посмертно), этот факт был незамедлительно отражен в дизайне экспозиции, и она приобрела тот вид, который имеет сейчас. Первые экскурсанты смогли ознакомиться с новым уголком музея уже в конце ноября 2015 года. По статистике в год музей посещают около 2,5 тысячи человек.
В экспозицию включены фрагменты самолета с места его падения (ручка катапультирования, части обшивки), портретная фотография Олега Пешкова, его личные вещи (летная книжка, тетрадь общей подготовки к полетам, книжка руководителя полетов) неотъемлемые атрибуты жизнедеятельности человека, который проходил службу в Воздушнокосмических силах.
Рядом под стеклом обыкновенный конверт с почтовыми штемпелями, невольно обращающий на себя внимание. Что делает этот скромный прямоугольник бумаги здесь, по соседству с частицами искореженной боевой машины?
Конверт стал частью экспозиции совершенно обоснованно, объясняет Павел Рухлин: после гибели пилота семье Олега Анатольевича со всех концов страны начали поступать письма с соболезнованиями. Письма в основном приходили семье напрямую, но что-то поступало и на адрес авиацентра. Вероятно, их авторы не знали точно, куда направлять корреспонденцию, и надеялись, что она дойдет до близких Героя таким путем.
Авторами многих посланий являются люди, не имеющие отношения к авиации и не знавшие лично офицера, но потрясенные его подвигом. Они адресовали слова поддержки родным летчика, зачастую в стихах и песнях.
В конверте, который ныне лежит рядом с деталями подбитой «сушки», как раз находится одно из таких писем со стихами простой русской женщины, которые она посвятила Олегу Анатольевичу и прислала в авиацентр.
Душевным порывом, а иначе и не скажешь, руководствовался житель Воронежа Александр Ивченко, изготовивший в память об авиаторе деревянную скульптурную композицию, состоящую из трех скрещенных рук (мужской, женской и детской), самолета и автомата. Ее смысл можно трактовать так: женская рука символизирует Родину-мать, которая помогает мужчине держать автомат, а в ладошке будущего летчика маленький самолетик-игрушка. Создатель композиции в торжественной обстановке передал свое произведение в дар авиацентру 19 февраля 2016 года.
…На фасаде одного из липецких домов вскоре после гибели Олега Пешкова появился баннер с военной символикой, самолетом, набирающим высоту на фоне гряды облаков, и надписью «Липецк гордится своими летчиками». Это высказывание относится ко всем без исключения липецким защитникам неба: к бывшим и нынешним, живым и мертвым, и, конечно же, к Олегу Анатольевичу Пешкову.
Несомненно, таких плакатов должно быть больше, и не только в Липецке, но и в других городах, и прославлять они должны не только летчиков, но и всех людей, которые вносят свой вклад в развитие и защиту нашего государства. Все должны знать о них.
Дмитрий ИВАННИКОВ