Общеизвестно, что распад СССР, экономические и социальные потрясения 90-х годов ударили по всем государственным институтам. Но, пожалуй, особенно тяжелые испытания выпали на долю Российской армии.
Боевая подготовка была практически свернута. Начиная с 1992 года, резкое сокращение поставок в армию горючего, боеприпасов, запчастей и иной комплектации буквально парализовало всю систему боевой подготовки.
Части «первого стратегического эшелона» из Восточной Европы поспешно выводились на родину.
Российские офицеры месяцами не получали денежного довольствия. Зачастую возникали проблемы даже с питанием личного состава. Оборонные предприятия простаивали, погружались в долги и теряли ценнейших «штучных» специалистов.
При этом даже то «военное наследство», которое было у России, содержать для страны оказалось не по силам. Дефицит бюджета требовал постоянного сокращения военных расходов, инфляция сводила на нет запланированные ассигнования.
Совокупная оборонная мощь страны (исключая ядерные силы) в 1990-е годы упала в 46 раз по сравнению с СССР. Резко снизились боеготовность и боеспособность войск. К 1998 году в Вооруженных Силах не было частей, кроме средств ядерного сдерживания и Воздушно-десантных войск, готовых к немедленному выполнению боевых задач.
Кроме того, по Вооруженным Силам был нанесен разрушительный информационный удар. Делалось все для того, чтобы унизить армию, оскорбить все то, что связано с такими понятиями, как присяга, долг, служба Отечеству, патриотизм, ратная история России.
За ошибки, допущенные при многочисленных и непоследовательных армейских реформах, за которыми часто ничего не стояло, кроме механического сокращения, пришлось заплатить очень дорогую цену.
Когда в 1999 году банды международных террористов развязали агрессию против России, возникла трагическая ситуация. Группировку войск пришлось буквально собирать по частям. Штатная численность Вооруженных Сил превышала 1 миллион 360 тысяч человек. А укомплектованных частей, способных без дополнительной подготовки приступить к выполнению задач, практически не было.
И все же на наиболее опасных направлениях того времени армия выполняла свои задачи. Как писал в 2012 году Президент России Владимир Путин в статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России»: «Выполнили свой долг наши офицеры, сержанты, солдаты граждане, для которых Присяга Родине значила больше, чем жизнь, собственное здоровье и благополучие. И, главное, в государстве, в обществе, наконец, вернулось понимание простой истины Вооруженными Силами надо дорожить. Их надо укреплять, иначе «придется кормить чужую армию» или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов».
После чеченских событий группировка российской армии в августе 2008 года провела успешную операцию по принуждению Грузии к миру, защитила народы Южной Осетии и Абхазии. Однако и этот временной отрезок красноречиво свидетельствовал о никуда не девшихся недостатках и бедах российских Вооруженных Сил техника часто выходила из строя, солдаты были плохо экипированы.
Опыт всех предыдущих лет доказывал, что потенциал развития прежней военной структуры, доставшейся нам от СССР, полностью исчерпан. Выход был только один строить новую армию. Армию современного типа мобильную, находящуюся в состоянии постоянной боевой готовности.
Реформа, начатая в 2008 году, стала самой крупной в Российской армии за всю постсоветскую историю. Была принята беспрецедентная по объемам программа перевооружения армии до 2020 года. Также в целях реализации стоящих перед Вооруженными Силами России задач Министерство обороны совместно с федеральными органами исполнительной власти разработали план обороны на 2016-2020 годы, который был утвержден президентом страны в ноябре 2015 года. Он учитывает все вызовы и угрозы в военной сфере, предусматривает обеспечение обороны государства по всем прогнозируемым вариантам возникновения военных конфликтов с участием Российской Федерации.
Каково же состояние нашей армии в настоящее время?
Наращивание ее мощи это прежде всего ответ на вызовы времени, обострение военно-политической обстановки в мире, особенно в Европе, в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Наблюдается последовательное расширение блока НАТО. За относительно короткое время он расширился почти в два раза, пополнившись двенадцатью новыми членами. Активно готовятся к вступлению в блок Черногория, Македония, Босния и Герцеговина. В сферу интересов альянса активно вовлекаются Финляндия, Швеция, Сербия и Молдавия.
Только за 2015 год в странах Балтии, Польши и Румынии натовский контингент увеличился по самолетам в восемь раз, а по количеству военнослужащих в 13 раз. На их территории дополнительно переброшены до 300 танков и БМП, развертываются комплексы противоракетной обороны в Румынии и Польше.
На территориях Бельгии, Италии, Нидерландов, ФРГ и Турции сосредоточено около 200 американских ядерных авиабомб, предусматривается их обновление. В различных степенях готовности содержатся 310 самолетовносителей.
Весной прошлого года парламент Японии изменил статус сил самообороны и предоставил им право действовать за пределами государства.
Расширяются зоны влияния «Исламского государства». Это Сирия, Ирак, существует угроза переноса действий боевиков в Центральную Азию и на Кавказ.
Понятно, что в сложившихся условиях Вооруженные Силы России должны обладать необходимым потенциалом для защиты суверенитета страны.
В этой связи продолжается наращивание качественного состояния Вооруженных Сил. Укомплектованность личным составом доведена до 92 процентов, при этом доля военнослужащих по контракту за прошлый год выросла почти на 10 процентов. Впервые количество контрактников превысило численность призывников.
Стратегические ядерные силы поддерживаются на уровне, позволяющем гарантированно решать задачи ядерного сдерживания. В Ракетных войсках стратегического назначения более 95 процентов пусковых установок содержится в постоянной готовности к боевому применению. На боевом дежурстве находятся ракетные полки, оснащенные комплексами «Ярс» стационарного и подвижного базирования. Авиационные стратегические ядерные силы в 2015 году пополнились десятью модернизированными самолетами, из них два Ту-160, три Ту-95МС и пять Ту-22М3.
Усилилась боевая мощь морских стратегических ядерных сил. В состав постоянной готовности введены ракетные подводные крейсера стратегического назначения «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
На новый качественный уровень введены силы общего назначения. В Сухопутных войсках сформировано восемь бригад различного назначения, в войска поставлены бригадные комплекты ракетных комплексов «Искандер-М», 1772 танка и других бронированных машин, 148 ракетно-артиллерийских систем, 2292 автомобиля различного назначения.
На базе ВВС и войск ВКО завершено создание нового вида Вооруженных Сил Воздушнокосмических сил. Проведены необходимые структурные преобразования. Все силы и средства этого вида Вооруженных Сил сосредоточены в едином контуре управления для решения задач в воздушнокосмической сфере.
В рамках государственного оборонного заказа 2015 года получены современные летательные аппараты, зенитноракетные системы и комплексы, радиолокационные системы.
Выполнен первый этап создания единой космической системы. Введен в действие ее западный модернизированный командный пункт и осуществлена подготовка наземных средств космодрома Плесецк. Произведен запуск первого космического аппарата этой системы.
Существенный скачок сделан в области развития беспилотной авиации. Опыт выполнения боевых задач в Сирии показал, что они незаменимы в ходе боевых действий. Если в 2011 году в Вооруженных Силах было только 180 систем, то сейчас мы имеем 1720 современных беспилотных летательных аппаратов.
Поставка многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей позволила сохранить темпы наращивания боевого потенциала Военноморских сил.
Расширены возможности Воздушно-десантных войск по десантированию за счет поставок новых парашютных систем.
Успешно справляется с заданиями государственный оборонный заказа.
Значительно повышены возможности Национального центра управления обороной Российской Федерации. Суммарная вычислительная мощность суперкомпьютера, установленного в центре, в несколько раз превосходит аналогичные устройства в вооруженных силах иностранных государств. Завершено развертывание распределенной сети защищенной видеоконференцсвязи, продолжено создание программноаппаратных комплексов национального и региональных центров. Эти меры дали возможность повысить качество и устойчивость управления, а также более оперативно реагировать на изменения военнополитической обстановки. Новое развитие получила техническая основа системы управления. В войска поставлено современные средства связи.
В специальной операции в Сирии участвуют дальняя оперативно-тактическая и армейская авиация, корабли, подводные лодки нескольких флотов. Впервые нанесены массированные удары высокоточными крылатыми ракетами воздушного и морского базирования на дальность до полутора тысяч километров. Боевая авиация совершила тысячи боевых вылетов. В результате бандформированиям ИГИЛ нанесен существенный ущерб.
Показательно, что это не могут не признать даже наши недоброжелатели. Хотя США публично критикуют операции Москвы в Сирии, данные американских аналитических центров показывают, что российские ВКС действуют высокопрофессионально и точно.
Стоит подчеркнуть, что успешным действиям в Сирии предшествовала напряженная боевая учеба. Внезапные комплексные проверки боевой готовности, проводимые с 2013 года, внесли весомый вклад в подготовку личного состава к боевым действиям.
Проверки охватывают полностью все Вооруженные Силы. Как результат командиры и штабы в любом военном округе способны к перегруппировке на большие расстояния и выполнению задач на незнакомой местности.
Так на учении «Центр-2015» был отработан весь цикл мероприятий по подготовке и ведению военных действий на центральноазиатском стратегическом направлении. Впервые за 25 лет практически решены вопросы создания и применения мощной ударной авиационной группировки. В ходе массированного авиационного удара участвовало 150 самолетов, произведена высадка воздушного десанта численностью 800 человек. В ходе учения созданные группировки войск полностью подтвердили свою готовность и способность обеспечить военную безопасность России в центральноазиатском регионе.
Под руководством Президента Российской Федерации была проведена тренировка по управлению Вооруженными Силами. В ходе ее отработан весь перечень приоритетных задач комплексного применения стратегических сил сдерживания. В результате мероприятий боевой подготовки увеличились налет экипажей, наплавность экипажей надводных кораблей и подводных лодок, километраж практического вождения механиковводителей боевых машин. В Воздушно-десантных войсках возросло количество прыжков с парашютом.
Повышению качества индивидуальной подготовки военнослужащих способствовали впервые проведенные Армейские международные игры. Отметим, что все летчики, выполняющие боевые задачи в Сирии, на различных этапах принимали участие в соревнованиях «Авиадартс».
С учетом объемов и темпов перевооружения армии совершенствуется система военного образования. Окончательно сформирован облик сети высших военноучебных заведений Министерства обороны. С этого года приступили к формированию так называемого электронного вуза, для чего создается сервис обмена информацией между учебными заведениями Министерства обороны. Реализован пилотный проект электронной библиотеки и утверждены единые стандарты электронных учебников, обучение по ним началось с 1 сентября 2016 года.
Проведенная работа по повышению престижа военной службы и поднятию патриотизма значительно увеличила количество желающих стать профессиональными военными. Конкурс в вузы Министерства обороны, включая командные, достиг девяти человек на место. Принят ряд мер по ликвидации дефицита специалистов. В Министерстве обороны созданы условия службы, обеспечивающие развитие способностей призывников. С этой целью сформированы 12 научных рот, где проходят службу выпускники 42 вузов. Выполняя поручение Президента Российской Федерации, приступили к формированию научнопроизводственных рот. Увеличивается количество довузовских учебных заведений, открыты Пермское и Тульское суворовские военные училища. Начал работу круглогодичный спортивнооздоровительный лагерь Севастопольского президентского кадетского училища, в котором ежегодно будут укреплять здоровье 850 воспитанников и других довузовских учебных заведений Министерства обороны.
Приоритетным направлением стало решение вопросов социальной защищенности военнослужащих. Впервые удалось выйти на системное и плановое обеспечение военнослужащих постоянным жильем. Практически решена проблема обеспечения служебным жильем. Эффективной мерой, позволившей в семь раз сократить количество нуждающихся в служебном жилье, явилось повышение размера денежной компенсации за наем жилых помещений. Продолжается развитие накопительноипотечной системы.
Завершено формирование окончательной структуры военной медицины. В военные госпитали поставлено свыше двух тысяч единиц медицинского оборудования, что позволило увеличить до 30 процентов оказание сложной медицинской помощи.
Министерство обороны активно реализует поручения Президента России. Одним из них является реализация программы комплексного развития арктических территорий от Архангельской области до Дальнего Востока, а также островов Северного Ледовитого океана. На островах завершено обустройство четырех военных баз, идет строительство аэродрома и военного городка на острове Земля Александры, возводятся военные объекты на островах Котельный, Врангеля, Средний, Новая Земля, мысе Шмидта и в поселке Алакуртти. Приняты меры по экологической очистке Арктики, где накопилось свыше 65 тысяч тонн металлолома.
В нынешнем перед Министерством обороны стоят приоритетные задачи. Прежде всего необходимо продолжать наращивание боевых возможностей Вооруженных Сил, принять меры по усилению группировок войск на западном, югозападном и арктическом стратегических направлениях, обеспечить своевременное размещение и неукоснительное исполнение заданий государственного оборонного заказа.
Таким образом, будут созданы все условия, при которых Вооруженные Силы своим боевым составом гарантированно обеспечат защиту суверенитета России.
Александр ГУБАНОВ