СЛУЖБА ДНИ И НОЧИ

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения продолжает оставаться острой по всей стране, в том числе и в Вооруженных Силах. В ВС РФ на страже безопасности дорожного движения стоит военная автоинспекция, которая ныне входит в структуру Главного управления военной полиции Минобороны РФ. О новой структуре военной автоинспекции, ее приоритетных задачах и их выполнении на практике в интервью журналу рассказал начальник 11­-й военной автомобильной инспекции (региональной) Западного военного округа полковник Игорь КОСТРЕЦОВ.

 

Начальник 11­-й военной автомобильной инспекции (региональной) Западного военного округа полковник Игорь КОСТРЕЦОВ.
Начальник 11­-й военной автомобильной инспекции (региональной) Западного военного округа полковник Игорь КОСТРЕЦОВ.

­ Игорь Михайлович, что представляет собой сегодня, после всех проведенных в армии реформ, 11­-я региональная военная автомобильная инспекция?

­ 11­я региональная ВАИ входит в состав органов военной полиции и подчинена начальнику Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации. Она включает в себя 37 территориальных ВАИ: 16 первого и 21 второго разрядов. Район ответственности 11­-й ВАИ охватывает 30 субъектов Российской Федерации, где в основном размещены войска Западного военного округа, а также воинские формирования других ведомств. В этот перечень входят: республики Карелия и Коми, области ­ Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская, Ненецкий автономный округ, города Москва и Санкт­Петербург.

11­я региональная ВАИ занимается реализацией в воинских частях Вооруженных Сил РФ, дислоцированных на территории ЗВО, государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также управляет подчиненными территориальными автомобильными инспекциями.

­ В чем на сегодняшний день заключаются функции территориальных подразделений ВАИ?

­ Во­первых, это организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в войсках, дислоцированных на территории Западного военного округа, и осуществление контроля за соблюдением военнослужащими и лицами гражданского персонала законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и приказов Минобороны РФ.

Во­вторых, обеспечение передвижения воинских колонн по дорогам общего пользования и колонным путям на территории ЗВО, организация дорожно­патрульной службы военных автоинспекций на маршрутах движения транспортных средств воинских частей.

В­третьих, осуществление государственной регистрации и технического осмотра транспортных средств воинских частей, а также допуска водителей Вооруженных Сил к участию в дорожном движении на территории ЗВО.

­ Какими силами и средствами обладают подведомственные вам подразделения для эффективного выполнения возложенных на них функций?

­ Территориальные военные автоинспекции укомплектованы современными автомобилями «форд­фокус» и другой техникой, обеспечены специальной экипировкой автоинспекторов, средствами диагностирования скоростного режима, алкотестерами, светоотражающими жилетами и жезлами.

В прошлом году были приняты на вооружение мобильные пункты контроля ВАИ, оборудованные всем необходимым для несения службы инспекторов в любых климатических условиях. Причем в соответствии с госконтрактом автоматизированные информационные системы обеспечены современными радиостанциями.

Наши возможности еще более расширятся, когда будут приняты на вооружение современные образцы автомобильной техники, такие как «Рысь» и «Тигр».

2

­ Одной из приоритетных задач вы назвали организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения в войсках Западного военного округа. Наверное, в этом деле важное значение имеет прежде всего профилактическая работа?

­ Разумеется, важно предупредить нарушения, наши усилия как раз и направлены на профилактику происшествий. Прежде всего контролируем качество подготовки транспорта и профессиональный уровень водителей. Так, инспекторами ВАИ ежегодно проводятся технические осмотры всего эксплуатируемого транспортного парка с использованием подвижных средств контроля. Специалисты тщательно проверяют состояние тормозной системы, рулевого управления, световой сигнализации и т.д. Всего более тридцати позиций, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения. Неисправные автомобили в рейс не выпускаются до устранения выявленных недостатков.

Кроме того, большую роль в предотвращении ДТП играет налаженная в частях система профессионального обучения военных водителей. Что в нее входит? Прежде всего обязательное совершенствование практических навыков вождения, четкая организация предрейсовой подготовки. Продуктивными формами работы являются и тщательно проводимые разборы причин ДТП. В каждом случае серьезного нарушения правил эксплуатации техники командованием принимаются жесткие меры.

В районах ответственности территориальных ВАИ наши сотрудники участвуют в общих технических конференциях и проводят индивидуальную работу с владельцами личного транспорта, доводят до военнослужащих и гражданского персонала информацию о состоянии аварийности, указывают на выявленные недостатки и причины, способствующие дорожно­транспортным происшествиям.

Хорошим подспорьем в работе по профилактике аварий и происшествий на транспорте также являются регулярно проводимые в войсках в соответствии с указаниями Минобороны РФ и командования ЗВО месячники и акции по безопасности дорожного движения с участием инспекторов ВАИ.

­ В чем можно выразить результаты работы вверенного вам подразделения ВАИ, удалось ли добиться значительных улучшений в обеспечении безопасности на дорогах?

­ Обратимся к ежегодной статистике, она объективно скажет сама за себя. Так, по итогам прошлого года общее количество ДТП на служебном транспорте по сравнению предыдущим, к сожалению, увеличилось на 11%. В то же время отмечается положительная тенденция сокращения количества ДТП на служебном транспорте по вине военнослужащих на 6%.

Также за этот период количество ДТП на личном транспорте уменьшилось на 12%, погибших ­ на 14%, раненых ­ на 11%.

Несмотря на предпринимаемые меры, на территории ЗВО, к сожалению, продолжают иметь место дорожно­транспортные происшествия, и особенно на личном авто военнослужащих. Проведенный нами анализ показал, что 48% ДТП происходит по причине превышения водителями безопасной скорости движения, 11% ­ из­за нарушения правил проезда перекрестков. Одним словом, проблем, требующих своего решения, еще немало.

Силами наших сотрудников систематически проводится проверка по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в зоне нашей ответственности. В течение года была проведена проверка более чем в 700 воинских частях Западного военного округа, и по 182 из них получен неудовлетворительный результат. Инспекторами ВАИ на дорогах было проверено порядка сорока трех с половиной тысяч автомобилей, и более чем в семи с половиной тысяч из них были обнаружены недостатки и нарушения. Разумеется, соответствующие меры принимались незамедлительно, и результаты налицо. В нынешнем году нарушения уже не носят такого массового характера.

3

О всех выявленных нарушениях докладываем непосредственно командующему войсками ЗВО генерал­полковнику Анатолию Сидорову. Еженедельно представляется обзор аварийности, в котором наряду с информацией о совершенных ДТП на территории округа и тяжести их последствий сообщаются сведения о должностных лицах и водителях воинских частей, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях. Более того, ежеквартально командующему также направляется анализ ДТП на служебном и личном транспорте, совершенных на территории Западного военного округа. По всем предоставленным сведениям командующим принимаются самые жесткие меры к конкретным виновникам, в войска поступают неукоснительные требования, направленные на устранение выявленных недостатков.

­ По итогам прошлого года возглавляемый вами коллектив занял первое место и был награжден начальником Главного управления военной полиции полковником Игорем Сидоркевичем переходящим кубком. Это свидетельство того, что ваши подчиненные выполняют свои задачи на высоком уровне…

­ Первое место в соревновании, конечно же, является заслугой всего коллектива 11­й военной автомобильной инспекции (региональной) и подчиненных ВАИ (территориальных), которые внесли огромный вклад в дело обеспечения безопасности дорожного движения.

Среди тех, кто проявляет наибольшее старание, настойчивость и трудолюбие в работе, хотел бы особо отметить своего заместителя ­ подполковника Вячеслава Нестерова, начальника отделения регистрации транспортных средств, разрешительной деятельности и технического надзора подполковника Александра Орлова, начальников военных автоинспекций территориальных гарнизонов полковников Андрея Полякова (Калининград), подполковников Марата Ахунова (Нижегородская область), Павла Топалова (Североморск), Андрея Белянского (Санкт­Петербург), Александра Ятмара (Петрозаводск), Вячеслава Репина (Архангельская область), Владимира Кузьмина (Воронеж), майоров Виталия Алисевича (Ленинградская область) и Игоря Раецкого (Московская область).

В целом же на нас возложен широкий спектр весьма ответственных задач, и их удается решать прежде всего благодаря профессионализму сотрудников. Например, нам удалось обеспечить полную безопасность дорожного движения при подготовке и проведении парада, посвященного очередной годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в городах Москве, Санкт­Петербурге, Калининграде, Мурманске, Туле, Смоленске и в поселке Мулино Нижегородской области, а также парада войск Санкт­Петербургского гарнизона, посвященного 70­летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Серьезная нагрузка легла на наших сотрудников во время совместного стратегического учения «Запад­2013». В итоге мы обеспечили бесперебойное передвижение воинских колонн по территории ЗВО. Точно так же, как и сегодня, обеспечиваем движение колонн в ходе проведения различных плановых мероприятий по боевой подготовке. Этот процесс непрерывен, ведь боевая подготовка идет интенсивно и в любое время суток. Наши инспектора несут дорожно­патрульную службу, осуществляют государственную регистрацию и техосмотр транспортных средств воинских частей, выполняют ряд других задач. Словом, всегда на посту, такая служба.

­ Мне довелось увидеть на полигоне, как во время проведения контрольной проверки экзаменовал ваших подчиненных представитель Главного управления военной полиции Минобороны РФ полковник Александр Попов. Венные инспектора показали хороший уровень выучки. Это результат хорошо организованной системы профессиональной подготовки?

­ Да, мы уделяем этому вопросу приоритетное внимание. Профессиональная подготовка проводится постоянно и включает в себя в первую очередь учебно­методические сборы с начальниками и инспекторами ВАИ. На них рассматриваются наиболее актуальные вопросы. В их числе грамотная организация дорожно­патрульной службы, технических осмотров, аспекты регистрации транспорта и другие. Лучшие специалисты делятся своим опытом работы, рассказывают об острых, поучительных жизненных ситуациях, в которые они попадали, как из них выходили. Доводятся до каждого сотрудника новые требования законов и руководящих документов Минобороны РФ.

Не так давно наши инспектора в соответствии с Кодексом об административных нарушениях получили право привлекать к административно­материальной ответственности водителей из числа военнослужащих по контракту и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Однако размытость некоторых законодательных формулировок не позволяет составить четкое представление о последовательности их применения. Поэтому на занятиях наши опытные инструктора скрупулезно разбирают с сотрудниками  вопросы правильного оформления соответствующих протоколов, учат их грамотно реагировать на претензии нарушителей. Таким образом, военные инспектора постоянно совершенствуют свои юридические знания и практические навыки.

Кроме того, в последние годы все прапорщики и сержанты ВАИ проходят обучение по программе интенсивной общевойсковой подготовки. То есть на полигоне в условиях, максимально приближенных к боевым, они учатся метко стрелять из штатного оружия, метать гранаты, выполнять нормативы по вождению машин. У нас систематически проводятся плановые занятия по изучению руководящих документов и общевоинских уставов, по специальной, строевой, технической, огневой, тактической, РХБ защиты, физической подготовке и по другим дисциплинам. По ним регулярно принимаются зачеты.

Офицеры региональной и территориальных ВАИ в свою очередь аналогичным образом на полигонах также совершенствуют личную профессиональную выучку.

Во время проведения оперативно­специального сбора руководящего состава военной полиции Вооруженных Сил РФ под руководством начальника Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации полковника Игоря Сидоркевича на базе ЗВО наш коллектив оказывал поддержку и помощь. Для проведения занятий с офицерами были оборудованы учебные места и «точки».

В плане профессиональной подготовки можно выделить тех, кто является примером для других. Так, по огневой и строевой подготовке  лучшие результаты демонстрируют начальник 165­-й ВАИ майор Виталий Алисевич, по вождению машин отличился старший лейтенант Андрей Селезнев ­ старший инспектор ДПС 28-­й ВАИ (Псковский гарнизон). По физической подготовке лучшие результаты у прапорщика Николая Ступакевича ­ старшего инструктора ДПС 36­й ВАИ (Новгородский гарнизон). Сотрудники 26-­й ВАИ во главе с подполковником Андреем Белянским образцово выполняют отдельные специальные задачи и грамотно организуют взаимодействие с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) города Санкт­Петербурга. Также стоит отметить старшего прапорщика Сергея Гаврилова, инспектора ДПС 26-­й ВАИ (Санкт­Петербургский гарнизон), который отлично выполнил ряд упражнений учебных стрельб.

Все это имеет большое значение, потому что сотрудникам ВАИ часто приходится действовать в условиях, приближенных к боевым, а при необходимости и в боевых условиях. Например, при организации движения воинских колонн. Так что человек должен быть подготовлен всесторонне, и умение метко стрелять инспектору ВАИ просто необходимо, что доказано практикой.

­ Как вам совместно с ГИБДД на местах удается решать задачи обеспечения безопасного дорожного движения на территории ЗВО?

­ Мы давно и плодотворно сотрудничаем с государственными инспекциями безопасности дорожного движения как на уровне управлений ГИБДД субъектов Российской Федерации, так и с их районными отделами. В чем оно заключается? Это и совместное несение дежурства на стационарных постах, и совместное патрулирование при организации дорожно­патрульной службы, и обеспечение безопасности при сопровождении воинских колонн, и регулирование дорожного движения при их прохождении по дорогам общего пользования.

Так, например, 49­-я территориальная ВАИ, расположенная в Нижегородской области, неоднократно по обращению начальника местного отделения ГИБДД оказывала практическую помощь в рамках проведения специализированной профилактической операции «Бахус», направленной на снижение дорожно­транспортного травматизма по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Благодаря четко налаженному взаимодействию с ГИБДД на местах нам удается осуществлять безопасное перемещение огромного количества техники и личного состава в Москве, Санкт­Петербурге и в других городах, где проводятся военные парады.

­ Игорь Михайлович, какие из существующих проблем больше всего волнуют вас и ваших коллег?

­ При организации круглосуточного дежурства патрульной службы на дорогах, а также при проведении технических осмотров в частях округа мы постоянно испытываем нехватку личного состава. Укомплектованность штатов специалистами составляет 86%. Соответственно растет нагрузка на людей.

Другая проблема ­ нахождение молодых офицеров на сержантских должностях из­за сокращения штатов. Она осталась до конца не решенной и по сегодняшний день.

Выпускников высших военных училищ по нашему профилю в ближайшие года три мы, очевидно, не получим. Потому дорожим теми, которые к нам ранее прибыли для прохождения службы. Ряд офицеров до сих пор стоят на сержантских должностях. Все они хотят служить. В свою очередь мы стараемся им помочь, как только освобождаются офицерские должности, то сразу производим соответствующие назначения. Принимаем и другие меры. Отправили предложения в Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, чтобы пересмотрели существующие штаты на предмет их расширения.

В этих вопросах находим полное понимание и поддержку со стороны Главного управления военной полиции Минобороны РФ, начальника отдела безопасности дорожного движения и автоматизированных систем управления ВАИ МО РФ полковника Александра Попова, командования ЗВО.

­ Инспекторам ВАИ, днем и ночью дежурящим на дорогах, приходится сталкиваться с разными ситуациями. Наверняка бывает так, что не будь на посту инспектора ВАИ, задержавшего неисправную машину, авария случилась бы неизбежно. Какие случаи из практики особенно запомнились?

­ Всевозможных примеров действительно можно привести много. Главная задача инспектора ВАИ на своем посту в том и заключается, чтобы проверить автотранспорт на наличие в нем тех или иных неисправностей, нарушений, добиться их устранения или поставить технику на прикол и сообщить об этом руководству. Разумеется, все это предупрежденные дорожно­транспортные происшествия, которые могли бы случиться.

4

А рассказать хотелось бы о неординарном случае. О мошенниках в обиходе мы слышали неоднократно, а вот в ВАИ с этим нашему сотруднику пришлось столкнуться впервые. Это произошло в черте города Владимира, где на посту ДПС 46-­й ВАИ дежурил инспектор сержант А. Платонов. Им был замечен подозрительный автомобиль со спецсигналами и опознавательными знаками ВАИ. А недалеко от него неизвестный гражданин в форме сотрудника военной автоинспекции в звании старшего прапорщика пытался оформить ДТП гражданской машины. Сержант Платонов подошел к нему и твердо потребовал предъявить документы, удостоверяющие личность. Неизвестный возмутился, но под предлогом, что документы в машине, залез в нее и… по газам. В ходе его преследования Платонов убедился, что он направляется в сторону Ивановской области, и о данном факте сообщил подполковнику А. Забиралову ­ начальнику 46­-й ВАИ, а тот в экстренном порядке доложил вышестоящему командованию и в органы ФСБ РФ. В результате оперативно предпринятых совместных мер УГИБДД Ивановской области и ВАИ был задержан лжеинспектор. У мошенника изъяли поддельные удостоверения военной полиции и военнослужащего, а также незаконные госномера на автомобиль. За проявленную бдительность и своевременную организацию взаимодействия со спецслужбами и правоохранительными органами по задержанию мошенника сержант А. Платонов и подполковник А. Забиралов заслужили благодарность от командования.

Интервью вел

Низамидин КАИНБЕКОВ.

Фото автора